Носитель народного духа. Первый Устный детский жур

Татьяна Фалалеева
К 5-летию выхода Журнала в свет.
.
.
Материал был написан специально для «Нижегородских епархиальных ведомостей».
.
.
Прошло несколько лет с того дня, когда мне удалось побывать в Центре писателей Нижегородского края им. П. П. Штатнова при Кстовской центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, который активнейшим образом действует, живет, процветает и, можно смело утверждать, задает тон всей Нижегородской области в деле сохранения Русского языка, причем, и наращивает свое влияние.
.
Нашла свою публикацию в журнале «Епархиальные ведомости» и решила републиковать ее, ибо тема настолько злободневна, что обойти или замолчать ее не удастся никому в обозримом будущем.
.


Носитель народного духа
.

Первый Устный детский журнал


Презентация Первого детского устного журнала состоялась в Кстове.
Самый простой путь ассимиляции культуры любого народа и самого народа – забвение, уничтожение, погубление его родного языка. Но если люди осознанно, с колыбели чтут, любят, берегут его - это непобедимый народ.
.
К большому сожалению, многие из нас на горьком нашем историческом переломе перестали относиться к Русскому языку как к дару Божию. К величайшему сожалению, в этот прискорбный процесс втянуты наши дети – самые главные, самые перспективные носители языковой памяти, наследники нашей культуры. На наших глазах – нагло и беспощадно – предпринимаются откровенные попытки уничтожить необыкновенное явление общечеловеческой культуры – Русский язык. Эта проблема настолько актуальна, что требует неотложного вмешательства.
Вот почему в Дни славянской письменности и культуры в вышеупомянутом Центре писателей при Кстовской центральной библиотеке им. А. С. Пушкина состоялось знаменательное событие – чтение первого устного журнала для школьников "Хранители веры Христовой – святые Мефодий и Кирилл".
.
Истина проста: нельзя любить и оберегать то, чего не знаешь.
.
А знают ли наши дети свой родной язык, который должен бы приходить к ним от родителей, дедов и прадедов? Письменная основа которого – азбука от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия?
.
Встреча с учащимися пятых классов лицея № 7 доказала: если взрослые искренне и глубоко озабочены состоянием и самочувствием национальной культуры и активно осуществляют основные русские идеи, наипервейшая из которых – сохранение языка, то дети становятся самыми благодарными и талантливыми хранителями ее.
Итак, здравствуй, Первый Устный журнал!
.

Журнал собирали по страничке и по главке, редактировали и выпускали все вместе, всем, что называется, миром: учащиеся лицея от мала до велика и педагогический коллектив при весомой поддержке Центра.
.
С помощью директора Центра Надежды Васильевны Калачевой, заместителя руководителя отдела религиозного образования Нижегородской епархии Ирины Алексеевны Котиной и учителей лицея составили сценарий. Распределили роли. Подготовили юных пианистов, чтецов, декламаторов, артистов, поэтов. К тому же, ребята выпустили живописные и плотно информативные стенгазеты, посвященные Дням славянской письменности и культуры.
.
Сколько же ценнейших знаний о русском языке приобрели ребята в процессе подготовки! Наверное, большинство россиян (можно смело утверждать, хотя это, порой, и не украшает нас!) – большинство из нас, повторюсь, даже не подозревают о  том, что открыли, что вкусили кстовские школьники, готовясь к Дням славянской письменности и культуры!
Журнал раскрыл свои странички...
.
Блестяще разыгранные сценки. Великолепные ответы на непростые вопросы викторин. Проникновение в библейские истины. Знание молитв. Очень серьезные доклады ребятишек, которым и по двенадцати лет нет, посвященные Русскому языку… Вот далеко не полный перечень настоящих интеллектуальных, духовных яств, которые были предложены участникам Журнала в этот замечательный день.
.
Изумительным по настроению и эмоциям было само путешествие по азбуке - от аза до ижицы…
Таинственный ящик…
.
Но вот появился «Таинственный, молчащий ящик"... Надежда Васильевна достала из него три предмета, разместила их на журнальном столике и, загадочно улыбаясь, вопросила:
.
- Все эти предметы связаны с письмом. Что это такое?
.

Ребята думали недолго и хором рассекретили артефакты в два счета:
.

- Это же старинный "ластик"- пемза!
.

- Старинная "авторучка"- гусиное перо!
.

- Древний предмет для письма на дощечке – стило!!!
Самая-самая!
.
Самой почетной гостьей праздника, а вернее, Владычицей, была, конечно же, Русская речь. Прозвучали "Отче наш" и другие молитвы, хором прочитанные всеми участниками встречи. В тишине, когда даже вздохнуть позабылось, пролились на души возвышенные стихи, великолепные своей благостью духовные песни…
.
Но и наша обыденная, привычная речь тоже не была забыта. Ее-то нужно охранять от пошлости и цинизма в первую очередь, когда не стоит над душой человека никакой судья, кроме совести.
.
Ведь лишь глубокой, осознанной любовью, преданностью и верой сохраняется народный язык.
Старинный фолиант – светлое чудо…
.
И вот…На сцену вынесли  огромный, тяжелый старинный фолиант XVIII века из Ардатовского монастыря – Евангелие, спасенное когда-то от поругания в общеизвестные тяжкие годы бабушкой Надежды Васильевны Калачевой. Написанное на церковно-славянском языке, в деревянных корках, обтянутых тонкой, сухой, почерневшей от времени кожей, с металлическими застежками, оно произвело сильнейшее впечатление! Даже тронуть пальцем эту книгу не сразу можно было решиться. Молитвы, запечатленные на ее пожелтевших страницах, прочел вслух приехавший к юным лицеистам нижегородский поэт, редактор литературно-художественного православного альманаха "Арина" Борис Селезнев.
.
С напряженным вниманием выслушали ребята дошедшие из прошлого и озвученные поэтом слова.
.
«Как же красиво и возвышенно звучит старинная речь…», – подумалось каждому, кто пришел на эту встречу с Русским языком…
.
Но и современная речь звучит не менее красиво и благородно, если она не засорена, если человек определяет себя и свое одухотворенное отношение к миру высоким – Божественным – слогом.
.
Это в полной мере доказали стихи нижегородских поэтов, прозвучавшие в исполнении детей, которые они выбрали сами, подчиняясь величию и красоте их.
.
Над первым номером журнала работали (творили его) Роман Мурашов, Маша Гвоздева, Роман Ценов, Коля Точилин, Леня Бобров, Алеша Гуськов, Саша Филиппов, Володя Боровской, Сережа Галкин и многие другие. Лицеисты, презентовавшие на встрече свои доклады на тему "Подвиг просветительства" – Юля Полеткина, Женя Мухина и Илья Макаров – получили памятные призы от Нижегородской епархии.
.

Думается, что девочки и мальчики, выпустившие с помощью взрослых необыкновенный по силе духа Устный журнал, и многочисленные школьники, которые пришли его послушать, уже никогда не останутся в стороне от сохранения главного достояния каждого русского человека – Русского языка.





Автор: Татьяна ФАЛАЛЕЕВА
Источник: Нижегородские епархиальные ведомости (Нижний Новгород)) №011 15-06-2007  стр.8. Оригинальный текст публикации.