Антизвезда по имени Иезавель

Фелиция Флакс
Антизвезда по имени Иезавель
Библия содержит не так уж много ярких женских имен. И немало представительниц слабого пола в «книге книг» имеют отрицательную характеристику. Главной же библейской «антизвездой» является, безусловно, царица Иезавель, чьи имя стало синонимом коварства и всяческого нечестия. Между тем, некоторые современные исследователи утверждают, что такая категоричная оценка этой легендарной женщины, по меньшей мере, однобока, и даже больше – несправедлива.

Иностранка на троне
Время «действия» царицы Иезавели – IX век до н.э. В истории евреев она появилась благодаря царю-полководцу Амврию, чьей заслугой стало предотвращение распада Израильского царства в 882-871 годах до н.э.
Он закончил войну с Иудеей,  одержал победу над Дамаском и, продолжив мудрую политику Соломона и Давида,  заключил важный союз, гарантировавший доступ к морю, с финикийским Тиром. Этот союз был закреплен браком его сына и наследника Ахава с дочерью царя-священника Тира – Иезавелью.
По мнению библейских авторов, этот брачный союз оказался неудачным: Ахав – был слабым и безвольным, и коварная иностранка полностью подчинила его волю своим страстям и целям.
В качестве примера в Библии приводится история с Навуфеем, который отказался продать царю свой виноградник. В спор вмешалась царица Иезавель, и написала старейшинам кляузу, подделав подпись Ахава. В результате подлого навета Навуфей был осужден и побит камнями, а виноградник перешел к царю.
 История эта очень даже сказочная, не доказанная и вообще весьма сомнительная, но для библейских авторов является лучшей (и, можно сказать, единственной) иллюстрацией подлости Иезавели.

Историческая реальность
На самом же деле Ахав не был безвольным размазней, как его описывают в Библии. Именно в его царствование Израиль решительно вышел на широкую ближневосточную сцену. Царь продолжил конструктивное сосуществование с Иудеей, одержал ряд военных побед и энергично проводил в жизнь строительную программу. Он не только обзавелся второй столицей Изреэлем, но и отстроил и заново заселил Иерихон. В другом крупном городе, Хацоре,  были возведены крепость, военные склады и сооружена великолепная  система водоснабжения. Еще один защищенный подземный водопровод и кладовые появились в Мегиддо, который тоже оборудовали массивными фортификационными сооружениями.
Однако Ахав «подкачал» в религиозной политике, и это стало решающим аргументом в осуждении его правления библейскими авторами: «он поступал весьма гнусно…И делал… неугодное перед очами Яхве более всех бывших прежде него».
Дело в том, что он «стал служить Ваалу и поклоняться ему». А в потворстве Ахава чужеземной религии активную роль сыграла, как все утверждают, жена-финикийка Иезавель.

Грешная и красивая
Иезавель (Йезебель, в дословном переводе – «Где Его Высочество (Ваал)?») чрезвычайно отличалась от незаметных супружниц еврейских царей. Она являлась жрицей богини Астарты и совершенно не походила на женщин-теней из царских гаремов.  Она была яркой в буквальном смысле этого слова – обильно красилась, что сурово осуждали библейские авторы. Но, главное, она не желала принимать чужую религию, оставаясь верной финикийским богам.
Ее усилиями были воздвигнуты алтари Ваалу и Астарте, посажена дубрава и создан целый штат пророков Ваала (450 жрецов) и Астарты (400 жрецов).
В вину Иезавели вменяется также и то, что она не просто продолжала служить своим богам на еврейской земле, но и стала преследовать и убивать пророков Яхве. Хотя в этом конфликте первой начала не она.
Одним из главных врагов и ненавистников Иезавели стал никто иной, как пророк Илия, который предрек: «Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля».
Он выступил во главе целой толпы пророков, которые ходили перед царским дворцом и носили перед собой дощечки, на которых Иезавель объявлялась Блудницей Вавилонской (хотя царица была из финикийского Тира), и еще выкрикивали: «Распутница!».
Подобного оскорбления не снесла бы не только гордая Иезавель, но и любая другая женщина. Финикийка поступила со своими хулителями жестоко, приказав убить крикунов. От гнева царицы спаслось не так уж много сторонников Яхве. Среди выживших был и Илия, который отомстил иностранке аналогичным образом, подстрекая разъяренную толпу, которая растерзала 450 верховных жрецов Ваала. По другим версиям – он это сделал собственноручно.
Так что пророк и царица друг друга стоили, но осуждалась при этом исключительно Иезавель.

