Цена картошки

   
   Наш маршрут, на гидрографическом судне г/с “Иван Киреев” лежит на восток. Задание у команды снять РИТЭГи – это маленькие радиоизотопные тепловые электрогенераторы, работающие за счёт распада стронция 90. Они обеспечивают питанием навигационные знаки и маяки Северного Морского Пути.  Теперь они выработали свой ресурс (так нам заявили) и их необходимо снять, чтобы затем установить новые.


   Экспедиция, состоящая из семи человек, должна быть высажена по пути на  полярную станцию острова Олений, далее на полярную станцию на острове Большой Медвежий, который находится около Диксона и затем уже догрести до Тикси. Через Тикси, на вертолёте, поменять людей на полярной станции
Буор-Хая,  которая расположена примерно в ста пятидесяти километрах в море Лаптевых и находится на изгибе Янского залива, у неё и позывной “Волнолом”.


   Время наступило совсем иное: если раньше любые заявки с Севера выполнялись, на сто процентов, и даже перевыполнялись. Если вам, к примеру, нужны гвозди, то заказы шли ящиками и это считалось вполне обоснованным.
Сейчас всё изменилось: Союза не стало, не стало власти, которая отвечала бы за свои действия на благо общего дела, всё развалилось, сгнило, и летает в воздухе, как пурга, одна болтовня.

 
    Забыли совсем про Север, про то, что здесь живут, пока живые люди. Многие, правда, не согласные с такими условиями существования, накопив на дорогу и выработав северный стаж, уезжают, порой оставляя все нажитое, самое ценное конечно отправляют контейнером на место предполагаемой высадки.

    Посёлки, на севере, стали как братья близнецы: кругом, заколоченные покосившиеся двух и трёх этажные дома, которые ещё могут выдержать напор снега; или просто разваленные никому не нужные руины.
Кое-как существуют полярные станции. Всё время что-то просят у Гидрографических баз, ответственных за данные регионы, хотя и те и другие варятся в одном котле и подчиняются общей гидрографии.


   На полярных станциях дежурят полярники, ведущие наблюдения за метеообстановкой и работающие на контрольно координирующих станциях системы ГЛОНАСС.


   На этом вопросе остановимся немного поподробнее.
Для точного определения места нахождения судов используется советская система, теперь уже российская система  ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система), и американская  система GPS (global position system).

    В 1985 году СССР и США заявили о возможности  использования данных этих систем гражданскими потребителями, с точностью определения координат до 100 метров. Американская система  GPS состоит из 24 спутников, вращающихся на шести орбитах, по четыре спутника на каждой орбите. Высота орбит составляет 20200  км, а период обращения вокруг земли равен 12 часам.

 
   Система ГЛОНАСС должна состоять также из 24 спутников, расположенных в трёх орбитальных плоскостях по 8 спутников в каждой, разнесённых по долготе на 120°. Спутники находятся на круговых орбитах высотой 19100 км с периодом обращения 11 ч 15 мин.


   Для справки геостационарная орбита  расположена около 36000 км, и спутники, находящиеся на этой орбите вращаются с периодом обращения вокруг земли равным 24 часа, то есть они как бы висят в заданных точках над землёй. На геостационарной орбите находятся спутники системы  INMARSAT, обеспечивающие связью суда во всех точках мирового океана между семидесяти пяти градусами северной и южной широты.

 
   Спутники же, находящиеся выше данной орбиты, отстают от вращения земли, а спутники находящиеся ниже этой орбиты опережают вращение земли.  Поэтому навигационные спутники систем ГЛОНАСС и GPS, за один оборот земли делают примерно два своих оборота.


   В составе навигационного сообщения, с каждого спутника систем GPS и ГЛОНАСС, передаётся эфемероидная информация о его положении и временные поправки, а также сведения о состоянии всех спутников системы.

   Аппаратура пользователей производит беззапросные измерения навигационных параметров и одновременно информация может быть считана с четырёх спутников.
 Метод навигационных определений псевдодальномерный и радиальный псевдоскоростной.

   Раньше обе системы работали исключительно для военно-морского флота. Инициатива применения для международных целей систем GPS и ГЛОНАСС в интересах гражданских пользователей была проявлена ИНМАРСАТом, и основывается на требованиях статьи  3 Конвенции IMO, которая предусматривает наряду с обеспечением потребностей связью для подвижных объектов также и функциями радиоопределения.


   Базовый принцип дифференциальной коррекции прост. Судовой приёмник спутниковой навигационной системы определяет широту и долготу места в данный момент времени. Контрольная станция, координаты которой известны, измеряет задержку прохождения до её сигнала для учёта в решении общей радионавигационной задачи.


   Эта задержка передаётся на борт судна, где процессор вычисляет уточнённые окончательные координаты. Данные контрольных станций о задержках эффективны, если пользователь находится в пределах до 1000 км от данных станций.

   Используя метод дифференциальной коррекции в системах GPS и ГЛОНАСС, а также передачу данных о задержках с контрольных станций через спутники  ИНМАРСАТ, при определении места в реальном масштабе времени можно достичь точности  до 3-5 метров.


   Такая станция находится и на острове Олений в Карском море, куда мы должны высадить двух операторов – полярников. Следуя в Карском море, на судне постоянно делались замеры сигнала данной станции, чтобы определить дальность её действия, что в конечном итоге составило 300 морских миль.


