Малоизвестные татарские разности - 24

Альтаф Гюльахмедов
***

Компиляции

***

Татар - название военно-племенного союза, включающего на различные страны и эпохи разные племена и народы. Первые упоминания это ''отуз - татар'' и ''токуз - татар''... ''союз тридцати'' и ''союз девяти''.

Орда - Армия, войсковой контингент союза.

Монгол - Гвардия Темирчина - Чингис Хана. Получила свое название от самого кагана. Гол - центр войска. Включала в себя четыре тумена. В дальнейшем после западного похода все тумены получили свои улусы на новых территориях...
В Монголии вместо ушедшей Гвардии, собранной Чингис Ханом возникла новая Гвардия - Халха Монгол - Народная Гвардия.

В походе Субэдэ и Джэбэ участвовал только один тумен Гвардии/Монгол/ под командованием Джэбэ.


Ни одно из подразделений войск не было моноэтничным за исключением отдельных сотен... возможно тысяч... списки всех туменов в описаниях Рашид Ад Дина.

***

Поход Джэбэ и Субэдэя

''Поход Джэбэ и Субэдэя (1220—1224) — поход монгольских войск под командованием Джэбэ-нойона и Субэдэй-багатура, начатый по приказу Чингис-хана''.
''Летописец Ибн аль-Асир называет войска Субэдэя и Джэбэ «Западные Татары»''.


***


Битва на реке Калка
***
Дата 31 мая 1223 года
Место - река Калка
Итог - победа монголов

Битва на реке Калке — сражение между соединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом, действовавшим в рамках рейда Джэбэ и Субэдэя 1221–1224 годов. Половцы и основные русские силы были разбиты 31 мая 1223 года, через 3 дня сражение закончилось полной победой монголов


Битва на реке Калка
***
Стороны

1.Русские княжества + Половцы
2.Монгольская империя


Командующие
***
1.Мстислав Старый
Даниил Романович
Мстислав Удатный
Мстислав Святославич

2.Субэдэй
Джэбэ

Силы сторон
***
1. 80 тыс.
2. 20–30 тыс.

Потери
1. 9/10 русского войска

2. нет данных



Битва на реке Калка
***
Список русских князей — участников битвы
***
Погибшие
***
Александр Глебович дубровицкий,
зять киевского князя;
Андрей Иванович туровский,
зять киевского князя;
Василий Мстиславич козельский,
сын черниговского князя;
Изяслав Владимирович путивльский;
Изяслав Ингваревич дорогобужский;
Мстислав Романович Старый киевский;
Мстислав Святославич черниговский;
Святослав Ингваревич шумский;
Святослав Ярославич каневский;
Святослав Ярославич яновицкий;
Юрий Ярополкович несвижский;
Ярослав Юрьевич неговорский


Вернувшиеся из похода живыми
***
Владимир Рюрикович овручский;
Всеволод Мстиславич,
сын киевского князя;
Даниил Романович волынский;
Михаил Всеволодович,
племянник черниговского князя;
Мстислав Мстиславич Удатный галицкий;
Мстислав Святославич рыльский;
Мстислав Ярославич Немой луцкий;
Олег Святославич курский;
Святослав Всеволодович трубчевский



Битва на реке Калка
Предпосылки

В 1222 году монгольское войско под предводительством Джэбэ и Субэдэй-баатура (лучших полководцев Чингисхана) вторглось в половецкие степи. Летопись сообщает о реакции Мстислава Киевского на это известие:

''Пока я нахожусь в Киеве — по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная татарской сабле не махать''.

Половецкий хан Котян Сутоевич обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага :

''Сегодня они отняли нашу землю, завтра ваша взята будет''.

Южнорусские князья собрались в Киев на совет под главенством трёх великих князей: Мстислава Романовича, Мстислава Мстиславича и Мстислава Святославича. Северные русские удельные князья не успевали на киевский сбор, одновременно росла опасность того, что половцы, оставленные один на один с монголами, перейдут на их сторону. После долгих уговоров Мстислава Удалого:

''Если мы им не поможем <…>, то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше''.

''и щедрых подарков половцев'' (второй половецкий хан Бастый даже крестился в православную веру) было решено, что:




Битва на реке Калка

***
Картина
''Ордынцы в рукопашной битве с русскими'' (река Калка, 1223 год)

Предпосылки
***
''Лучше встретить встретить врага на чужой земле, чем на своей''.