Возможные искажения
По мнению исследователей, это строгое осуждение Иезавели и ее мужа строится на более поздней теологии Второзакония. В Библии, кстати, сохранились следы соперничавшего предания, которое относится к Ахаву более лестным образом.
Библейские авторы решительно закрывают глаза на многие «нестыковочки». Например, на то, что царь Ахав, несмотря на свое увлечение финикийскими культами, оказывал мощную поддержку культу Яхве, стремился играть значительную роль в отправлении посвященных Яхве служб. И даже на то, что он дал своим сыновьям яхвисткие имена.
Можно предполагать, что и личность Иезавели  чрезвычайно искажена. Ее сознательно рисовали черными красками, а все «ненужные» подробности вымарывались самым беспощадным образом. От подлинной истории Иезавели осталось лишь то, что можно было использовать в яхвисткой пропаганде.

Кровавый переворот
Иезавель стала жертвой заговора.  Некоторые исследователи этот заговор считают беспрецедентно жестокой революционной чисткой, за которой стояла фигура пророка Елисея и экстремистская реакционная яхвисткая секта рихавитов, которые исповедовали кочевнические идеалы и критиковали оседлый земледельческий образ жизни, как непредусмотренный предписаниями Моисея.
Библия целиком и полностью оправдала ту невероятную по своей жесткостью резню, которая случилась в 845 году до н.э. К этому времени, царь Ахав был мертв. Первый его преемник, сын Охозия, тоже умер, и на престол вошел другой сын – Иорам. Ни тот, ни другой, ни третий, и уж тем более, Иезавель не устраивали яхвистов.
Согласно Библии, рихавиты по требованию Яхве привели к власти военачальника царской армии Ииуя. Елисей так благословил (прельстил?) этого человека: «Так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем».
Но чтобы стать царем, нужно убрать предыдущего царя. Ииуй так и поступил. Он на колеснице промчался 50 миль до Изрееля, где в это время поправлял здоровье раненый царь Иорам. Когда Иорам понял, что военачальник  заявился целью убить его, он попытался скрыться. Ииуй хладнокровно выстрелил ему в спину.
А после отправился ко дворцу, в котором в это время находилась царица Иезавель. Библия утверждает, что Иезавель, узнавшая о гибели царя, попыталась соблазнить убийцу: «… нарумянила лицо свое и украсила голову свою». Но если вспомнить, как поступали великие царицы перед лицом смерти,  например, та же Клеопатра, то можно утверждать, что царица Иезавель, которая осознавала, что шансов спастись от резни у нее нет, решила встретить смерть во всей красе и одновременно напоследок досадить пророкам. В том числе и «неистовому» Елисею, который ненавидел краску на лице женщин.
…Иезавель выбросили из окна, и Ииуй переехал ее на своей колеснице. А после устроил пир «… и ел, и пил». Напировавшись, он вспомнил об убиенной царице «и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она».
Но от Иезавели к тому времени остались только череп, ноги и кисти рук – все остальное пожрали псы. Пророчество Илии сбылось в полной мере.
Эти потрясения привели Израиль на край полной гибели. Со временем положение стало совсем бедственным, а в 722 году до н.э. государство Израиль было упразднено и поглощено Ассирийской империей. Почти 30 тысяч евреев были угнаны в Ассирию и Мидию, став «Пропавшими Десятью коленами».

Печать царицы
Существовала ли царица Иезавель на самом деле? В Библии она выглядит чистейшей воды литературным персонажем, причем, описанным лишь с одной стороны. Злобное и коварное создание, плетущее интриги и строящее козни, а потому – закончившее слишком плохо, но -- поучительно для всех остальных.
Большинство ученых уверено, что Иезавель – отнюдь не вымысел, а вполне реальное историческое лицо. В 1964 году израильские археологи обнаружили древнюю печать, датированную IX веком до н.э. И на которой четко виднеются четыре буквы YZBL. Это заставило предположить, что была найдена подлинная печать легендарной царицы. В 2007 году ученые подтвердили, что данная печать принадлежала именно библейской царице Иезавели.
На печати был изображен солнечный диск с крыльями, кобры и женская корона на крылатом сфинксе. Стиль -- египетско-финикийский. Претензия – на божественный или полубожественный статус.
Имя Иезавель – очень редкое. За исключением Ветхого Завета, оно не встречается больше ни в каких документах, так что печать с именем Иезавели является серьезным доказательством подлинности личности этой легендарной царицы.
А вот что касается ее коварства и злокозненности – это как раз очень даже спорный вопрос. Скорее всего, в более позднее время образ царицы был сильно искажен и очернен. А слов в свое оправдание мертвые сказать не могут…

P.S: эта статья была опубликована раньше в одном журнале, с которым я сотрудничаю и в котором пишу под другим псевдонимом.