Нужно ли ограничивать капиталистов?

Аникеев Александр Борисович
   Когда-то Фриц Морген писал, что не стоит доводить человека до края. То есть когда человеку реально нечего есть, то он может пойти на любое преступление в попытке добыть для себя пропитание.  Этим Морган логически оправдывал гуманизм. Я тут с ним, конечно, согласен – нижнюю границу материального обеспечения нужно поддерживать на достаточном для жизни уровне и не стоит давать людям возможность опускаться ниже того предела, когда будет плохо для всех.

   Сегодня почему-то все забывают о верхней границе! Одни говорят, что верхняя граница не нужна, что она даже вредна.  Другие, что она просто необходима, ибо начиная с какой-то верхней границы материального благосостояния, человек перестает быть свободным и независимым, когда его потребности определялись только его личными потребностями. Но с какого-то моменты его потребности уже формируются окружающими его людьми, он перестаёт быть свободным, и его свобода теперь определяется не только его предприимчивостью, но и его зависимостью.  Теперь человек с одной стороны вынужден больше взаимодействовать с обществом, с другой стороны его частные интересы становятся выше общественных и у человека возникают новые противоречия. Его большие деньги ниоткуда не берутся, они добываются некоторым образом из общества, а значит затрагивают интересы очень большого числа людей. И на каком-то этапе роста его денежного вознаграждения его личное право необоснованно начинает подниматься над  правами других людей.   На личном уровне  начинаются бестолковые траты денежных ресурсов на предметы роскоши, которые, с точки зрения большинства населения, часто не несут в себе никакой пользы. Ресурсы начинают распределяться с точки зрения общества, нерационально. При трате огромных денег  на дорогие золотые изделия, бриллианты, роскошные яхты, автомобили и прочее, при нищете большинства населения, вместо вложений в технологии, новые источники энергии для развития базовой инфраструктуры, роста производительности труда  и развития социальной сферы. Казалось бы, это его личное дело, но такие действия капиталистов могут привести только к новому социально-экономическому коллапсу.

   На общественном уровне неоптимальность проявляется и в том, что любые неблагоприятные факторы очень больно бьют по социальной сфере. Например, ситуация Пикалево и АвтоВАЗа. Государство вынуждено(!) фактически помогать олигархам, так как от них зависит благосостояние целых городов. Или американские способы спасения банкиров, которые тут же выплачивают себе огромные бонусы из денег налогоплательщиков.

    Существенно важным моментом в данной ситуации является то, что каждый последующий миллион предпринимателем «зарабатывается» гораздо легче, чем предыдущий. То есть крупная финансовая система при умелом использовании начинает работать на умножение финансов в ущерб обществу,  казалось бы без вмешательства самого организатора. Да и один человек просто не в состоянии за всем уследить и, предвидя дополнительные расходы, увеличивает прибавочную стоимость.  А будут ли хорошо следить за финансовым порядком ленивые и продажные чиновники и правоохранительные органы???  Этим и пользуются предприимчивые предприниматели.

    Из всего сказанного очевидно, что начиная с какого-то уровня достатка богатый человек перестает принадлежать сам себе, он уже сильно зависит от общества, т.е. от большого числа людей.  Его общественные интересы начинают превалировать над частными и в то же время его личные интересы работают против общества.

   Некоторые считают,  что нужно законодательно ограничить верхнюю границу развития предпринимательства. То есть крупное предприятие обязано переходить в распоряжение государства. Крупные заработки индивидов также должны быть ограничены некоторым пределом, но, как было уже сказано, как за все этим уследить, особенно если предприниматель хитрый, изобретательный и изворотливый???   Кто-то считает,  что разница примерно в пятьдесят раз между самым малым и самым большим заработком является более-менее оптимальной, чтобы с одной стороны не ограничивать частную инициативу, а с другой стороны не доводить до извращений.

    Допустим, экономист предприятия посчитал, что после реализации продукции или оказания услуг после всех производственных, социальных, налоговых и прочих расходов фонд заработной платы на каждого определится в 50 т.р.  При  средней зарплате на предприятии в 30 т.рублей в месяц и при восьмичасовом рабочем дне это около 1.300 рублей в день, 54р.в час.
    В зависимости от количества работающих будет зависеть личный фонд хозяина и чем больше наёмных трудящихся, тем больше этот фонд. Каждый хозяин оставляет в банке ту сумму, которая ему необходима для стабильности и развития. А если продукция не продана или нет клиентов, или случилась аварийная обстановка, кто будет страдать в первую очередь, если хозяин привык жить на широкую ногу???
   Если на предприятии работает 50 человек, фонд заработной платы составит 1.5 млн.р. а его личный фонд составит  1млн.р. в месяц. Даже если у него будет оклад тоже в 30 т.р., при 50-кратном размере это 1,5 миллиона рублей! Где деньги, Зин???   
   Чтобы у него было 1,5 миллиона нужно ещё 500.000р. Взять их можно только из фонда заработной платы. 500.000р. разделим на 50 получим 10 тысяч. Значит остальным будет уже не по 30 т.р., а только по 20 т.р. Каково будет работникам его предприятия, если он будет брать по 1,5 млн.р.???  Значит нужно расширяться!!!
 