Сбор был назначен на Зарубе, возле острова Варяжского (остров находился напротив устья реки Трубеж, ныне уничтожен Каневским водохранилищем), в 10-ти километрах от нынешнего Трахтемирова, Черкасской области. Составленное огромное войско не имело общего командующего: дружины удельных князей подчинялись лишь своим великим князьям. Половцы выступили под руководством воеводы Мстислава Удалого — Яруна. Узнав о сборах, монголы прислали своих послов с такими словами:

''Слыхали мы, что вы идёте против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших; не на вас пришли, но пришли по воле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьём''.

Выслушав послов, русские князья приказали всех их убить. Это действие учитывало аналогичный опыт половцев, которые в 1222 году поддались на уговоры монголов нарушить свой союз с аланами, после чего Джэбэ разбил аланов, а затем обрушился и на половцев. Соединённые силы двинулись дальше вниз по Днепру.

Галицкое войско продвинулось вниз по Днестру в Чёрное море (летопись преувеличивает численность ладей, называя 1000). В устье Днепра вблизи Олешья галичан встретило второе татарское посольство со следующей нотой:

''Вы послушали половцев и перебили послов наших; теперь идёте на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог''.

В отличие от первых, этих послов было решено отпустить с миром.
Галицкое войско прошло вверх по Днепру до острова Хортица у порогов, где соединилось с остальными войсками. Перейдя на левый берег Днепра и обнаружив передовой отряд неприятеля, русские после короткого, но кровопролитного боя обратили монголов в бегство, командующий Ганибек был убит. Двигаясь на восток и не видя основных сил неприятеля, русские войска спустя две недели вышли на берег реки Калки, где разбили другой передовой отряд монголов.



***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Убийство послов.
***
Появление монголов и татар на степных просторах Северного Кавказа вызвало эффект встревоженного пчелиного улья. Многочисленные этносы, населявшие этот край, пришли в движение. Одни из них спрятались в горных ущельях, болотистых местностях, другие стали поспешно уходить на запад, третьи попытались остановить движение татар и монголов.

Многое зависело, разумеется, от поведения господствующего в этих краях этноса, а именно кипчаков.

Слявящийся своей храбростью хан донских кипчаков Юрий Кончакович потерпел поражение.

Хан другого многочисленного кипчакского племени Котян увел своих соплеменников за Днепр и обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславовичу, по прозвищу Удалой.

Мстислав Удалой не решился дать положительный или отрицательный ответ. Он обратился к киевскому князю Мстиславу Романовичу. Последний, в свою очередь, обратился к черниговскому князю Мстиславу Святославовичу. Общий итог этих согласований был таков: все трое решили собрать "снем" (съезд) князей в Киеве для обсуждения просьбы Котяна.

***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Убийство послов.
***
На съезд съехались, кроме галицкого, киевского и черниговского князей, волынский князь Даниил, курский князь Олег, смоленский князь Владимир, бывший новгородский князь Всеволод (45: 93).
На съезде выступил хан Котян. Он сказал:

"Нашу землю ныне отняли татары, а вашу завтра возьмут, защитите нас. Если же не поможете нам, то мы будем перебиты нынче, а вы - завтра".

Свою просьбу кипчаки подкрепили большими дарами. Они отдали русским князьям много коней, верблюдов, буйволов, невольниц. Когда все это получили, князья стали сговорчивее. Они решили помочь кипчакам и сказали друг другу:

"Лучше нам принять их на чужой земле, чем на своей". Принятое решение было торжественно освящено церковью" (1: 282). Чтобы крепче скрепить русско-кипчакский союз,

«тут же на съезде был крещен половецкий хан Басты" (1; 282 и 45; 92).

Русские князья отправились в поход. Когда они достигли низовьев Днепра, к ним прибыли десять татарских послов. Послы сказали князьям:

"Слышали мы, что вы идете против нас, послушавшись кипчаков. А мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили. Пришли мы ... на холопов своих и конюхов, а с вами у нас нет войны. Если кипчаки бегут к вам, то вы бейте их, добро их себе берите. Слышали мы, что они и вам много зла делают. Потому мы их и бьем".

Так сказали послы!
Ни угроз, ни ультиматума, лишь попытка объяснить цель их похода и мирные предложения.
Какой ответ они получили?


***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Убийство послов.
***
Князья приказали убить послов

В их числе был и один из двух сыновей Субетая, участвовавших в походе. Его звали Чамбек.

