Диалоги Русской Православной Церкви с Римско-Катол

Майоров Дмитрий Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

Глава 1. ДИАЛОГИ ДЛИНОЮ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ …………………………...…7
1.1. Патриарх Фотий и раскол 1054 года……………………..…………………….7
1.2. Позднее средневековье: XIII, XIV и XV века…………………………....…..19
1.3. Новое время и первая половина XX века ……………………………………24

Глава 2. ДОГМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВЕЙ…………………………………………………….27
2.1. Филиокве………………………………………………………..………….…..27
2.2. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии…………………………..……..31
2.3. Догмат о непогрешимости папы…………………………………………...…33

Глава 3. УСИЛИЯ ЦЕРКВЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РАЗДЕЛЕНИЯ: ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX- начала XXI …………...…………….………..…..…36
3.1. Всеправославные совещания 1961, 1963, 1964, 1968 годов……..……...…..40
3.2. Декларация от 7 декабря 1965 года………………….…………...….…….…44
3.3. Богословский диалог в последней трети XX века ; начале XXI века……...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………….………66

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….70

 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Несомненной трагедией для христианского мира является его разделенность. Христиане всего мира внимательно читают слова из прощальной беседы Господа Иисуса Христа с учениками: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:11,21,23). Видимым признаком единства христиан в вере и Таинствах Церкви является их единство во Христе, их единство в Церкви Христовой: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Слово «Мою» мы выделяем жирным шрифтом, чтобы показать: Христова Церковь может быть только одна. И в греческом оригинале, и в русском синодальном переводе слова «Мою» и «Церковь» используются в singularis («;;; ;;; ;;;;;;;;;» в греческом, Textus Receptus или «ecclesiam meam» в Вульгате), т.е. в единственном числе. То же учение мы видим, пожалуй, в самом «екклесиологическом» послании апостола Павла к Ефесянам. Именно в нем апостол языков излагает возвышеннейшее учение о Церкви, как о Теле Христовом, глава Которой – Христос: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22,23). Более полувековой экуменический диалог христиан всего мира убеждает нас, что базовым вероисповеданием всех традиционных христиан является Никео-Цареградский (IV в. по Р.Х.) и апостольский Символ веры (;VI в. по Р.Х.). «(Верую) в Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», – говорится в 9-ом члене Никео-Цареградского Символа веры, или «Веруем также во … Святую Соборную Церковь», – соответственно в апостольском Символе.
В чем причина того, что древневосточные (дохалкидонские) Церкви отошли от православия в V веке? Что разделило Западную и Восточную Церкви, так что православные христиане с католиками не имеют ни молитвенного, ни евхаристического общения с 1054 года? Что оттолкнуло протестантов от католиков, и почему последние продолжают дробиться, образуя уже более тысячи направлений в протестантизме? Христиане всего мира пытаются ответить на эти вопросы с самого начала церковных нестроений, стараясь преодолеть конфликты. Однако разделенность христиан продолжает приносить свои горькие плоды. Нехристианскипй мир, не видящий единства веры среди учеников Христа, уже не способен воспринимать евангельской проповеди: в наше время вслед за католическим, православным или протестантским миссионером непременно приходит другой евангелист и утверждает, что предыдущий проповедник сильно ошибался. Даже те, кто плохо знает историю, владеют информацией о военном противостоянии католических крестоносцев и православных русичей в XII веке или о войнах протестантов и католиков в XVI-XVII веках, которые до сих пор продолжаются в Ирландии, геноцид православных сербов в годы Второй мировой войны хорватами-католиками
Конфликты не прекращаются и в атомную эпоху. Однако военное противостояние при современной технологической мощи грозит гибелью всему человечеству за считанные минуты. Первая и Вторая мировые войны доказали тупиковость военных методов разрешения конфликтов. Технологическая мощь военной машины теперь возросла настолько, что Третья мировая война будет означать самоуничтожение человечества и исчезновение жизни на планете Земля. Диалог как ненасильственный способ разрешения конфликтов помогает предотвратить многие коллизии. В случае межхристианского диалога, он к тому же способен подвигнуть христиан всего мира не только к декларативному, но подлинному единству в Церкви Христовой. Такой диалог начался, пожалуй, только в XX веке. До этого звучала по большей части богословская полемика или, к великому сожалению для учеников Христа, кровавая междоусобица между ними.
