Лекция

Галина Ермакова
 
«Патологическое опьянение – это острое, кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее, как правило, при приеме небольшой дозы алкоголя. Представляет собой форму сумеречного помрачения сознания и возникает при определенном сочетании ряда факторов. Картина патологического опьянения внешне не напоминает алкогольное опьянение, поскольку отсутствуют нарушения статики и координации движений. Также отсутствуют особенности облика, характерные для опьяневшего человека. Сочетается с развитием резкого двигательного возбуждения, часто с агрессивными действиями в отношении окружающих. У человека сохраняется способность осуществлять сложные целенаправленные действия. Патологическое опьянение заканчивается сном, граничащим с комой, так же внезапно, как начинается. После пробуждения развивается амнезия, человек не помнит, что с ним произошло до того, как он внезапно уснул», - монотонно рассказывал студентам правовой академии профессор Зиллер.

Никто не заметил, как в третьем ряду вся напряглась и  подалась вперед, ближе к лектору, одна студентка – Лена Полянская. Она вся стала сосредоточение и внимание, даже рот приоткрыла, чтобы лучше слышать.

«Патологическое опьянение не является тяжелой формой простого алкогольного опьянения, это качественно иное состояние психики – тяжелое психическое расстройство, спровоцированное небольшой дозой алкоголя на фоне психического или физического утомления или ослабления нервной системы. Патологическое опьянение может проявиться один раз в жизни и никогда больше не повториться. Оно может развиться  и у лиц с безупречным здоровьем. Диагноз ставится судебными психиатрами преимущественно по материалам судебного дела, на основании свидетельских показаний, если они достаточно убедительны. В общей статистике судебно – психиатрической диагностики патологическое опьянение – редчайшие случаи, которые составляют весьма малую долю», - продолжал профессор, оглядывая из-под очков студентов.

«Неужели я была свидетелем такого редчайшего случая тогда, пять лет назад, случившегося с  Ниной», - уже не слушая профессора, думала Полянская.
 
Ей захотелось  быстрее уйти, уединиться и вспомнить все, что тогда произошло.

После лекции она  собрала свою сумку и вышла из аудитории. Рядом с академией находился парк. Лена села на одну из лавочек, нервно достала сигарету и закурила. Воспоминания нахлынули на нее.

С Ниной Зенкиной они были подруги с самого детства, с первого класса. У них не было секретов друг от друга. Сначала они вместе играли в куклы, потом стали ходить в спортивную школу в секцию спортивной гимнастики, когда подросли -  на дискотеки. Вместе поступили в финансовый техникум, чтобы вырваться из своего города и вместе уехать подальше от родителей. Больше, чем на три дня, они никогда не расставались.

Недоразумения между ними начались, когда Нинка влюбилась. Вадим  Колюжный Лене категорически не нравился. Правда, он был красивый, но на этом его достоинства и заканчивались. Что Нина в нем нашла, Лена понять не могла. Но переубедить Нину не представлялось никакой возможности. Она, в период своей влюбленности, перестала адекватно соображать, и могла часами, как полная идиотка, рассматривать фотографию своего возлюбленного.

Возлюбленный в это время изменял Нинке направо и налево, и врал ей легко и непринужденно, глядя прямо в  распахнутые ему навстречу  глаза.

Когда Лена говорила Вадиму, что расскажет об его изменах Нине, он только смеялся ей в лицо и отвечал, что Нина ни за что ей не поверит. Что было чудовищной правдой. Нина считала, что Лена ей завидует, ревнует и поэтому старается их разлучить. Вместо того чтобы выслушать Лену, Нина закатывала к небу свои огромные голубые глаза и голосом Ренаты Литвиновой произносила:
- Ах, Леночка, какие у него руки, а пальцы, ты только посмотри, это же произведение искусства. Когда эти руки меня  обнимают, я, Лена,  падаю в какую-то пропасть и  теряю сознание.

Лене очень хотелось треснуть Нину по голове каким-нибудь поленом, чтобы пришла в чувство. Но ей оставалось только махнуть на подругу рукой. Нина бросила техникум и собиралась замуж за Вадима.

На своей свадьбе, казалось,  Нина была самой счастливой невестой в мире. Она напоминала красивую куклу, вышедшую из коробки, большие синие глаза, густые вьющиеся волосы, с воткнутыми в них шпильками с чайными розочками, короткое платьице в цвет с розочками, с пышной юбочкой на тоненькой фигурке, туфли без каблука.  Нина носилась, смеялась, всех тормошила, как будто хотела со всеми поделиться своим счастьем.

Лена же сидела за столом бука букой и  не хотела поздравлять молодых. Нина подошла в ней.
- Ну что, подруга, ты совсем не хочешь меня поздравить?
- Я желаю тебе счастья, Нина. Я, правда, хочу, чтобы у тебя все было хорошо.
- Верю, верю. Знаешь, я беременна,  и от этого счастлива вдвойне. Если у меня будет девочка, я назову ее Леной в твою честь.
- Спасибо, а я буду ее крестной.