По древнему обычаю многих народов, в том числе татар и монголов убийство послов считалось самым тяжким преступлением. Нетрудно представить себе, какую бурю негодования в лагере татар и монголов вызвало известие об убийстве послов. Тем не менее Субетай проявил выдержку, и когда русские войска стояли на берегу Днепра, он прислал новых послов. Послы сказали:

"Если вы послушались кипчаков, послов наших перебили и все идете против нас, то ступайте, пусть нас бог рассудит, а мы вас ничем не трогаем".

На этот раз князья отпустили послов живыми.

Таким образом, многократные попытки татар и монголов уберечь русских князей от военного вмешательства в их конфликт с кипчаками не дали положительного результата.


***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Соотношение сил.
***
Все русские и кипчакские полки собрались на западном берегу Днепра. Объединенные русско-кипчакские войска насчитывали 80 тыс. воинов. А какими силами располагали татары и монголы? В 1220 году Субетай отправился в поход на север с 10 тыс. воинами.

Его тумен был сформирован из представителей смешанных родов и племен. Это были татаро-монголы. Они уже третий год были в походе. За это время выиграли крупные сражения с канлинами, башкортами, восточными кипчаками, народами, жившими в низовьях Волги. Они форсировали такие полноводные реки, как Урал и Волга, проскакали от Сыр-Дарьи до Днепра.

Джебе командовал 10 тыс. монгольскими, а Тохучар - 10 тыс. татарскими воинами. Но, ведь, и они прошли с боями через Северный Иран, Азербайджан, Армению и Грузию. Прошли через труднодоступные горные ущелья и перевалы Кавказского хребта. Вели кровопролитные бои с лезгинами, аланами, различными тюркскими народами, предкавказскими, донскими и приднепровскими кипчаками.

Татары, монголы и татаро-монголы (смешанные рода и племена) были храбрыми и выносливыми воинами. Однако и их смерть настигала. С учетом всех потерь за время с 1220 года по 1223 год в трех туменах осталось немногим более 20 тыс. воинов. Им противостояла 80-ти тысячная армия.

Таким образом, соотношение сил было один к четырем в пользу русско-кипчакских войск.


***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

"Бег" по степи.
***
Первым через Днепр переправился с тысячным отрядом Мстислав Удалой. Он напал на караулы татаро-монгольских войск и обратил их в бегство. Это воодушевило русских князей и кипчакских ханов. Молодые князья стали говорить старым:

"Нечего здесь стоять, пойдем на них".

Пошли. Все русские полки перешли Днепр. Передовой отряд русских войск отбил у татар стадо овец и пригнал его к своим полкам.

Встретившись с огромной русско-кипчакской армией, Субетай применил излюбленную тактику хуннов. От основной части войск внезапно отделился небольшой отряд, состоящий из самых искусных воинов. На большой скорости всадники приблизились к русским войскам. На какой-то миг они остановили лошадей, выпустили тучу стрел. Затем быстро развернули лошадей и пустились наутек. Русские князья восприняли это как слабость и пустились за ними в погоню. Гнались за татарами и монголами целый день.

Так повторялось в течение 12 дней. За это время татары и монголы решили двуединую задачу: во-первых, растянули русско-кипчакские войска по степи, во-вторых, подобрали удобное для решающего сражения место.
Момент развязки неумолимо приближался.

***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Битва на Калке.
***
Через приазовские степи по сей день течет небольшая речушка под названием Калка. Она имеет низкие берега и впадает в Азовское море. Первым через эту речушку переправился волынский князь Даниил Романович со своим полком. За ним последовали и другие князья. Наиболее удобно и, казалось бы, надолго устроился киевский князь Мстислав Романович. Он приказал оградить кольями невысокую каменистую возвышенность на берегу.

Все шло своим чередом: русские и кипчакские полки расположились походным лагерем, татар и монголов не было видно поблизости. Вокруг расстилалась усталая от летнего зноя степь. Середина июня 1223 г. выдалась на удивление жаркой. Особенно душной выдалась ночь с 15 на 16 июня. После очередной ссоры со своими собратьями-князьями Мстиславу Удалому не спалось.

Когда к утру духота несколько спала, он выехал из лагеря и отправился в степь. Ему не терпелось своими глазами увидеть татар. Было очень тихо. Проехав 5-6 км, Мстислав Удалой резко остановил коня.

Впереди он увидел нечто такое, от чего опешил.