     Если допустить, что после развития и модернизации на предприятия через какое-то время работает уже 100 человек и после всех расходов фонд заработной платы увеличился вдвое, а зарплата сохранилась на прежнем уровне, считаем.   Фонд заработной платы при разделе его на каждого работающего 50 т.р. Зарплата 30 т.р., ему остаётся уже 2млн.р.  Но расширение и модернизация потребовала от хозяина  дополнительных расходов,  произошла инфляция,  трудящиеся тоже хотят повышения зарплаты, а ему всё мало!!! Значит надо опять расширяться…   Очень нелегко быть капиталистом, особенно на паях с кем-то, делиться же надо! Отсюда заказные убийства, подлоги, мошенничества и прочие прелести капитализма…  А что вы ещё хотите, чтобы капиталист был честный и порядочный???   Да вы сами в таких условиях станете таким же, если не хуже…


     Кто-то считает, что предприятия, которые достигли определенных показателей по обороту, численности сотрудников, прибыли и т.п. должны в обязательном порядке ставиться на учет в структуре, подобной советскому Госплану и переходить в ее распоряжение а мелкие предприятия не имеет смысла трогать вообще…   Что централизованное государственное планирование должно касаться только крупных предприятий. Во-первых, их не так много. Во-вторых, большинство из них социально значимы. В-третьих, их продукты уже имеют значимый рынок и историю продаж, значит, спрос на них можно довольно точно спланировать. В-четвертых, гораздо проще распределять ресурсы между несколькими крупными бизнесами, чем изучать кучу мелких предприятий. В таком случае уже государство будет распределять ресурсы исходя из потребностей предприятий, а не отдельные предприниматели. Отпадает необходимость в антимонопольном законодательстве.   Планирование должно быть в определенных рамках, чтобы поддерживать интересы собственников на определённом уровне их потребления до тех пор, пока предприятие работает и удовлетворяет критериям общественной значимости. Потому что они молодцы, они проявили инициативу, создали предприятие, которое нужно для общества, значит, они должны за это получить свой дивиденд, но в строго ограниченных законом рамках.
 
    Некоторые буржуазные экономисты считают, что,  так как крупные капиталистические предприятия в процессе конкурентной борьбы стремятся поглотить мелкие, т.е. стремятся к концентрации и монополизации, образованию транснациональных корпораций, то постепенно все больший процент бизнеса ДОЛЖЕН переходить в руки государства. То есть не нужно делать никаких революций, как при дедушке Ленине. Нужно просто проголосовать за нужные законы (а среднего класса сегодня большинство)?  Тогда в одном обществе будут существовать одновременно элементы капитализма и социализма, в некоторых пропорциях, согласно текущему уровню технологического развития общества. Соответственно переход к планированию и социализму будет естественным, постепенным, мягким и безболезненным. Значит беднейшему населению опять ждать???   И сколько??? Десятилетие, столетие???
    Только почему какие-то чиновники должны что-то планировать и распределять, а не закон единый для всех должен формировать социально-экономическую жизнь в обществе, чтобы право на труд всем обеспечивало право на жизнь достойную труда???
 
    Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье "От капитализма к социализму. Диалектика развития",  "Золотое правило" и др.


     В процессе политической борьбы трудящихся,  организованных в мощную политическую партию для облегчения борьбы за более справедливые социально-экономические отношения,  правительство некоторых стран стало отменять  монополию капитала во многих областях социальной жизни трудящихся и экономику стали определять уже не столько деньги от прибыли и рентабельности, сколько социальные потребности населения. Восьмичасовой рабочий день стал определять относительно равное количество необходимых каждому социальных благ от их общего количества и достойных человека норм, а квалификация стала определять их относительное качество, чтобы право на труд ОБЕСПЕЧИВАЛО право на достойную труда жизнь. Это формирует равные стартовые возможности для каждого и при этом сохраняется рынок на излишки от необходимого и на товары несоциальной сферы.
      И чем меньше монополии денег и больше монополии ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ,  тем больше экономика работает на удовлетворение социальных потребностей населения,  чем на увеличение прибылей капиталистов. А в этих условиях население и государство уже меньше страдает от кризиса!


