Реки, воронки, водовороты...

Соколов Юрий Михайлович
Воронками на реках пугают все и всех. Крайне редко - свой опыт, остальные, как правило, делятся слухами. В 9-10 лет был на выходных днях с родителями на турбазе на реке Уфимке, около г. Уфы. Для местных - турбаза Каршады. Загораем. Я в лодке. От противоположного, обрывистого берега слышатся крики. Кто-то машет рукой. Двое мужиков прыгают ко мне в лодку и гребём на упор. Никого уже нет. Ну, был человек и... Дело в 10-15 метрах от берега. От того, не от нашего. Цепочка вьюнков по поверхности воды. Ну, для мухи - опасно. В лодке я и два рыбака, наши соседи по дому, приехали на неделю. Нырять никто не хочет. Крутит сильно,- говорит один из них. Да и глубоко. Мы же, примерно, здесь рыбачим. - Сейчас его донным течением к нашему берегу вынесет,- говорит другой. Возвращаемся,- и начинаем нырять у своего берега. Ну, кто я такой, чтобы спорить со взрослыми мужиками, хотя, козе понятно, от прижимного берега и вдруг к нам... С чего бы? Мы уезжаем, рыбаки остаются ещё на неделю. На третий день утонувший всплывает рядом с их лодкой, там, где и утонул. Молодой парень, только после армии. По памяти, воронками там не пахло. Заводь. Ну, вьюнки по границе течения... В девять лет рядом с лодкой переплыл реку Белую ниже г.Бирска, там уже широкую и полноводную. Там таких вьюнков... Просто во время отдыха, если тело встаёт вертикально, глубинные слои воды, двигаясь с другой скоростью, создают иллюзию захвата. Это не затягивает! На берег чуть вылез от усталости.
В десять лет переплывал туда и обратно без страховки и легко. В одиннадцать, с приятелем на два года старшим и со страховкой, мы переплыли Волгу около Рыбинска. Нас унесло течением к устью р. Шексны. Шексна выходит из плотины стремительно(рыбаки всё время охотятся на оглушённую турбинами рыбу) и при впадении в Волгу образует зону бурунов. Я запаниковал, но приятель крикнул, что всё в порядке, не первый раз. С тех пор я перестал думать о воронках. А потом я ушёл в водный туризм и сильно. Зимой нам читали теорию и объясняли опасности водных препятствий. Ну, и про водовороты, дескать ныряй глубже, а потом - рывок в сторону...
А если спасжилет не даст ни утянуть на глубину, ни из центра не выпустит?- задал я резонный вопрос. Вопрос так и повис в воздухе. Ни у кого не было своего опыта. Все препятствия опасны, но как-то объяснимы, а вот там что? В глубине...
В 1984 мы прошли р. Чую и по роскошной погоде впали в Катунь. Ширь, чистота воды в контрасте с грязной Чуей ошеломили нас и привели в состояние лёгкой эйфории. Мы лениво шевелили вёслами, ожидая, как мы впадём и нас красиво понесёт по водному простору... Нас крутанул огромный водоворот, образованный нежеланием светлой Катуни смешиваться с замарашкой Чуей и мы снова подошли к её устью. В нашем случае небыло никакой воронки, а было круговое движение воды, которое мы покинули при помощи ударной работы вёслами. И пошли по Катуни. Мягкие валы до двух метров - это обычная Катунь. Вдруг дно стремительно помчалось навстречу и сразу же стало исчезать, а тот верхний слой воды, по которому плыли наши суда, стал заворачиваться на какой-то невидимый ворот на дне, мы рухнули вниз, а навстречу нам встала стена воды, высотой с метр. Нас ощутимо тряхнуло. Так началось знакомство с Большой водой и гидравликой на натуре.
От встреч разнонаправленных струй воронки не образуются. Возникают противотоки струй, разные по высоте, причём прорваться через образующуюся стену высотой около 0,3м становится проблемой. Для образования воронки необходима вертикальная составляющая! На хорошей скорости вода через узость врывается на глубину - ждите воронки. Река перекрыта
