Выход за рамки

Анатолий Образцов
Человек постоянно находится под различного рода ограничениями. Их реально много. Некоторые мы принимаем как само собой разумеющееся, другие раздражают нас. И вот возникает вопрос – а так ли уж необходимы ограничения? Или необходимо стремиться к освобождению от них? Не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Наверное, первое соображение – ограничения нужны, пока в человеке есть то, что в цивилизованном обществе никак нельзя выпускать на свободу. Как угодно можно назвать – звериные инстинкты, темная сторона. Но то, что это присутствует, у меня лично сомнений не вызывает. А раз так – необходимы ограничения. И самое эффективное – страх наказания. Общество определило некие нормы – и туту же – наказания за их нарушение. По-разному это работает, но схема стара, как мир.
Но для меня возник другой вопрос – а если все ограничения сняты – смогу ли я удержаться в рамках? И кто эти рамки определит? Известный тезис "моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого" достаточно проблематичен. Мало ли когда я замечу свободу этого "другого".
И что такое в этой картине "совесть"? Как она может работать в условиях отсутствия рамок?
В общем, вопросов больше, чем ответов. Предлагаю обсудить.