    Пора всем чётко усвоить, что производительные силы общества - это прежде всего трудящиеся со своими знаниями, опытом и трудовыми навыками, способные приводить в движение средства производства по переработке природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Это не хаотическое скопление людей, техники, сырья и т. п., а исключительно сложная система со многими уровнями и при отсутствии любого из компонентов этой системы, она может стать нежизнеспособной. Следовательно, производительные силы общества подчиняются действию закона социально-производственной необходимости и каждый компонент необходим системе, а общее их количество должно быть достаточным для нормального функционирования всего общества. И всё это организует либо рабовладелец, либо феодал-крепостник, либо государство, либо народное (демократическое)  правительство по своим социально-экономическим традициям, убеждениям и уровню развития науки, техники и технологии, определяющих уровень развития как средств производства, так и самих производительных сил. И когда люди общества объединены общей целью, нет нерешаемых экономических задач по удовлетворению потребностей населения!!!

     Поэтому никогда нельзя забывать, что движущей силой исторического развития человечества является развитие производительных сил, способных в процессе развития освободить человека из-под власти как природы, так и любого угнетения и понять, что сегодня для освобождения от наёмного рабства трудящимся необходимо организоваться и овладеть всей совокупностью социально-экономических знаний известных человечеству в течение его истории.  Чтобы человечество смогло подняться ещё выше от начал рабовладения и феодального крепостничества, перестроив жизнь с основами капиталистического  индивидуализма с наёмным рабством и монополией капитала на основы солидарности всех трудящихся, чтобы право на труд каждому давало право на жизнь достойную труда от общего количества социального капитала общества!  Чтобы жизнь трудящихся  не зависела от накопленных богатств и жадности отдельных капиталистов, а зависела только от своего мастерства и профессионализма на своём рабочем месте. Для тех трудящихся, кто это не понимает или не хочет понять, уготовано и моральное, и физическое рабство от своей беспомощности и смирения перед ним.

     И никакой уравниловки! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.  Если человек работает хорошо – в благоустроенном районе,  хорошей планировки. Плохо работает – в бараке, вода холодная, туалет на улице…  Ну, а если не хватит на всех бездельников бараков,  категории жилья всё равно должны быть по уровню труда человека, а иначе это не справедливо, когда человек работает плохо, а живёт хорошо,  какой же ему стимул работать лучше???  Когда в семье жена работает по шестой категории, а муж по первой,  ведь всякое бывает, получат среднее, это проблема семьи, а не общества.

     Но расслоение людей в обществе по уровню богатства, а не по общественно полезному труду, есть ещё большая несправедливость и приводит к ещё более мощным социальным потрясениям!

     Но если общественно полезный труд - это труд направленный на благополучие общества, а некоторые трудятся лишь на лишение людей такого благополучия, значит это антиобщественное деяние и должно пресекаться по закону! А где такой закон и нормы определяющие социальное благополучие и его взаимосвязи с деятельностью населения? Вот такие законы и предлагается внедрить в жизнь общества.

     Если моими единомышленниками будут все народы России, то это можно реализовать довольно легко, но в России, похоже, у меня единомышленников нет…


     Сегодня каждому необходимо знать, что экономика - это хозяйственные отношения для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, в средствах связи, информации, транспорта, в военных средствах для защите своих интересов от каких-либо посягательств на свободу жить по своим законам, в средствах, необходимых для развития здравоохранения, образования, искусства и пр.

В основе этих отношений лежит:
1. Учёт населения и определение его потребностей в необходимом.
2. Учёт средств производства и производимых средств потребления,
3. Организация населения для производства необходимого,
4. Производство. 5. Распределение. 6. Потребление!
И так каждый день... Но!
     Если в государство организован привилегированный класс, например рабовладельцы, они будут нанимать себе грамотных экономистов, финансистов, управляющих, чтобы они как можно производительнее организовывали труд рабов для удовлетворения всё возрастающих потребностей рабовладельца, но и не позволяли рабам и рабочему скоту, умирать от голода и холода, ибо они стоят денег! Феодалы будут нанимать грамотных специалистов, чтоб как можно лучше организовать труд крепостных, оставляя им необходимое на пропитание. Капиталисты при помощи грамотных управленцев организуют труд сельского или промышленного пролетариата для своего привилегированного существования, выплачивая своим трудящимся гроши для выживания.