Его взору открылась низина, окутанная нежным дымком предрассветного тумана. Трудно было усомниться в увиденном: там стояли татаро-монгольские полки в полной боевой готовности с развернутыми знаменами.

Придя в себя, Мстислав Удалой поспешно вернулся в свой лагерь и поднял свой полк.

Однако он не сказал об увиденном ни одному из князей.

Их полки продолжали отдыхать.


***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Битва на Калке.
***
Дальнейшие события развернулись с молниеносной быстротой. Татары и монголы налетели на русские и кипчакские войска как снежная буря в горах. Полетели стрелы, в лучах восходящего солнца засверкали сабли. Русско-кипчакские полки дрогнули, побежали и поскакали. Те немногие, что пытались сопротивляться, были смяты и уничтожены.

За всем происходящим на берегу созерцали трое: киевский князь Мстислав Романович и двое его зятьев.Они стояли на возвышенности, огороженной кольями и наблюдали за тем, как татары и монголы громили галицкие и черниговские полки, а также конницу кипчаков.

Они не ввели в бой свои полки.

Когда исход битвы стал очевиден, Субетай оставил два небольших отряда под командованием Чегиркана и Ташукана для ликвидации войск киевского князя, а сам отправился преследовать убегавшие русско-кипчакские войска.

Первым до Днепра доскакал галицкий князь Мстислав Удалой со своей свитой.

Он быстро переправился на другой берег и приказал жечь, рубить и отталкивать лодки от берега.

Здесь находилось тысяча лодок, на которых приплыли из Поднепровья южнорусские переселенцы для участия в походе. В результате этих действий Удалого многие тысячи русских воинов так и не смогли переправиться через Днепр. Татары и монголы прижали их к реке и уничтожили. От 80-ти тысячной русско-кипчакской армии в живых осталось не более 10%.

Погибли восемь князей и семьдесят богатырей во главе с Александром Поповичем.

***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Битва на Калке.
***
Не удалось отсидеться за изгородью и киевскому князю со своими зятьями.

Вернувшись с берегов Днепра к р. Калке, Субетай послал к ним для переговоров бывшего вали города Хина (Саркел) Абласа (булгары его называли Аблас-Хином).

Аблас-Хин подъехал к укрепленному лагерю и сообщил киевскому князю о том, что Субетай приглашает его к себе для переговоров.

***

История первой встречи монголов и древних татар
с волжскими булгарами
3. 3. Мифтахов

Битва на Калке.
***
Князь Мстислав Романович вместе со своими зятьями выехал за укрепления. Их тут же связали и подвели к Субетаю.

Субетай подвел князей ближе к изгороди и обратился к ним с вопросом:

"Кого казнить за гибель моего сына - князей или их воинов?"

Князья ответили - воинов.

Тогда Субетай обратился к воинам, которые стояли за изгородью и слышали ответ князей:

"Вы слышали, что ваши беки (князья - М.З.) предали вас. Выезжайте без страха, ибо я казню их самих за измену своим воинам, а вас отпущу" (94; 161).

Воины сдались. После этого Субетай приказал положить князей под щиты разобранного военного лагеря и обратился к русским воинам со словами:

"Ваши беки хотели, чтобы вы первыми оказались в земле. Так втопчите их за это в землю самих" (94; 161).

Многотысячная колонна воинов прошла по щитам. После этого Субетай долго стоял в раздумьи, а затем сказал:

"Воины, убившие своих беков, также не должны жить!" (94; 161).

Все пленные русские воины были изрублены.

Так закончилась битва на Калке.

***

Схема битвы на Калке
***
Схема битвы на Калке 31 мая 1223 года (по данным Ипатьевской летописи):

1) половцы (Ярун);
2) Даниил Волынский;
3) Мстислав Удатный;
4) Олег Курский;
5) Мстислав Черниговский;
6) Мстислав Старый;
7) Субэдэй и Джэбэ.