Весьма близкими по вероучению, таинствам, церковному строю и иерархии являются Католическая и Православная Церкви. Они гораздо ближе друг к другу, чем к протестантским Церквям. Богословский диалог между католиками и православными, как никакой другой, будет способствовать достижению желанного межхристианского единства. Самой большой из Поместных Православных Церквей по количеству верующих в православном мире является Русская Православная Церковь. Анализ Всеправославных совещаний за последние полвека показывает, что Поместные Православные Церкви с уважением прислушиваются к суждениям РПЦ по самому широкому спектру вопросов. Однако диалог этот в силу различных обстоятельств совершается не так интенсивно, как того требует достижение подлинного церковного единения.
В современной отечественной богословской литературе православно-католический диалог не получил, к сожалению, достаточного освещения. Есть солидная западная переводная литература, написанная по преимуществу католиками , есть отдельные небольшие статьи, написанные православными авторами, однако глубокого анализа современного православно-католического диалога на сегодняшний день не существует. Даже в многотомной «Православной энциклопедии» или трехтомной «Католической энциклопедии» этому диалогу отводится всего несколько страниц. Поэтому актуальным представляется исследование, посвященное  богословскому диалогу Русской Православной и Римско-Католической Церквей, его этапы, содержание и современное состояние
Цель настоящего исследования: проанализировав причины и историю отпадения Западной Католической Церкви от Православия и Восточной Православной Церкви, показать, как происходит поиск богозаповеданного церковного единства (Иоан.17:11,21,23) в богословском диалоге между ними.
Задачи исследования:
1. Изучить причины и историю разделения Западной и Восточной Церкви до и после 1054 года, представить «Диалоги длиною в тысячелетие».
2. Указать догматические, литургические и канонические причины разногласий между Православной и Католической Церквями.
3. Исследовать усилия Церквей по преодолению разделения в их исторической перспективе вплоть до настоящего времени, описать этапы, содержание и современное состояние богословского диалога между Православной и Римско-католической Церквями
Объект исследования: история христианской Церкви.
Предмет исследования: этапы, содержание и современное состояние богословского диалога между Православной и Католической Церквями.
Теоретическая основа исследования: анализ документов Римо-Католической и Православной Церквей, касающихся проблем межхристианского и, в частности, православно-католического диалога.
Методологическая основа исследования: в I главе использовался исторический метод, во II главе применялся компаративный анализ вероучительных систем католицизма и православия и историко-богословский анализ причин разделения Западной и Восточной Церквей, или, говоря более строгим богословским языком, отпадения Западной Церкви от Православия. В III-й главе – описательно-нарративный и синтетический методы.
Степень изученности в научно-богословской литературе: В средневековье о догматических заблуждениях Римско-Католической Церкви писали патриарх Фотий, митрополит Петр (Могила), митрополит Московский Филарет (Дроздов)[69]. В дореволюционной литературе и православном зарубежье XX в. изучали причины отпадения от Западной Церкви от Вселенского Православия и истории взаимоотношения Церквей после 1054 года профессора Беляев Н.А.[12], Болотов В.В. [13,14], Карташев А.В. [28], Лебедев А.П. [31,32], Лопухин А.П. [33], Лосский В.Н. [34,35,36], Поснов М.Э. [40], Тальберг Н.Н. [51], прот. А. Шмеман [59]. Историю экуменического движения в XX веке с целью воссоединения христиан всего мира в Единой Церкви исследовали преп. Иустин (Попович) [26], и некоторые другие авторы. Современные заблуждения католиков изучаются в курсах сравнительного богословия таких авторов как Огицкий Д.П. [38], прот. Максим Козлов[38], прот. Митрофан Зноско-Боровский [21] и в других семинарских и академических курсах. В официальных документах Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церквей [1-11] обсуждаются генеральные линии богословского межхристианского диалога. Богословские исследования экуменического диалога с православием предпринимали католические богословы – В. Каспер, папа Иоанн Павел II, папа Бенедикт XVI и другие [24,44]. Однако до сих пор разверзнутого изучения участия в этом современном богословском диалоге Русской Православной Церкви, за исключением небольшого параграфа в церковной истории Дворкина А.Л. [19] и солидной статьи Сперанской Е. С. в «Православной энциклопедии» [49], что и обеспечивает настоящей выпускной квалификационной работе достаточную степень научной новизны.
Структура работы: настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 70 наименований. Основное содержание работы изложено на 63 страницах.