Воззвание казакам на битву

Владимир Тореев
(русский ответ Шекспиру)

 
Друзья к оружию, вперёд,
Настало время славы!
Поднимем флаги выше
и примем бой, как должно!
Кому кольчуги не хватило -
не страшитесь,
Нам всем
бронёй послужит честь,
а мужество -
умножит наши силы!
Пусть, наша кровь прольется,
мы лишь,
сплотим ряды теснее.
Никто из нас не дрогнет,
и пусть трепещет враг!
Когда ты прав, казак -
судьба куёт победу!

Нет в сердце страха!
Мы - смеясь,
в лицо посмотрим смерти.
Наш дух ей не сломить!

Коль, братья православные, стеною встанем твёрдо,
То Бог, и Родины любовь, плечо подставят нам!
И пусть врага пред нами будут тьмы и орды,
Мы примем бой, перекрестясь на храм!

.................................................

Привожу здесь обсуждение этого произведения на Литсовете, (если кому-то станет интересно, отчего и почему появилось это не совсем обычное стихотворение):


Zarubina
16.03.13 14:57/1
русский ответ Шекспиру... Воззвание казакам на битву...  на какую?
Шекспир какой вопрос задавал, собственно? что-то не уловила...


Тореев В.   
16.03.13 17:13/1
Сейчас попробую пояснить свою мысль. Здесь нет ответа именно на вопрос, здесь ответ на ВЫЗОВ. У Шекспира много патриотических обращений (понятно к своему народу) в его текстах. Это и "Криспинов день" цитируемый в фильме "Человек эпохи Возрождения" (рекомендую), и вот это:

(Генрих 6й)

Уорик
Так пусть земля упьется нашей кровью!
Убью коня, - не побегу отсюда.
Что мы стоим здесь, о потерях плача,
Как женщины, меж тем как враг бушует,
И смотрим, словно перед нами драма,
Актерами разыгранная в шутку?
Клянусь я на коленях пред всевышним,
Не отдохну, не перестану биться,
Пока мне очи не закроет смерть
Иль рок не даст исполнить меру мщенья

А если относиться к судьбе Родины безразлично, то Шекспир показал, что будет в этом случае:

Клиффорд
Но вот я пал, - связь прочная порвется,
Ослабив Генриха, усилив Йорка.
Роится чернь, подобно летним мухам;
Всегда летят на солнце комары.
Сейчас в зените Генриха враги!
О Феб! Когда б не дал ты Фаэтону
Конями огненными управлять,
Твоя пылающая колесница
Не опалила б землю. Если б, Генрих,
Ты правил, как пристало королю,
Как правили отец твой и твой дед,
Не уступая почвы дому Йорка,
Враги бы не размножились, как мухи,
И я и тысячи других в стране
Вдов не заставили б скорбеть о нас,
И ты бы в мире сохранил свой трон.
Что, как не солнце, сорняки плодит?
Что, как не снисходительность судьи,
Внушает вору дерзость и отвагу?
Бессильна скорбь, неисцелимы раны;
Для бегства нет ни силы, ни путей.
Безжалостны враги, не жду пощады:
Пощады я от них не заслужил.
Коснулся воздух ран моих смертельных,
И от потери крови я слабею. -
Йорк, Ричард, грозный Уорик, приходите:
Отцов убил я ваших, - отомстите

Так вот ВЫЗОВ, своими текстами Шекспир воспитывает и укрепляет ГРАЖДАНСКИЙ ДУХ у своих соотечественников (как бы банально это ни звучало), и поверьте они за это ему благодарны. Но в то же время, другими народами слышится немой вопрос: А как у вас с этим делом обстоит?

А у нас "Наверх вы товарищи, все по местам..." "Вставай страна огромная...", из современного сейчас ничего не могу вспомнить. Вот я и подумал, может мне тоже внести свою маленькую лепту, по мере сил, попытка не пытка? Раз Шекспир меня так зацепил. (Тем более одна газета объявила конкурс на казацкую тему (сознаюсь, это послужило толчком для моих мыслей в этом направлении, так бы может и ничего и не случилось, правда они на мой вопрос по емейлу, как и куда присылать материалы, ничего не ответили. А звонить по межгороду у меня денег нет).
Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.


Zarubina  кому: Тореев В.
16.03.13 18:23/2
"Человек эпохи Возрождения"... ок, посмотрю. спасибо. и за цитирование Шекспира - тоже.
интересно было, с чем именно из шекспировского вы провели параллель. оказывается, ни с чем конкретным.

а читали ли вы о казаках? знаете ли, кто такие? веру хранили, да, но чего только в истории казачества не случалось. изначально, - довольно корыстное сообщество, если можно так выразиться.
не вяжется у меня казачество с патриотизмом. ну, никак не вяжется.
но это мое восприятие.
а про конкурс вы забавно рассказали.))
еще загляну к вам. удачи!)
   

Тореев В.   кому: Zarubina
16.03.13 19:50/3
Спасибо за отзыв. О казаках читал, очень давно правда, и что по разную сторону баррикад, и что разбоем часто промышляли, и определённые издержки самоуправления, всё верно. Есть такой за ними грех, но детей своих они этому не учили (в широком смысле, в основе их взгляда на жизнь, философия, так сказать). Кидая взгляд назад в Историю, я вижу как они выросли над собой, и взрастили целый пласт огромной, многими уважаемой (и заслуженно) культуры. Ну и банально научили многих людей патриотизму (а именно любви к той самой земле, на которой живёшь, работаешь, детей растишь, хоронишь близких). Не всё же нам учиться патриотизму у Шекспира (хотя и не помешает) и у фильма "Спасти рядового Райана"...