каменными глыбами, топляками - воронка ( или сифон ) возможна. Отмель и глубина ниже по течению - будьте внимательны, водные слои начнут проваливаться на глубину... А вот мы и дошли по Катуни до порогов Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. Водоворотная классика! Проход через узкую ( для Катуни ) щель в расширение с глубинами, по разным данным, до 70-80м. Слева водоворот с воронкой - справа водоворот с воронкой. Правый - более сильный и криминальный. Идём по сбойке струй и - второе судно захватывается левым водоворотом. По иронии на нём сидят четыре Серёги, и один вечно делает что-то не так. Их начинает кружить. Все вцепились в каркас. Над водой уже видно только головы. Вода в каньоне тяжело дышит с амплитудой около метра. Всё идёт молча. Вращение замедляется и катамаран пробкой выскакивает наверх. Под ним взрывается водяной гриб и они соскальзывают с него к не знающим чего делать нам. В общем, жизнь такой воронки короткая, но кто считал тогда эти секунды. Идём дальше и до конца. В Чемальской трубе блуждающие водовороты с воронками, но всё идётся легко и сходу. Я не собирался возвращаться на те реки, но в 1988 меня наказали с отпуском и я ушёл туда со случайной группой. Но они шли не спеша, и после Чуи я ушёл с маршрута. Но маршрут мне стал нравиться доступностью и возможной высокой скоростью его прохождения без разведки или просмотров. Я уговорил приятеля сгонять на него. Приятель занимался ремонтом авиадвигателей и имел бронь на все виды билетов. Он взял два билета на 211 поезд Адлер-Новосибирск на 4 июля 1989 года. А потом на наш клуб пришло приглашение из Москвы на семинар по водному туризму, который состоится на Катуни. Собрание выдвинуло приятеля. По срокам он мог уехать и этим поездом, но он решил уехать на день раньше. Мы встретились на ж/д вокзале, он сдал наши билеты и я проводил его на проходящий. А на следущий день этот поезд взлетел на воздух в огненной газовой буре. 575 официальных погибших. Уфа была заставлена рефрижераторами, в которых люди искали своих родных и близких. Когда я зашёл через три недели в клуб, на меня уставились как на выходца. Один близкий друг моего напарника облазил все рефрижераторы в его поиске. Он не рассказывал детали, не мог, ну, а мы, по той же причине, не расспрашивали. До меня только в тот момент дошло, что мы были бы рядом.
А он рассказал мне, что на Катуни они с мощной страховкой прыгали в левый водоворот. Вода была средняя, но силы у реки было немеряно. Как гвоздь уходишь, - рассказывал( или врал) он, до боли в ушах. В том году я ушёл на Риони, а в следующем году уговорил коллегу, туриста с нулевым опытом, бывшего афганца, сходить со мной. Человеком сделаю,- посулил я, и он согласился. Погода нам выпала. Во втором Тельдекпене мы провели полдня, я следил за периодичностью и продолжительностью жизни воронок и даже под конец просмотра бросил в воронку специально взятую воздушную подушку объёмом 20 литров. Она выскочила из центра гриба, но из-за пены в воронке все мои данные можно определить, как нечто в районе минуты, хотя человека заберёт с поверхности намного раньше, как продолговатый вертикально( она поставит вертикально сразу, без иллюзий) расположенный предмет с положительной плавучестью в спасжилете 20-25кг.
Жилет большей плавучести отберёт у вас свободу манёвра, не добавив безопасности. Пройдя самосплавом пять порогов, из них три добровольно( всё в ластах), я теперь (ну, тогда), верю только в ласты. Отбросим горные реки, места перед плотинами рек и воронки, образованные карстовыми провалами. Там может всё оказаться бессильным. Ну, а на обычных реках, в незнакомых местах, ласты вытащат. Если остаются силы и не парализует страх.
Вообще, если честно, дома я планировал прыжок, из-за чего и брал ласты. Но было так хорошо, что я не стал ставить жизнь за край.

P.S. А и морские и океанские водовороты с воронкой не несут в себе особенной загадки. Вода по уровням глубины движется с различными скоростями, но движется всегда: прилив-отлив, Гольфстрим и т.д. Какой-либо нижний слой воды срывается в более глубокую область и тянет за собой остальные слои.
Дальше - как в ванне. Толщина слоя и скорость вертикального движения доходят до критических значений - и на поверхности начинает образовываться воронка водоворота... Не попадайтесь!!!
Кстати, все красивые и загадочные воронки... просто сливы в трубы, проложенные под дорогами. Они опасны, но летом, как правило, их нет. Ну, а весной... тут всё на вас... просто не купайтесь, где не надо... Счастливо на воде!!!

16.3.2013