Смешная цена

Вячеслав Киктенко

                (Шурики-Мурики)

…скотина!.. Да куда же тебя понесло?.. и откуда ты взялся, Мурик ?..
Развалился, гад, на кресле за двухместным столиком в кафе, и сидит себе, пиво потягивает, рядышком с типом в панаме… а мне что прикажете делать? Стоять в сторонке и смотреть, как ты кайфуешь в летний зной?.. Да, пожалуй, что так… ничего другого не остаётся…
Вообще-то он ничего парень, этот Мурик, но вот кой чёрт занёс его сюда именно в этот час?.. А я бы, между прочим, тоже сейчас ледяную запотевшую кружечку опрокинул, но место, место-то занято!..
Хороший он парень, когда спит. А когда не спит – болван болваном, вечно шляется где ни попадя… опять в простое, видать, настоящего «дела» нет. Ну и сидел бы дома, детективчики мусолил, с тёлками парился… так нет же, понесло его!..
Вот, цапнул зажигалку со столика… кинул сигарету в пасть… хорошая зажигалка, с первого раза сработала: мягко так  высунула алый язычок, лизнула сигарету – и голубоватый дымок потянулся над столиком… отличная зажигалка!
Но что с ним делать? Ноги оторвать мерзавцу, чтоб не шастал попусту? Убить совсем, к чертям собачьим?..
Но зажигалочку, Мурик, ты мне отдашь, сильно она мне нравится – милая такая вещичка, с перламутровым отливом…

На выходе из парка я догнал его и хлопнул по плечу
– Огонька не найдётся?
Болван угрожающе развернул квадратное рыло, самозаводящийся рёв, уже начинающий восходить из утробы, смолк на полпути. Признал коллегу, разлыбился.
– Ты?.. Да без огонька?.. может, и сигареты забыл?
– Сигареты в наличии, а вот зажигалку посеял. Ну-ка, пособи…
Огонь уютно вытянулся из перламутровой оболочки. Я сдержанно похвалил.
– Хорошая вещица, уступил бы товарищу?
– Не-е, от добра добра не ищут, – исправная вещица…
– Ну так продай!
– Вон ларёк, купи новую.
– Мне твоя глянулась, уступи!..
Мурик злорадно ухмыльнулся:
– Своих вещей не уступаю! В твои годы свои надо иметь…
– Спорим, уступишь?
Болван недоуменно воззрился, но всё же спросил:
– Какую купюру предложишь?
– А какая первая попадётся!..
Я вынул из кармана стогриновую и не глядя протянул.
– Годится?
Квадрат вытянул губы трубой и недоверчиво промычал:
– Ты чё, серьёзно?.. За эту дрянь? Штамповка ведь…
– Серьёзно. Уступаешь?
– Бери…
– Ну вот, ты и проиграл спор. Бывай покуда…

Я сунул зажигалку в карман и зашагал прочь.
Но встревоженное чудовище не угомонилось.
– Слышь, Шурик, я что-то не догоняюсь…
ты разжуй толком, чтоб без обиды… коллеги всё-таки…
Глянув на его покрасневшую и вдруг ставшую добродушной ряху, я расхохотался:
– Знаешь, давай случай расскажу, а ты кумекай. Добро?..
– Добро…
– Ну так вот. Попал, значит, цивильный мужик в плен к людоедам. Стоит связанный, ждёт участи. Рядом костёр потрескивает… а племя сидит вокруг, глазами мужика пожирает. Вождь докурил трубку, спрашивает:
– Жить хочешь?
– Хочу.
– Что дашь взамен?
– Ничего нет.
– А поройся в карманах!
– Руки связаны…
Вождь команду даёт, развязывают мужика. Грустный, роется в карманах – ни черта не успел из каюты захватить! Одна зажигалка да пачка сигарет…
Вождь увидел зажигалку, глаза загорелись.
– Это что?
– Волшебная вещь, волшебный огонь…
– А ну, докажи!..
Щёлкнул мужик зажигалкой, огонь вспыхнул мгновенно, и племя одобрительно охнуло. Прикурил вождь новую трубку, и айда нахваливать:
– Правда, волшебная вещь!.. Подаришь?..
– А в живых оставишь?
– Не только оставлю – другом будешь! А завтра на лодку посажу, плыви куда знаешь…
Ну, задружились они. Наелись, напились до отвала, а утречком вождь самолично пошёл мужика проводить до лодки. Идут они, два друга, идут в обнимочку по лесистой тропинке к морю, а мужик возьми и спроси на радостях, с хорошего похмела:
– Скажи напоследок, по дружбе скажи, почему пощадил? Мог ведь и так забрать вещицу… да и никакая она не волшебная!..
– Волшебная, – качает головой вождь – редкая вещь! Да вот, погляди: разводит кусты на тропинке и выводит мужика на полянку. А там гора черепов навалена.
– Это кто такие? – спрашивает мужик.
– А это те – отвечает вождь – у кого зажигалка с первого раза не загоралась…
Тут Мурик захохотал, и радостно подытожил:
– Вот теперь въехал! Теперь без обиды…
– Ну, так вот и считай, что сегодня тебе крупно повезло…