***

Описание окружающей местности
***
«Пусть дороги давно, как асфальтом покрытые,
Но лежат все по тем же, по древним местам -…»
 А.В.Макаревич

        Как нередко случается в истории, значимое историческое событие, произошедшее на каком-либо отрезке времени, на том либо ином интересном природном объекте, имеет свойство повторяться, в более ранние исторические периоды. Так получилось и с тайником «Безымянный монумент» (cм.http://www.geocachin...n=101&cid=6020). Будучи опубликованным, на сайте Geocaching.su и посвященном исключительно событиям Второй Мировой войны, он неожиданно он начал получать отклики местных краеведов о том, что на данной высоте более 7 веков назад происходили знаковые события Русской истории. Изучение архивных документов, различных публикаций, интернет сообщений на краеведческих форумах, позволило автору этой статьи сделать очень любопытный вывод. Оказывается, рассматриваемая высота, имеющая название - высота 154,9 курган Могила-Серединовка, с большой долей вероятности и есть то самое «зело каменистое место» где разворачивались ключевые события знаменитой битвы средневековья – сражения на Калке между соединенным русско-половецкими войсками и монгольским корпусом, действовавшим в рамках рейда полководцев Чингисхана Джебе и Субедэя-багатура.

        Но, обо всем по порядку.

786 лет назад на этом же месте…

         Как известно из истории, 31 мая 1223 года на реке Калка состоялась битва монголо-татар с объединёнными силами русских и половцев. В 1380 на Калке состоялась еще одна битва между Мамаем и Тохтамышем., о которой менее известно в исторической литературе.

        Ученые до сих пор спорят, где же протекала речка Калка, и место легендарной битвы на этой реке в 1223 году, так и не определено. Есть несколько похожих по описанию мест на реках Каратыш, Кальмиус и Кальчик.

        Первое мнение, утвердившееся в историографии состоит в том, что битва на Калке дружин русских князей с монголо-татарами происходила в верховье речки Кальчик неподалеку от заповедника «Каменные могилы», расположенного у современного села Украинка в Донецкой области, возле которого ныне протекает маловодная река Каратыш. Этого мнения придерживаются К.В. Кудряшов, С.А. Плетнева. Однако существует критика этого мнения и другие предполагаемые места. Например, эту версию критикует В.Н. Шовкун. Также у истоков Кальчика проводились археологические раскопки Н.Е. Брандерберга и Е.П. Трефильева, но они не принесли никаких конкретных данных в определении места битвы.               

          Сам В.Н.Шовкун (см. http://www.geocachin...n=101&cid=5460) выдвигает довольно оригинальную идею о том, что Калка - это древнеславянская транскрипция половецкого названия Калкан-Су (что значит - Водный щит). А по-татарски эта же река называлась Иол-кинсу - Конская вода, или Конский водопой. А значит, по мнению В.Н.Шовкуна, можно допустить, что нынешняя Конка и есть загадочная Калка, а «место каменисто» - холм, возвышающийся на правом берегу Конки, а двух километрах от села Юльевки Запорожской области.

           Существует также мнение, что место Калкинского побоища надо искать близ границ нынешнего Володарского и  Волновахского районов Донецкой области. Подтверждению этого мнения служит находка погребения знатного воина ХIII века на у села Кировского Волновахского района. Однако в месте указной находки нет знаковых каменистых высот.

          Наконец, достаточно обоснованным мнением в установлении положения места битвы, по мнению автора настоящей статьи, служит тезис о том, что современная река Кальчик и является средневековой Калкой. На 17 км трассы Донецк-Мариуполь в месте, где шоссе пересекает широкую и достаточно глубокою балку с протекающей внизу небольшой речушкой, до сих пор установлен дорожный указатель «р.Калка», хотя в топонимике эта река на всех географических картах давно обозначена как Малый Кальчик и является притоком Кальчика, впадая в него у села Кременёвка.

        Сама битва на Калке, как следует из отдельных исторических источников, могла происходить не на Калке, на Калоках, т.е. на нескольких реках. В средневековье, нынешние реки Кальчик и Кальмиус, были более многоводными и судоходными и представляли серьезное препятствие для быстрого прохода войск. Поэтому, вполне их объединенное название могло дойти до нас в своём первоначальном названии - Калка. Можно перевести это название как многоручьёвая река. И действительно на склонах Кальчика, впадающих в Старокрымское водохранилище и саму реку много ручьёв. Ручьи есть и на территории самого города Мариуполя, например за жилмассивом Западным, или за парком Петровского. Возможно, две речки Кальмиус и Кальчик имели одно название Калка, но их могли различать как западная и восточная Калка.


***

Описание окружающей местности
***
Во всех летописях посвященных этим событиям сказано, что монголо-татары отступали от Днепра 8-12 дней, а затем внезапно поворотились и напали на русские полки. Согласно сведеньям Ипатьевской летописи, князь Мстислав Мстиславич подойдя к Калке, приказал вначале перейти реку Даниилу с его полком и другим полкам с ним, а сам после них перешел, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, он поворотил назад.