У Лены было плохое настроение. За две недели до свадьбы она зашла в кафе «Сказка», недалеко от их техникума, где продавались очень неплохие пирожные и кофе.  Там она увидела Вадима, который, видимо, пригласил в кафе очередную свою пассию. Он тоже увидел Лену, но на ее презрительный взгляд только ухмыльнулся.

Свадьба проходила в их с Ниной родном городе. Лена вышла на крыльцо, увитое виноградом. Было темно, прохладно, шуршал о листву дождь, от деревьев лежали на земле тени. Лена и Нина любили весну, ведь это время надежд и ожиданий, но сейчас у нее было тяжело на сердце, тоскливо, безотрадно: толи от того, что навсегда потеряно прошлое, толи от того, что надо учиться жить без Нины. Кроме тоски, она испытывала страх, беспокойство от чего-то неопределенного, что обязательно должно произойти.

Кто-то приобнял ее за талию. Лена вздрогнула. Вадим. Он наклонился к Лениному уху.
- Приходи к нам в гости почаще, особенно когда Нины дома не будет.
- Вадим, как ты можешь так относиться к Нине? Почему ты такой подонок?
- Я Нину люблю, - протянул Вадим. - Как и вообще женщин. Каждая женщина – это целая грань мира, всегда разная, это каждый раз открытие. Тебе меня не понять. Мужчины и женщины – разные планеты. И потом, может я, когда-нибудь, научусь любить одну женщину.

«Начитался где-то, болван», - подумала Лена и ушла в дом. Ей захотелось уйти со свадьбы. Невыносимо было видеть Нину счастливой.

После свадьбы Лена не наведывалась к Колюжным,  и потихоньку отдалилась от Нины. Да и Нине стало не до подруги, родилась маленькая Леночка. Иногда они созванивались по телефону. Восторгов по отношению к мужу у Нины сильно поубавилось, но она отмалчивалась, говорила коротко: «Все нормально». И больше рассказывала про маленькую дочку.

Как-то Нина позвонила Лене и вялым, безжизненным голосом  сказала:
- Ты помнишь, что обещала быть крестной у Леночки? Вот и приходи завтра, будем ее обращать в христианку и крестины справлять.
- Приду обязательно, - Лена, напротив, постаралась изобразить радость.

Накупив кучу подарков, она на следующий день поехала к Нине. Когда собирались в храм, Лена все посматривала на подругу. Нина показалась ей слишком бледной, подавленной и сильно уставшей. К тому же она увидела у нее синяки под скулами, замазанные тональным кремом, много царапин на руках.
 
Когда все вышли, Лена на минутку вернулась к Нине, которая в храм не ехала, а осталась накрывать стол.
- Что за синяки у тебя? И вид такой уставший?
- Все плохо, Лена, ты была права, Вадим -  стопроцентный подлец. Вчера я сказала ему, что после крестин ухожу от него, а он избил меня. Ты же знаешь, Лена, меня никто никогда в жизни не бил. Я не спала ночь, поэтому еле держусь на ногах. Все кончилось полным крахом. Песочный замок, который я выстроила в своей глупой башке,  накрыло волной, и от него не осталось даже контуров, - в Нинином голосе было столько боли и тоски, что у Лены сжалось сердце.

После крестин голодные и возбужденные гости стали усаживаться за красиво накрытый стол. Лена взяла на руки свою полугодовалую крестницу, незаметно наблюдая за Ниной и Вадимом. Вадим уже успел выпить,  и все время громко смеялся, показывая свои белоснежные зубы. Он разлил всем водки по маленьким стопочкам.
- Ну, давайте выпьем за мою прекрасную дочку, за мою принцессу.

Все стали чокаться. Лена краем глаза увидела, что Нина отпила несколько глотков и поставила стопочку, не закусывая, вышла из-за стола. Вадим, сузив свои глаза,  проводил ее взглядом. Сам он выпил таких стопочек раза три   и тоже вышел. Лене отчего-то стало страшно, сильно забилось сердце. Она передала маленькую Леночку сидящей рядом женщине и пошла следом за ним.
 
В комнате Нина сидела в кресле, Вадим ходил и приказывал: «Что уселась, иди к гостям!». На Нинином лице ничего не отразилось, она спокойно встала, подошла к шкафу, открыла ящик и, взяв оттуда большие ножницы, молниеносно бросилась к мужу, держа ножницы таким образом, чтобы можно было сильно ударить его снизу в живот. Как Лена успела заорать и оттолкнуть Нину, она сама потом не могла понять. Нина отлетела, ножницы выпали из рук, но тут же она вскочила и опять бросилась на Вадима. Она была похожа на тигрицу, защищавшую своих детенышей. Лена завизжала. На  крики прибежали гости. Их взору предстал Вадим в полностью разодранной рубахе, с бесчисленными царапинами на лице, шее и груди, из которых  сочилась и капала кровь. Его всегда довольное лицо было растерянным, такой прыти он от жены никак не ожидал, и поэтому не мог совладать с собой и принять свой обычный самодовольный вид. Нина же мирно улеглась на диван и через мгновение уже спала.

