История Всемирной литературы 39 Мифология

Сергей Бурмистров
   Надо помнить, вслед за некоторыми исследователями, что миология, помимо всего прочего, была для первобытного человека ещё и наукой. Литературы, как личного переживания, ещё не было. Эгоизм человеческий ещё не вырос до степени самодостаточности; эгоисты банально не выживали. 
   Система противоположностей мифа, упоминаемых в нём вещей и явлений - это картина мира, научные данные первобытного человека. Плюс к этому пристёгиваются вымышленные герои.  Логика строения мира спрятана в повествовании о создании мира. Существующие элементы подаются как создаваемые.
   Первобытный человек был не глупее нас. Просто у него было меньше знаний и соображал он медленнее: привычки задумываться не было.

   Что можно взять для литературы? Очевидно, героев. Эти герои что-то создают или приносят людям. Ну и что? Сюжеты - практически все об одном и том же. Разве что взять мотивы: почему они это делают. Универсальный мотив: Богу было скучно и одиноко. Ещё Образцов на эту тему спектакль делал. Хотя, любой мотив можно прицепить: хотел секса - сделал людей, хотел карточных игр - сделал людей, хотел манной каши - не сам сварил, людей сделал...
   Можно написать тысячи произведений о создании мира.
   Но неужели дальше нет пути?

   Можно опираться на вещи. Ценность вещи - в её некоторых свойствах. Нет вещи - нет этих свойств. Культурный герой ощущает это отсутствие на себе или видит у людей. Например, пришёл в гости, хорошо посидели. Спать легли - на жёстком и холодно; культурный герой изобрёл одеяло.
   Берём любую вещь, находим её полезность - и поехали творить мир, где этого нет.
   Ещё одна тысяча произведений.

  Божественные мифы: Бог создаёт людей с теми или иными характерами (сексуальных, азартных... - см. выше). Культурный герой создаёт вещи. Одеяло, мобильный телефон...

  "О чём писать" - такой вопрос уже не стоит. Возьми любимую вещь, или последнюю вещь, которая была изобретена человечеством (("Лев Толстой не писал о сотовых телефонах и связанной с ними человеческой психологии" - следовательно, персонаж, помешанный (акцентированный) на телефонах - это свежий, оригинальный персонаж).

   Вот такие рассуждения.
   Читал вступительную статью ИВЛ "Возникновение словесного искусства".
   Такими темпами Всю ИВЛ за всю жизнь не осилю. Но зачем? Пишу комментарии. Горжусь собой. Интересно жить.