     Согласно Новгородской летописи перейдя Калку, русские отправили в авангарде половецкого военачальника Яруна: «…и послаша въ сторожихъ Яруна с Половьци, а сами станомь сташа ту. Тъга же Ярунъ съступися с ними, хотя битися, и побегоша не успєвъше ничтоже…». Иными словами половцы, перейдя реку, пытались произвести разведку боем. Двигаясь вперед, они внезапно наткнулись на крупные силы татар и побежали назад к реке, где стояли русские полки.

       Из арабских источников следует, что татары не переставали отступать от Днепра, а русские гнались по следам их 12 дней, но потом татары обратились на русских и кипчаков, которые заметили их только тогда, когда они уже наткнулись на них. Для последних это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою, как на них напали татары со значительно превосходящими силами.

       Сопоставив все эти сведенья, можно прийти к выводу, что русские, преследовавшие татар много дней от самого Днепра «проспали» столкновение с основными силами противника. Как это могло случиться в степной местности, которая достаточно хорошо просматривается на многие километры вперед?  Значит, на русских была устроена засада, которая позволяла спрятать крупные силы неприятеля в складках местности и внезапно нанести удар из укрытия.

      Именно такая местность начинается в отрогах Донецкого кряжа близ Мариуполя. С правого берега реки Кальчик с высоты 154,9 (курган Могила-Серединовка) эта местность хорошо просматривается только до самой трассы Мариуполь-Донецк, а далее, кажется, что она уходит за горизонт. В действительности же возвышенное плато, начинающееся на левом берегу Кальчика по водоразделу которого ныне проходит шоссе Мариуполь-Донецк, имеет существенное понижение к бассейну реки Кальмиус, в долине которого и могла спрятаться многочисленная конница монгол.

      Реконструкция  расположения войск во время битвы, согласно старейшей русской летописи -  Ипатьевской, а также сопоставление летописных данных с особенностями рассматриваемой местности, позволяет сделать вывод, что с большой долей вероятности указанная битва могла происходить на участке местности образованной треугольником с вершинами на высоте 154,9 (курган Могила-Серединовка), село Македоновка - ж/д станция Асланово и аглофабрика комбината им.Ильича.


***

Описание окружающей местности
***
Как это было? (поход русских князей в степь)
***
    В начале мая 1223 года, не дожидаясь сосредоточения всех русских дружин, по настоятельным просьбам половецких ханов, русские князья выступили со своими дружинами из Киева для отпора надвигавшейся с востока монголо-татарской экспансии. На семнадцатый день похода русские войско сосредоточилось на правом берегу нижнего течения Днепра, у Олешья. Здесь к русским присоединились половецкие отряды.
    Русская рать состояла из киевской, черниговской, смоленской, курской, трубчевской, путивльской, владимирской и галицкой дружин. Помощь Южной Руси решил оказать и великий владимирский князь Юрий Всеволодович, но отряд владимирцев под командой ростовского князя Василько добрался только до Чернигова, где и узнал о катастрофе на Калке.
    Единого командования русско-половецким войском не было. Решения принимались на совете князей. Но каждый из них старался действовать по-своему, стараясь подчеркнуть свою независимость. Главными соперниками в споре честолюбий были киевский князь Мстислав Романович и галицкий князь Мстислав Мстиславович Удалой. Общая численность русских войск вероятно не превышала 20 тысяч человек.
     Обнаружив на левом берегу Днепра, у порогов, передовые разъезды монголов, волынский князь Даниил Романович с галичанами переплыл реку и атаковал противника. После небольшого сопротивления монголы обратились в бегство. Мстислав Удалой с тысячью всадников организовал преследование и окончательно разбил передовой монгольский отряд. Первый успех воодушевил русских князей, и союзники двинулись на восток, в половецкие степи, вслед за отступающим монгольским авангардом. Через девять дней они были у реки Калке (Кальчик), где опять произошло небольшое столкновение с монголами с благоприятным для русских исходом.
    Предполагая встретить на противоположном берегу реки крупные силы монголов, князья собрались на военный совет. Между русскими князьями возникли разногласия. Мстислав Киевский возражал против перехода через Калку. Он расположился на правом берегу реки Калки (Кальчика) на каменистой высоте и приступил к ее укреплению. Большая часть русского войска и половцы решили перейти на другую сторону Калки….