     НО ЕСЛИ МЫ ЕДИНАЯ СЕМЬЯ БРАТСКИХ НАРОДОВ и вся территория России есть та производственная площадка, на которой все организованы для удовлетворения своих всё возрастающих потребностей, то что нам мешает организовать производство и распределение необходимого для достойной труда жизни всего населения??? По нормам от общего количества по стране согласно равенства рабочего времени, а качеством согласно квалификации по труду? Лучше работаешь на благо общества - лучше живёшь! Хуже работаешь, хуже живёшь. Не можешь работать - готовь справку, ПОКОРМИМ, ОДЕНЕМ, БУДЕМ ЛЕЧИТЬ! Почему денежный капитал общества распределять по труду можно, а социальный капитал, так необходимый для полноценной жизни каждого, нельзя? А излишки от НЕОБХОДИМЫХ норм для нормального развития Человека, можно и на рынок. Это будет невыгодно прежде всего власть и богатство имущим – они тут же потеряют свои привилегии! Воровать будет намного труднее! Деньги при свободном рынке всегда определяли и будут определять частный характер присвоения материальных ценностей теми, у кого денег достаточно для такого присвоения, в ущерб тех, у кого их недостаточно и это зависит не от вклада человека в экономику общества, а от того, сколько у человека денег, которые можно и украсть или отобрать у кого-то. 

   Всё человечество движется к НООКРАТИИ, к власти РАЗУМА, МУДРОСТИ и ПАРТНЁРСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА!!! И навсегда исчезнет рабство наёмного труда.
   Одни сообщества это сделают быстрее, другие медленнее...


       P.S. Я НЕ МАРКСИСТ, ПОСКОЛЬКУ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА!  Пролетарий не МОЖЕТ БЫТЬ ДИКТАТОРОМ, так как по Марксу это "самая угнетённая, самая безграмотная и самая беднейшая часть рабочего класса"! А  кому нужна диктатура безграмотных масс???  Особенно если в партии пролетариата одни пролетарии, а вождями потомки дворян или бывшие бандиты...  А есть  ещё рабочая интеллигенция, способная нести разумное, доброе, вечное в своей воспитательной работе с молодёжью, и рабочая аристократия - лётчики до сих пор на рабочей сетке,  а какие они пролетарии?!

       ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ДЕНЕГ!!!  Уничтожить нужно не деньги, а их монополию в процессе распределения необходимых каждому средств для жизни при определённом уровне развития экономики, чтобы каждый имел право иметь их достойно труда не ниже оговоренных в законе норм для нормального развития, ибо ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер присвоения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого присвоения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни не достаточно, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл. Но если деньги можно распределять пропорционально труду, почему нельзя самое необходимое от их общего количества по равенству рабочего времени, а качеством по квалификации достойно труда на рабочем месте в общественной экономике???  Не хватает ума или совести, духовности или милосердия???
       А ведь духовность на Руси, да и во многих других странах определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью...

      ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА!!!  Превращение частной собственности в общественную не делает необходимые для жизни социальные блага принадлежащими каждому достойно труда, изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

      ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  НЕ БЫЛО никакого переходного периода между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили закон с монополией права на рабовладение и законом утвердили крепостное право - нет рабовладельческого государства! Отменили монополию закона на крепостное право и сформировалось право наёмного труда и монополия капитала - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!!!  А если на необходимые социальные блага уже нет монополии капитала, какой же это капитализм?  Это уже социализм! А когда гарантии распространятся и на ВСЕ средства коммуникаций, то начнётся коммунизм! Но и это не рай для всех, недовольные всегда найдутся...

       О КАКОМ СВОБОДНОМ ТРУДЕ ГОВОРИЛИ МАРКС, ЛЕНИН И ПРОЧИЕ? Это человек должен быть свободен в своём выборе - участвовать в общественно-необходимом труде по своим способностям и стремлениям, чтобы иметь от общества всё необходимое для СВОБОДНОЙ от наёмного рабства  жизни, или не участвовать - и ничего не получать от общества. Или быть наказанным за воровство.  Каждый выбирает своё и должен иметь то, что заслуживает! Но человеческое общество тем и отличается от других иерархических общественных систем животного мира планеты Земля, что способно на более высоком уровне обеспечивать исполнение законов своей жизни, и если этого не происходит, то стоит ли говорить о каком-либо развитии разума и духовности такого народа, кроме стремления жить за счёт других посредством накопления своего капитала???  А ведь именно это лежит в основе капитализма - монополия капитала!!!

      А для более полного понимания можете ознакомится с этими статьями:

   http://www.proza.ru/2015/09/04/587

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641
 
   Если осилите...