Через год мы сидели с ним на веранде моей новой виллы у моря, обмывали покупку дома и нашу встречу, состоявшуюся по моей инициативе, вспоминали прошлое. Перламутровая зажигалка, давно оттянувшая срок и выдохнувшаяся, лежала на столике, меж разноцветных бутылок. Год назад мне удалось   удачно пролавировать между рифов и отмелей, уютно осесть в тихой заводи, и теперь можно было говорить обо всём. Я спросил, повертев опустевшую зажигалку:
– Узнаёшь?
– Никак та самая?
– Она. Я выиграл спор – и выиграл всё. А как твои сто гринов?
Мурик грустно ухмыльнулся:
– Да, старик, ты прав… видно, эта дрянь принесла тебе удачу… а тот стольник… где он теперь?..
– Он при тебе. Он теперь всегда будет при тебе. До смерти.
– Это как?
– А вот так! Помнишь типа в панаме, который сидел в тот день напротив тебя в кафе?
– Да нет… не очень помню… я тогда и не обратил внимания…
– А вот я очень даже обратил! Но ты, скотина, сел как раз на моё место в условленный час, и по дикому совпадению у тебя оказалась точно такая же зажигалка, как и у него, и точно такая же – заметь! – как и та, что я должен был передать типу в панаме…
– А он что, не знал тебя в лицо?
– Конечно нет, это был рядовой связной агент, в его задачу входило одно – сесть за тот столик и невзначай обменяться зажигалками. Вот и всё. А ты оказался на моём месте.
Смотри – я подставил зажигалку плоской стороной под солнце, и на просвет проступило из перламутровой глубины – СЛОВО…
Мурик вчитался в него… и ничего не понял.
– Да это же абракадабра какая-то!
– Да, это то самое «Петушиное Слово», которое я должен был произнести у банковского сейфа, причём именно  м о и м голосом. Ни на чей другой голос аппаратура бы не среагировала. Произнести Слово, которого я ещё не знал, – а знала лишь э т а  зажигалка! – И, в итоге, получить свои наградные за удачную операцию… вот эти наградные – я обвёл руками прекрасные контуры моей виллы с парком, выходящим к морю – плюс наперёд пара-тройка лет жизни без напряга и риска. Несколько чудесных лет отдыха…
Мурик побагровел.
– А где мои наградные?!. Я, можно сказать, сделал за тебя самую ценную работу, оказался в нужное время в нужном месте… это же  я вынул для тебя каштаны из огня!..
– Ну, во-первых… никто из живущих, кроме меня, не смог бы воспользоваться «Петушиным Словом». А во-вторых…
– Что во-вторых?
– Во-вторых ты уже получил свои наградные. И очень даже не маленькие. – Не проиграй ты мне спор, не уступи тогда зажигалку, могло бы выйти значительно хуже… поверь мне – значительно хуже для тебя…
– Да-а,  лихо развёл ты меня на той бодяге, на байке про вождя-людоеда… а я ведь и впрямь поверил – чудит малый, почему не воспользоваться на халяву?… Да ты, Шурик, сам людоед… нет, ты хуже людоеда! Белый хитрый монстр…– за такую смешную цену приобрёл целое состояние!..
– Смешная цена? Нет, Мурик, тот день был самый удачный именно в твоей судьбе, и уж поверь – то была самая выгодная сделка в твоей жизни. «Смешная цена»!»… А знаешь, мне кажется, ты так и не понял, что это была не цена, а стоимость… высокая рыночная стоимость всей твоей никчемной, дешевенькой шкуры, скотина!..