   В снабжение, поставляемом на станции, входят не только продукты питания, но и оборудование, топливо для дизель генераторов. Продукты в основном состоят из консервов и различных круп. Сами полярники, закалённые  суровым жизненным опытом, являются и рыбаками, и охотниками, и поварами, и пекарями. На каждой станции имеется табельное оружие, которое  обычно применяется для отпугивания белых медведей.


     На всех судах по  SOLAS 74/88 (safety of live at sea) и по правилам GMDSS (global maritime distress and safety systems) функции девять  - (bridge to bridge)  т.е  мостик-мостик постоянно несётся вахта на шестнадцатом канале УКВ связи. Дальность действия УКВ канала зависит от мощности передатчика и от высоты, установленной антенны. В среднем – это расстояние равно примерно двадцати морским милям.

   Шестнадцатый канал  является аварийным, на нём по международным правилам ведётся весь аварийный обмен, также это канал вызова,  как судов,  так и береговых станций с последующим переходом на рабочие каналы.
 
   Остров Олений расположен, в зоне  действия радиостанции гидробазы порта Диксон. В определённое время на коротких волнах в телефонном режиме, в диапазоне четырёх мегагерц  происходит связь между полярными станциями: островов Олений, Медвежий и гидробазой Диксона.


    Между гидробазой Диксона и островом Медвежий  прорывается также связь и на 16ом канале УКВ. На этом, дежурном канале следят все службы и в первую очередь, конечно, пограничники, у которых позывным сигналом является слово - “Застава”.  Пограничники ведут наблюдение за вновь прибывающими судами, за перемещением между островами.

 
   Диксон на сегодняшний день является умирающим городом, живёт только за счёт снабжения, поставляемого, как говорят здесь с большой земли.
Раньше, когда по морям ходили пароходы, и работали они на угле, то Диксон был для них бункеровочной базой. Топливо бралось на борт из расчёта добраться до Диксона, где пополнялись запасы для продолжения намеченного пути. На угле теперь по морю не ходят корабли. На угле в Диксоне только работает котельная, которая обогревает этот заброшенный городок.


   Полярники на станциях ловят рыбу, питаются консервами, но когда к ним  попадают овощи, которые являются здесь большим дефицитом, например картошка –это считается высшим деликатесом, всё остальное перед ней блекнет.
Суда сейчас заходят в порт редко, а если и заходит кто-нибудь, то это становится  целым событием. Никто старается не пропустить этого момента. Моряки везут, выполненные заказы друзьям. Хозяева магазинов спешат на причал за своим товаром, короче день прихода любого теплохода, парохода, баржи – это главное событие, которое может взбудоражить весь город. Поэтому любая, более менее уважающая себя служба и организация, (таких на Диксоне, к сожалению, очень мало) всегда следит на 16-ом канале УКВ (это, конечно, в период летней навигации).


   Если раньше было время застоя, то есть СССР твёрдо стоял на ногах, даже со своими перегибами. По морям ходили наши многочисленные корабли, пароходства соревновались друг с другом, север снабжался на сто процентов, чувствовалась какая-то забота, потому что была ответственность за выполненное дело. То сейчас картина совсем другая – снова  застой, но совсем другой: правительство стремиться вступить в капитализм, а на самом деле оно вляпалось в “разогретый асфальт” и ни как ему не вытащить ноги, чтобы сделать правильный шаг.


   Поэтому, когда зимовщикам достаётся картошки немножко - всё остальное уходит на второй план. У полярников имеются переносные станции УКВ, которые также работают на шестнадцатом канале. Станцию, обычно обслуживают, как минимум два человека, по правилам техники безопасности. Каждый день ведутся работы по составленному графику: делается обход острова, постоянно приходится  следить за антенным хозяйством, обслуживать дизеля, дающие напряжение для работы маяка, передатчиков и для обогрева зданий. Необходимо следить, чтобы ветер не нарушил нигде проводку, не разорвал кабеля, короче делать всё необходимое для жизнедеятельности станции. И кроме самих  полярников никто за них никакую работу не сделает.


   Чтобы постоянно быть в курсе событий и иметь связь друг с другом, переносные станции полярников постоянно несут вахту на шестнадцатом канале УКВ. Так можно позвать, мимо проходящие суда и рыбаков, если нужно попросить у них помощи и т.д.


   Остров Медвежий от Диксона находится, как уже было сказано,  в поле действия УКВ канала,  поэтому  на нём слышно, что делается в Диксоне, так и в Диксоне слышно, что твориться на шестнадцатом канале на Медвежке, как её называют.


   Мы были свидетелями такого разговора.
- “Судно, заходящее в порт, прошу ответить Заставе” - говорят пограничники.
А в эфире слышно: “Василий, где тебя носит, картошка готова”.
- “Судно, заходящее в порт, ответьте Заставе”.- повторяют свой вызов  пограничники.
- “Застава, не мешай у нас картошка, неужели не понятно” – несётся с острова.
Застава отвечает: “Понятно, что у вас картошка, но судно, к которому обращается Застава, вы всё-таки лучше ответьте”.

   Маленький диалог, а говорит о многом: представляете, какая здесь цена картошки?


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.