        Данная каменистая высота, это высота 154,9, курган Могила-Серединовка (см. «Безымянный монумент») где оборонялись русские дружины во время битвы на Калке (Кальчике). Она находится на западном берегу Старокрымского водохранилища, построенного в 30-х годах ХХ века для снабжения города Мариуполя питьевой водой. Поскольку, водохранилище существенно расширило русло реки Кальчик, ранее протекавшей по этой местности, на его дне наверняка были скрыты археологические артефакты  - следы переправы русских дружин через реку Калку (Кальчик).

         Ныне эта высота хорошо просматривается с шоссе на Донецк. Проехать до горы лучше через Старый Крым. Гора имеет неровные очертания, вытянута с севера на юг и  заросла травой, из-под которой то тут, то там виднеются гранитные выходы. С южной стороны имеются несколько компактно расположенных скал (гранит) около 3 метра высоты плоские сверху, на них можно залезть, рисунков на них нет. Склоны горы выглядят так, словно по ним пытались рыть траншеи в камне. С западной стороны горы на некотором расстоянии около полкилометра имеется гранитное плато приблизительно на уровне земли.


***

Битва на Калке (Всем воинам положивших головы за други своя посвящается)
Ингварь Жуков
***
Булатно корпус Субэдэя
Рассёк  Ургенч, Кавказ, Иран,
Тавриды житную Сугдею,
Уделы тучные алан
И половецкие становья,
Упёршись в очи Поднепровья.
Куманы утекли на Русь,
Прося о помощи Мстислава
Удатного. Туга и грусть
Взошла над русскою дубравой.

“Нас днесь не будет, вас заутра”
Увещевал князей Котян,
Под  чарых  дев и перламутры,
И скакунов от агарян
Уговорились два Мстислава:
Романович и Удалой,
Искавший  бранную забавой
Пронзить  “хиновие” стрелой.

Неведомой  доселе ратью
Сошлись у Хортицы полки,
Но прей столетнее проклятье
Уже расставила силки.
Не поделили честь Мстиславы,
Что с Гориславловом Мономах:
Кто ныне старый, первый, правый
На велекняжеских столах.

И так, рядясь, дошли до Калки,
Побив дозоровый наряд
Для пущей воинской закалки,
Скрывая давний неуряд..
Но княжья честь превыше смысла
И в полдень, «втаю» ото всех,
Мстиславич - внуче Осмомысла,
С Яруном верным на «конех»,
Решилися “испить Каялы”,
И ринулись в монгольский стан,
Круша, рубя “хиновь” немало,
Но дрогнуло крыло куман,
И, сокрушилось, дала труса,
И опрокинуло собой
В “Каялу” ратников из русов,
И воем был задавлен вой.

Смотрел на тризну роковую,
Мстислав Романович с холма
И не подпомог в минуту злую.
О, «злее зла» в душе молва:
Задета княжеская честь
И преступить её зазорно,
И за неё священна месть,
И стоит смерти непокорный.

Так думал князь и ночь текла,
И Калка русами мерцала,
И тихо степь их отпевала,
И будто мамка провожала,
И всех прощала как могла.

С заранья княжья блажь прошла,
И тяжка стала честь Мстиславу:
Со всех сторон обволокла
Их таурменская облава,
И князь, моляся на восток,
Увидел марево монгольства,
И принял бой, горел острог,
И русы бились до упорства,
На третий день дух изнемог,
И отрезвело самовольство.

Решили с миром разойтись,
Через забродника Плоскиню,
Но лесть пропитана полынью,
Какому богу не молись,
Всегда найдётся свой предатель.
Вот так, кляняся на кресте,
Забродник предал ратных братьев,
И, встав на княжеских «костех»,
Прижатых п`ировым помостом,
С кумысом чаши поднимал,
И стала Калка тем погостом,
Где русский русского продал.

Надев кольчугу, как фуфайку,
Попала Русь на балалайку.

Домой десятье возвратилось,
Такой беды не знала Русь,
Что по сей день не искупилась
Великокняжеская гнусь.

***

Татаро-монголы
***

                Русские впервые сталкиваются с монголами, если заглянуть в
                ПВЛ, на реке Калке. Как это произошло?