Гости быстренько разошлись. Лена осталась ночевать, примостившись у Нины на диване в ногах. Уснуть она не могла, несколько раз поднималась к ребенку, носила девочку на руках, укачивала, пила валерьянку, курила. Нина ни разу не проснулась и даже не меняла положение. Вадим куда-то ушел.

Утром Нина встала как ни в чем не бывало. Стала переодевать и кормить маленькую Леночку. Спросила у подруги, как они вчера посидели, вкусные ли были салаты. К тому же она извинилась, что уснула вчера.

Когда Нина, держа на руках малышку, присела  на диван, Лена, вглядываясь в ее бесстрастное лицо, спросила:
- Зачем ты это сделала, ты понимаешь, что тебя посадили бы в тюрьму, а ребенок остался бы сиротой.  Я все понимаю, но можно же  развестись, уйди, уехать, но зачем же резать, зачем становится из-за него убийцей, калечить себе жизнь?  Зачем ты это сделала?
- О чем ты, Лена?
- Она еще спрашивает. Зачем ты вчера бросалась на Вадима с ножницами и хотела его пырнуть ими? – Лена повысила голос.
- Какие ножницы? Кого я пыряла? Я устала и легла спать, - у Нины был открытый, честный взгляд.
- Нина, хватит врать, ты бросалась на него с ножницами, а потом разорвала ему всю рубаху и исцарапала всего в кровь. Ты была как разъяренная тигра, если бы не я, ты бы его зарезала или, по крайней мере, искалечила.
- Этого не может быть, ты же знаешь меня. - Нина немного помолчала, силясь что-то вспомнить. – Нет, я не знаю, я не помню, честно. Я  устала и легла спать, я не спала прошлую ночь.

Как не пыталась Лена убедить Нину, что та вчера чуть не зарезала мужа, и этому есть масса свидетелей, та ничего не вспомнила.

Больше Лена к ним не приезжала. От общих знакомых она слышала, что Нина ушла от Вадима, живет с дочкой.

Поработав немного бухгалтером и, поняв, что это не для нее, Лена поступила в правовую академию. Ей там очень нравилось учиться. Одной из причин  был  профессор Зиллер. Он был не молод, но нравился всем, без исключения,  женщинам в академии, начиная от студенток и кончая учеными дамами в возрасте. Он был всегда элегантен, изысканно - изящен и предупредителен с женщинами: пододвигал стул, помогал одеть или снять пальто, всегда открывал дверь и пропускал женщину вперед, любил дарить цветы и целовать дамам руки. Многие женщины, отвыкнув от такого обращения, ошибочно полагали, что Зиллер за ними ухаживает. Тем более, что он давно похоронил свою жену.   На самом деле он был  таким  со всеми женщинами.

Лена мечтала поразить его своими знаниями судебной психиатрии на экзамене с целью получить предложение  остаться после учебы на кафедре преподавать и писать под его руководством диссертацию.

Сейчас, сидя в парке на лавочке, она вспоминала ту старую историю. Ей стало понятно тогдашнее состояние подруги, ее поведение,  потеря памяти на следующий день. Кроме того, Лене стало стыдно за себя - она бросила Нину, уехала и больше с ней не встречалась. А ведь они были подругами, настоящими подругами. Кто, как не она, должна была поддержать Нину в те тяжелые для нее дни.

«Поеду, обязательно поеду к ней, прямо в эти выходные. Мы обязательно помиримся, и все будет как прежде. Я ведь крестная Леночке. Других подруг у меня нет,  и не будет», - думала Лена, доставая из пачки третью сигарету, от которых ее стало уже подташнивать.

Нина очень обрадовалась Лене, подруги обнялись.
- Прости меня, Нина, что я тогда уехала, не попыталась понять тебя.
- Ты меня прости, что я тебя не слушала, не хотела слушать. Считала, что ты завидуешь.
- Да, если бы ты тогда поверила мне, не было бы всего того ужаса, какой  тебе пришлось пережить.
- Я ни о чем не жалею, Лена.  По двум причинам. Во-первых, самый хороший учитель в   жизни – опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет очень доходчиво. А во-вторых, и это самое главное,  у меня от той любви Леночка, и никакой другой дочки мне не надо, я просто не могу себе представить другой, понимаешь? Я теперь знаю, что все это нужно было перенести для того, чтобы  у меня была она.

Подруги одновременно посмотрели в сторону маленькой Леночки, которая была копия маленькой Нины. Леночка, широко раскрыв свои и без того огромные глаза, с удивлением рассматривала и крутила привезенную Леной большой куклу.

-  Знаешь, Нина, а я влюбилась в профессора  Зиллера,  и мечтаю, чтобы меня  оставили  на кафедре судебной психиатрии. Если бы ты знала, какой  Зиллер мужчина….
-   А я, Лена, тоже поступила туда, куда всю жизнь мечтала – в педагогический, правда, заочно.

Уезжала Лена от Нины в полной уверенности, что жизнь налаживается.