45. Володя встречает Клару Калачеву

Михаил Самуилович Качан
На фотографии Клара Петровна Калачева в 1964 году


Дата 19 мая 1964 года запечатлена в наших семейных анналах как дата встречи Володи Штерна с Кларой Калачевой.

Клара училась на 1-м курсе гуманитарного факультета НГУ и собиралась стать историком, а жила у сестры отца Веры Степановны на ул. Ильича. Вера Степановна Калачева работала с.н.с. в Институте экономики и организации промышленного производства. Она имела степень к.э.н. и пользовалась в институте большим авторитетом. Она-то и предложила Кларе учиться в НГУ.

Родители Клары Петр Степанович Калачев и его жена Анна Павловна (девичья фамилия Чугунова) жили тогда в Новокузнецке Кемеровской обл. В Новокузнецке Калачев в это время работал на шахте Зыряновская главным механиком. Петр Степанович окончил, как и я, Ленинградский политехнический институт, но еще до войны. Встретил Анну Павловну, свою будущую жену, на преддипломной практике в Горьком (теперь этому городу вернули прежнее название Нижний Новгород) на Горьковском автозаводе (ГАЗ).

После окончания института Петр Степанович сначала работал в Центральном котлотурбинном институте в Ленинграде, но затем уехал на ГАЗ, где быстро стал каким-то руководящим работником. Авария на заводе перевернула его жизнь. Он был осужден и сначала сидел в тюрьме, а потом был сослан в село Сосновка Кировской области. К этому времени он уже несколько лет был женат, и Анне Павловне разрешили жить с ним.

Старшая дочь, родившаяся в 1939 году, через год умерла, в 1940 году родился сын Женя, а в 1943 году дочь Клара. Срок ссылки закончился, только после войны, и семье разрешили уехать из села, но Ленинград и Горький для них оставались запретными для проживания городами. Они решили поселиться в Новокузнецке, который тогда назывался Сталинском, где в 1947 году Петр Степанович начал работать механиком на шахте Байдаевская.
Там Клара и окончила школу в 1961 г.

Как рассказывают оба, – и Клара, и Володя, - познакомились они в общежитии НГУ, перед кабинетом зубного врача. Клара и ее подруга Наташа Понырко сидели с книгами в руках и лихорадочно читали, – назавтра надо было сдавать экзамен по истории КПСС. Володя избрал это темой шуток. Он говорит, что сразу обратил внимание на Клару. И не просто обратил внимание, Володя утверждает, что это была любовь с первого взгляда.

В кабинете зубного врача они тоже оказались вместе. Володя продолжал острить и подшучивать, - Володя это может. Шутки его, я знаю, могут быть далеко не безобидны. Но я думаю, что он подшучивал все-таки не над девушками и не над историей КПСС, а над тем, как девушки готовились к сдаче экзамена по этому предмету.

Наверное, все-таки он не очень сильно обидел Клару, потому что, когда на следующий вечер, сдав экзамен по истории КПСС, Клара с подругами пришла на вечерний 10-часовой сеанс в кино, и рядом с ней неожиданно (только для нее) оказался Володя, она его не только не прогнала, но даже не проявила неудовольствия. Более того, несмотря на то, что Володя комментировал фильм, не замолкая ни на минуту, мешая смотреть кино, Клара и тогда не прогнала его. Более того, после кино, проводив Клариных подруг, они еще долго гуляли.
На следующий день Володя с Любочкой и со мной говорил только о Кларе. Он сразу сказал мне, что он встретил ту, единственную, свою любовь, которая навсегда.

Любочка в это время лежала в больнице. У нее начались боли в области живота. Диагноз ни тогда, ни впоследствии правильно поставить не могли. Вернее ставили не раз и не два. Даже лечили от чего-то. Делали операции и что-то вырезали. А живот продолжал болеть. Он болит иногда и сейчас, через 46 лет.

Володя пришел к своей старшей сестре в больницу. Рассказал о Кларе. Сказал, что она его судьба, и почему-то, как утверждает Любочка, спросил совета. Наверное, просто автоматически. Любочка встретила его слова о внезапной любви спокойно, но с некоторым недоверием. И потом, какой совет, она же Клару не видела.

Я тоже просто сказал ему:
– Познакомь, – посмотрим.

И Любочка, и я – оба посчитали, что это увлечение, свойственное для 24-летнего парня, быстро пройдет. И не придали Володиной исповеди большого значения.

Володя у нас был «юношей бледным со взором горящим». Правда, скорее пылким, чем бледным, но горящим взором он точно был отмечен. Да он и сейчас, в 70 лет, остается таким. А о Кларе он может говорить нам ежедневно и, по-прежнему, только в превосходной степени. Так что, он оказался прав: это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

Мы познакомились с Кларой

Любочка вышла из больницы дня за три до премьеры. В фойе кинотеатра ее увидел Володя.
– Можно тебя на минуточку, – сказал он Любочке.

Люба пошла за ним. Только когда они подошли к какой-то девушке и Володя сказал: "Знакомься, это Клара", Люба поняла, зачем он ее позвал.
Не знаю, что было дальше, но Любочка мгновенно обиделась на Володю за то, что он подозвал ее к Кларе, а не Клару к ней.

Рука, которую Клара протянула Любе, была, с ее слов, холодной и вялой. Разговора не получилось. Так с недоразумения началось знакомство Любы и Клары.

На следующий день и я познакомился с Володиной избранницей. Клара была с подругой.
– Миша, сказал Володя, - это Клара.

Я внимательно посмотрел на ту девушку, что указал мне Володя.
– Здравствуйте, Клара, - сказал я.

Невысокая, рыженькая смазливая девочка. И робеет, – я мысленно оценил эту девушку. Такого, чтобы сразу, с первого взгляда влюбиться в нее, – нет, я бы, наверное, не влюбился.

– Здравствуйте, – сказала мне Клара и отвела глаза в сторону, явно стесняясь меня.

– Что он там наговорил про меня, что она так стесняется, – подумал я. – Впрочем, это пройдет. Мне не о чем было ее спрашивать, разве что банально о погоде. Или говорить пошлости, что я очень рад познакомиться и т.д. Я не стал этого делать, и она молчала. На том и расстались.
- Пройдет, - подумал я.

Я ошибся. Володя с Кларой живут вместе уже 46 лет. У них две дочки - Ника и Ева и шестеро внуков. Володя и Клара - самые близкие нам люди.

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/03/27/317]