                “По грехом нашим придоша языци незнаеми, их же добре ни
                кто не весть кто суть, и отколь изыдаша, и язык их, и которого
                племени суть, и что вера их. А зовутьcя Татары, а инии
                глаголют: Таурмени , а другии
                Печенези...Бог един весть кто суть, и отколь изыдоша”
                (Полевой. т.2, с.502 - Новг. лет., л.98). Эту весть сообщили
                русским половцы. Никто не знает их языка?! Но монголы ведут
                переговоры с русскими князьями. Через переводчика? В романе
                Яна “Батый” фигурирует толмач, а в летописях о переводчиках ни
                слова. Значит язык монголов все-таки известен! Сорее всего мы
                имеем дело не с совокупным знанием о монголах, появившихся в
                землях половцев, а со знаниями о них (лучше сказат ь об
                отсутствии таковых) конкретного новгородского летописца или
                его окружения. "Летописец передает здесь только слухи и толки.
                Точного он решительно ничего сказать не может, скромно
                исключая себя из среды "премудрых мужей", разумеющих книги, и
                отводя себе роль простого протоколиста бедственного события"
                (Греков, Якубовский, 1950. с.201)
                В Ипатьевской летописи о татарах сказано только, что они
                безбожники: “В лето , Приде неслыхана рать, безбожнии
                Моавитане, рекомыи Татареве, придоша на землю Половецкую.
                Половцем же ставшим Юргии Кончакови бе боише всих Половец не
                може стати, противоу лицю и бегающи же емоу, и мнози изьени
                юыша, до рекы Днепра Татаром же возвратившися идоша в вежа
                своя, прибегшим же Половцем в Роускоую землю, глющим же им
                Роуским князем, аще не пожете нам, мы ныне исъчени быхом, а вы
                наутре исчени боудете...” (Ипатьевская летопись, 1998.
                с.740-741). И все. Но и на Руси в те времена язычников было
                предостаточно.
p.s.

Говорится о встрече с монголами, но в приводимых цитатах есть все кроме собственно монголов.


***

Тема конференции "где находится река калка"
***
Где находится река Калка
***
''На рубеже 60-х - 70-х годов на страницах исторических журналов вспыхнула дискуссия по поводу местонахождения легендарной Калки. Поводом послужили итоги раскопок на р. Кальчик: археологи не подтвердили версию "Калка-Кальчик". Все участники научного спора были единодушны в одном - на Кальчике битвы не было. А теперь давайте обратимся к летописным источникам. Все летописи сообщают, что, переправившись с Хортицы, русские дружины 9 дней двигались в степь, только после чего произошла битва. Возникает вопрос, могло ли 50-тысячное войско за 9 дней преодолеть 200 километров, ведь основу войска составляла пехота плюс громоздкий обоз? Для ответа на этот вопрос приведу исторический пример.Когда монголо-татары напали на Рязань в 1237 году, гонцы с просьбой о помощи, загоняя лошадей, скакали в Чернигов 15 дней. Самая мобильная конница того времени - монголо-татарская - максимум в сутки делала 20 км, максимум! Не надо быть оператором Генштаба, чтобы просчитать, что древнерусская пехота с обозом, продвигаясь по пересеченной местности, форсируя многочисленные реки, среди них полноводную Конку, не могла физически преодолеть такое расстояние, тем более по ходу движения вступая в бой с мелкими отрядами противника. Большинство историков пришло к выводу, что под Калкой следует понимать реку с похожим названием, вероятнее всего - Конка.Косвенные подтверждения этой версии - находки обломков мечей, стрел XIII века возле сел Веселянка и Григорьевка, которые разделены Конкой. Тем более, что правый берег реки выше Григорьевки - каменистый. Последнее слово должны были сказать археологи, но тогда не нашлось средств, и спор утих, оставив лишь один вывод - на Кальчике битвы не было.На мой взгляд, было бы правильно установить памятный знак на острове Хортица, месте сбора войск перед битвой на реке Калка. Этот исторический факт не вызвал бы ни у кого сомнений и споров.Анализ древних названий рек нашей области привел к мысли, что Калка - это древнеславянская транскрипция половецкого названия Калкан-Су (что значит - Водный щит). А по-татарски эта же река называлась Иол-кинсу - Конская вода. Китайский хронист XIII века Юань Ши писал, что битва русского войска с татаро-монголами состоялась у реки А-ли-ги. Это в дословном переводе означает «Конский водопой». Значит, можно допустить, что нынешняя Конка и есть загадочная Калка, а «место камянисто» - холм, возвышающийся на правом берегу Конки а двух километрах от села Юльевки''.