Дом 21 дробь 4 на Старой Басманной Гл. 6

Александра Плохова
                СЕМЕЙНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

В заставке -  учащиеся Александровского коммерческого училища. На фото слева - Иван Иванович Плохов , а справа – фотография его сыновей: за рулём отцовского мотоцикла марки «Harley-Davidson» – Евгений, а сзади – Владимир.
(В коляске дочери – Нина и Зина).

                ***

Дом 21/4 на Старой Басманной улице Москвы, бывший когда-то дворцом князя Куракина, в 1885 году распахнул свои двери для учеников Александровского коммерческого училища.
Александровское коммерческое училище отличалось новаторской системой воспитания и образования.
О системе, отвечающей требованиям времени взлёта промышленности и экономики, и об её авторе - известном русском ученом-математике, члене-корреспонденте Петербургской Академии Наук, профессоре Императорского технического училища Алексее Васильевиче Летникове, я рассказала в предыдущей главе 5.
Основой основ образовательной системы профессора А.В. Летникова, - первого директора Александровского коммерческого училища, было воспитание в учениках дисциплины, ответственности, трудолюбия, умения полученные знания применять в практических делах на пользу людям, на пользу Отечеству – воспитание в подростках ощущения себя в обществе свободной творческой личностью, обладающей чувством Чести и Достоинства.

Мой дед был первым из цепочки членов нашей семьи, кто перешагнул порог старинного здания на Старой Басманной в 1887 году.  Иван Иванович Плохов стал учеником Училища. Спустя четверть века войдут в этот Дом и станут учащимися его сыновья: старший сын Евгений, и младший - Владимир (мой отец).

По воспоминаниям моих родных дед - это: требовательность к себе, трудолюбие, упорство в достижении цели, аккуратность в любой работе, за что бы он ни принимался.
Иван Иванович Плохов получил прекрасное воспитание.
Нравственные устои, были заложены и переданы ему  от рождения с генами предков, живших по  Евангельским законам.
В этом была не только заслуга его родителей (пример отца, труженика, профессионала - управленца, и строгой матери - немки).
Глубокие начальные знания и основы поведения в личной жизни и в обществе были заложены особой системой образования в Александровском коммерческом училище.
Именно в этом Училище сформировались все качества незаурядной личности Ивана Ивановича Плохова. Именно там появился его интерес к технике и науке.
И конечно, для него по окончании училища был прямой путь, соответствующий его характеру, интересам и наклонностям, – в Императорское Московское Техническое Училище, теперь МВТУ имени Баумана.
 Огромный вклад в развитие промышленности вносили выпускники Московского Императорского Технического Училища (МИТУ). Их знания применялись в самых различных технических сферах, в том числе и бумагопрядильном, льняном и льнопрядильном производстве.
Именно на льнопрядильной фабрике, директором которой был Сергей Александрович Щербаков, выпускник МИТУ,  много лет работал главным инженером Плохов Иван Иванович.
Внимание его живого ума было обращено на совершенствование ткацкого производства. Результатом его работы были полученные им многочисленные патенты на изобретения, увеличивающие производительность труда и обеспечивающие значительный экономический эффект. Успех окрылял, давал уверенность в своих силах и возможностях. По словам бабушки и папы, дед трудился днем и ночью. Он интересовался всеми новостями науки и техники, применяя их на практике: на производстве и даже дома.
Возникали научные и профессиональные общества. Иван Иванович Плохов стал членом «Комитета содействия развитию ткацкого дела».

Он был дружен со многими инженерами, учёными того времени.  Состоял в переписке с великим учёным Владимиром Григорьевичем Шуховым — автором проекта уникальной радиобашни на Шаболовке в Москве. Похоже, Шухов стал для И.И. Плохова наставником и учителем.
По семейным воспоминаниям друзьями деда были московский писатель и журналист  В.Г. Гиляровский, а также настоятель церкви Воскресения Христова в Сокольниках Иван Иванович Кедров, бывавшие в нашем доме. Дед был знаком с Горьким.

Я никогда не видела своего деда. Его не было в доме, но он незримо присутствовал. Его дух витал в нашей квартире и вошел в мое детское сердце и сознание.
Уклад, быт дома в Сокольниках хранили память о нём.
Удивительно, как много могут рассказать о человеке его личные вещи, случайно сохранившиеся или сбережённые.

 Модель яхты, сделанная руками деда, игла с кусочком суровой нитки для сшивания парусов, медные запонки с якорями говорят об увлечении деда парусным спортом. Он был членом Московского яхт-клуба.

О домашнем досуге дедушки рассказывают шахматы, вырезанные и выточенные им самим на токарном станке, фигурки которых представляют российскую и прусскую армии, а также – замечательная панорама на Евангельскую тему Рождества Христова, которую дедушка мастерил вечерами вместе со своими детьми.

В домашней библиотеке деда наряду с русскими и зарубежными классиками я ещё девятилетним ребёнком обнаружила иностранные словари (латинские, греческие и прочие), а также удивившую меня старинным языком и шрифтом «Арифметику Магницкого» и другие книги, сбережённые со времён учёбы в Александровском коммерческом училище.

Об  инженерной деятельности и мышлении деда свидетельствует альбом с рисунками, схемами и чертежами старинных ткацких станков,  различных приборов и механизмов, начиная с песочных часов и кончая самолетами, — настоящая энциклопедия, в которой дедушка представил развитие техники с древних времен до начала 20-го века.

Над альбомом дед работал, тоскуя по семье и родному дому в Сокольниках, вечерами в городе Иванове, куда был выслан после ареста 8 мая 1930 года и запрета на проживание в 6-ти больших городах.  В ту злополучную ночь в недрах Лубянки исчезли различные документы Ивана Ивановича Плохова: вся переписка с выдающимися лицами России, толстая папка с его патентами на изобретения, последние незавершённые работы, фотографии и наша родословная.
Известно, что в тридцатые годы в СССР после показательных процессов из промышленности и транспорта были уволены около 15 тысяч (!) высокопрофессиональных инженеров и технических работников старой выучки и воспитания в возрасте от 40 до 70 лет.

Дедушки не стало 1-го ноября 1937 года.
… Последними словами Ивана Ивановича Плохова в его земной жизни, произнесенными с достоинством, присушим ему, были
                «ПРОШУ МНЕ НЕ ТЫКАТЬ!».

                ***

Следующему поколению, сыновьям Ивана Ивановича Плохова,- Евгению и Владимиру (моему отцу) не довелось (увы!) окончить Александровское коммерческое училище. Оно было закрыто в роковом 1918 году.

Отроческие годы, проведённые в Училище, в старинном Доме 21/4 на Старой Басманной, папа вспоминал очень тепло. Многое, к сожалению, исчезло из моей памяти.
Папа рассказывал о том, что утро в Училище начиналось с краткой службы в домовой церкви и гимна-молитвы «Боже, Царя храни!».
(Жаль, я не могу представить фотографию прекрасного интерьера этой церкви, которую я нашла в интернете).

Далее ученики расходились по классам. Занятия вели учителя –академики и профессора Московского университета.  Папа особенно любил уроки истории и географии. Эту любовь он сохранил навсегда. В нашей домашней библиотеке много книг по истории России и Москвы, собранные папой.

Папа вспоминал, как строго требовали от учеников Училища соблюдения дисциплины. Учеников, нарушающих дисциплину, наказывали: отводили в карцер. И там нередко посиживал его старший брат Евгений, озорник и драчун.
Как же я смеялась, когда папа рассказывал, как чуть было и его не отправили в карцер.
Всему виной был паркет!
Ну как было удержаться  новоиспечённому ученику приготовительного класса и не разбежаться, чтобы всласть прокатиться по идеально гладкому навощённому полу? А тут, как нарочно, навстречу вышел, не кто-нибудь, а сам директор училища Батманов! Остановиться было уже невозможно, и малыш угодил головой в живот директора! Тот, поднял приготовишку за шиворот, поднёс к своему лицу и прочитал нотацию, подавляя улыбку. (наверно, вспомнив себя в этом возрасте).

А ещё бывало, по утрам папа проходил пешком путь от дома в Сокольниках до дома 21/4 на Старой Басманной (путь не близкий), экономя денежку, выданную ему на трамвай, чтобы полакомиться любимой халвой.
 (Эту слабость папа сохранил до конца жизни, и мы, его дети, пользовались ею, заранее запасаясь баночкой халвы, чтобы вовремя смягчить его недовольство или получить какое-либо разрешение, на которое была маленькая надежда).

О папе, Владимире Ивановиче Плохове, его характере, сложившемся в годы учёбы в Александровском коммерческом училище и воспитанным требовательным отцом, о его жизненном пути,  я написала рассказ для своих внуков - «Семейная реликвия».

Я храню 9 папиных книг. Это литература по его специальности – «Бурение на воду». Некоторые книги были переведены и изданы в Латвии, во Франции и Китае.
К этим книгам, на начальном этапе издания, приложила руку и я, считывая гранки и исправляя ошибки печати. В справочниках было множество таблиц, напичканных цифрами. Правда, эту нудную работу я делала неохотно, только по настоятельной просьбе мамы: - Детка, помоги отцу! Дам рублик!

Я храню награды папы – его медали военного времени, знаки отличия.
Храню его спортивные медали за победы в лыжных соревнованиях (он был членом спортивного общества «Динамо»).

Папа очень любил Москву и особенно район Старой Басманной улицы.
Так случилось, что папа, после учёбы в Геологоразведочном институте, и двух длительных экспедиций на Урал и Казахстан   снова оказался на долгие годы прикованным к району Басманной улицы. Учреждение, занимающиеся проблемами бурения на воду, где папа работал, находилось на Спартаковской улице рядом с площадью Разгуляй, поблизости от Дома 21/4.
Словно мистический Дом  на Старой Басманной не хотел отпускать бывшего ученика Александровского коммерческого училища.
 
 Но кто бы знал тогда, что волшебным образом этот Дом привлечёт и захватит в плен его дочь – меня! Но это произойдёт уже в середине 20-го века.