Культура речи

Владимир Веретников
          Культура  речи.
              / Или умение выражать свои мысли публично/.

Эта проблема в последние годы значительно обострилась, происходит искажение языка нашего, его заполняет сленг. Многие, в том числе и люди, по долгу, призванные руководствоваться нормами литературного языка, позволяют себе подобные искажения, пытаясь « попасть в струю времени».
Прежде всего, обратимся к термину, определяющему само
понятие культуры речи.
И так БЭС – соответствие индивидуальной речи нормам данного
языка, умение использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Отсюда следует, что без знания языка немыслима и культура речи.
Величье языка нашего впервые доказал М.В. Ломоносов.
Выступая о красоте и богатстве русского языка, он отмечал:
« Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятилем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но, если бы он российскому языку был искусен, то, конечно,  к тому присовокупил бы, им  со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём, величье ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в воображениях кратность греческого и латинского языков».
Позднее за ним Н.М. Карамзину принадлежит создание нового стиля в русском языке /сентиментального/. В этот период усиливается образность и выразительность русского языка, ввиду того, что он ввёл новый принцип словоупотребления с расширением смысловых границ слова.
Окончательно подвёл итог в решении этой исторической задачи по улучшению и преобразованию русского языка А.С. Пушкин. Он разработал и утвердил общенародную норму языка, основой которого он считал народность. Народностью великий поэт считал то, язык наш должен соответствовать национальному духу его носителя – русского народа.
Он отмечал:  « Языку нашему надобно воли дать более… сообразно с духом его». Вот такова установка основоположника
современного  русского литературного языка, именно  так мы
говорим и пишем.

 Он уже тогда решительным образом разрушил все препятствия для продвижения в литературу всех языковых элементов, которые могли рассчитывать на общенациональное значение и могли содействовать развитию индивидуально – художественных стилей.
В художественном творчестве поэта, языке его произведений отразились характерные черты русской нации. Пушкин говорил:
« В новой системе национального русского языка, должны на национальной основе объединиться и славянизмы, и книжные разговорные элементы общерусского языка; и просторечие широких демократических масс, живая речь простого русского народа».
Это-то и сделало его уже в то время русским национальным поэтом, в этом заключено величие  А.С. Пушкина – основоположника русского языка, создателя образа русской нации.
Широк и многогранен стиль построения его произведений, каждое из них включает в себя самые разнообразные речевые элементы:
«… И с каждой осенью я расцветаю вновь,
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь!
Чредой спадает сон, чредой находит холод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят, я снова счастлив, молод!»
В подтверждение всего, как итог, можно привести слова Н.В. Гоголя:
« Никто из поэтов наших не выше его и не может быть более, называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключено богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы, и самое главное, показал всё его пространство…».
И он же, Гоголь говорит:
« Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук то подарок, всё зернисто, крупно, как жемчуг…»
И это всё выше сказанное актуально и в наши дни, когда язык наш обволакивает сленг, нравственные ценности подмениваются грубой, бульварной обыденностью. И находятся ответственные люди, оправдывают это, объясняя, «время другое». Ничего подобного, время делают люди, а за этим может последовать, к сожалению, как в гоголевском «Ревизоре»: /5 акт комедии/.
« Из труса он /городничий/ делается нахалом, мещанином, который вдруг попал в уважаемые люди…, что может прогнать всех в городе и в тюрьму посадить и всё, что захочет».

Именно так и проявляются грубые страсти животной натуры,
 но у нас ведь демократическое государство…
И ещё один из гениев русской литературы, получивший мировую известность и славу при жизни, Л.Н. Толстой, говоря о
о языке нашем, отмечал:
« Общаться с языком кое-как; значит, и мыслить кое-как; неточно, приблизительно, неверно», и к этому многим из современного общества следует прислушаться. И тот же Толстой:
« Слово – выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает». /Блинхаус, мебельленд…?/
Теперь же обратимся непосредственно к искусству выражать свои мысли публично.
Искусство устного публичного выступления – сложное и трудное искусство, овладеть хотя бы основами которого всё таки способен каждый. Искусство это с древних времён носит название риторика или теория красноречия, наука об ораторском искусстве. /В.Даль/.
В далёкой древности известный учёный Аристотель отмечал,
что главное в этом это убедительность речи, достоверность излагаемых мыслей.
Сократ о том же говорил таким образом, что прежде всего познание истины о том, о чём пойдёт речь.
По Платону красноречие или идея воздействия на душу, это прежде всего знание аудитории, самой темы и знание какими словами и речами можно увлечь эту аудиторию.
Известный же римский оратор Цицерон говорил об этом, что красноречие слагается из многих знаний и умений, основой которой является глубокое знание того предмета, о котором пойдёт речь. Он полагал так, что риторика – есть полезная систематизация ораторского опыта, и потому;
- необходимо найти, что сказать,
- упорядочить материал изложения,
- придать ему словесную форму;
- утвердить в памяти и только потом произнести речь.
По Цицерону красота речи заключается в её свежести, благородстве, страстности, логичности; причём, по его мнению, «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи
«с разбором».               

Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерными яркими красками речь не доставит удовольствия, пресыщает и раздражает слушателя.
Появление риторики на Руси относится к более позднему периоду,к началу 17 века .Предполагается, что её родоначальником был на Руси преподобный Макарий, Митрополит Новгородский и Великолуцкий. Первый учебник на русском языке был написан М.В. Ломоносовым в 1748 году. «Краткое руководство к красноречию». Этот учебник определял риторику, как науку о письменной и устной речи.
Позднее было большим культурным событием в России – это посмертный выход в свет книги известного российского учёного
М.М. Сперанского /1772-1839/ « Правила высшего красноречия»,
в основе которой особое внимание уделяется страстям:
« Основой красноречия, суть страсти, сильное чувственное и живое воображение для оратора необходимо совершенно… Красноречие есть дар потрясти души, переливать им свои страсти и сообщать им образ своих понятий».
Обращаясь к Сперанскому, следует обратить внимание на правила расположения мыслей при подготовке и проведении публичного выступления:
1. Все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, образно выражаясь, «семя другой».
          2.Все мысли должны быть подчинены одной, главной, связующей.               
В процессе выступления для достижения максимального воздействия необходимо применять юмор, и, главное, оратор
должен владеть высокой культурой речи.
Так, что же это такое – высокая культура речи?
По Ожегову « Словарь русского языка» -  высокая культура речи это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью считается та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.
Нормы языка - это общепринятые в общественно – речевой практике /театре, кино, радио, телевидении и т.д./, правила произношения, грамматики и словоупотребления.

Но высокая культура речи – это не только следование общепринятым нормам языка.               
Она ещё заключается и в умении найти не только точное средство для выражения мыслей, но и выбрать самое доходчивое /наиболее выразительное и доступное
аудитории/, следовательно, стилистически оправданное.
Речь воздействует на слушателей в том случае, если мысль излагается кратко и чётко, без лишних слов; если она понятна каждому и передаётся эмоционально, ярко. То есть производит именно такое впечатление, какое хочет лектор.
Более того, в правильной речи имеют место нормы ударения, произношения, нормы словоупотребления, морфологические и синтаксические нормы языка.
/ К примеру, нормы ударения: досуг, договор, приговор/
И ещё одно надо усвоить, что слово написанное и сказанное не адекватны!
Если человек, к примеру, в суде будет давать показания по бумажке, ему естественно, никто не поверит. Речь должна быть убедительной, а это может быть только в устной речи переданное интонацией.
Та же реакция и с лектором, читающим свою лекцию « с листа». Такой лектор не будет пользоваться успехом  и авторитетом. Однако напечатанный текст его лекции при чтении может быть интересен. Отсюда, такая лекция скучна не потому, что не интересна, а потому лишь, что письменная речь не может подменить живую устную речь на кафедре. Эта речь рождается на кафедре сие минутною перед аудиторией, появляются соответствующие речи мимика, движения, интонация, высота голоса!!!
Таким образом, всё дело в том, что структура устной речи строится одновременно с мыслью перед аудиторией, а не заблаговременно как письменная. Тем она и прекрасна!
Отсюда вывод – писать это не значит говорить при помощи бумаги, а соответственно; говорить – это не то же самое, чтобы произнести вслух написанное, даже очень красиво воспринимаемое при чтении. И так, мы определились и освоили, что речь и письмо это различные процессы.

     Как было уже отмечено выше, устная импровизация, в которой воплощены наши мысли, отличается ИНТОНАЦИЕЙ.
Это первый фактор. Во-вторых, она всегда адресована – то есть,
предназначена определённой аудитории, и потому представляет собой наикратчайший и наилучший способ выражения мысли в конкретной обстановке…Если аудитория перед вами, всегда легче построить речь, потому, что понимаешь кто перед тобой.
И этого мало, устная речь сопровождается жестами, мимикой, улыбкой и смехом, т.е. юмористическими вставками по теме…
Однако, это не так просто, как кажется. Ведь для того чтобы говорить публично, необходимо выработать ещё одно качество –
умение публично мыслить. А это достаточно сложно, так как необходимо  побороть в себе возникающее волнение, уметь владеть собой перед любой аудиторией в любых ситуациях. Необходимо также уметь сосредотачиваться, подчинять своё внимание тому, что Ваше выступление – это часть вашей работы.
Необходимо учиться облекать свою мысль в живую фразу,
рождающуюся тут же, перед аудиторией в процессе Вашей речи. Только так достигается контакт с аудиторией, именно таким образом Вы  достигаете конечного результата, передачи информации слушателям с наибольшим усвояемым ими эффектом.



 Проблемы современного языка в России.


Уже несколько лет подряд в  современной России острым вопросом является защита нашего языка, ибо сегодня в стране, как это не
парадоксально, русский язык оказался под угрозой.  Политика же государства в этом вопросе остаётся противоречивой и невнятной.
Современный образовательный стандарт Минобрнауки, со слов известного лингвиста, является стандартом «нечтения».
А ведь литература – это наше всё. Литература в полном смысле слова – это осмысление человеческого бытия, это диалог с жизнью, если хотите. Не научившись читать, не сможешь правильно мыслить, а за этим стоит и не способность выражать свои мысли.
Однако, среди определённой категории лиц сформировалось мнение, что особенностью современного русского языка является существование так называемого общего «жаргона». Идёт повсеместное сленгование языка, в среде чиновников, как это не прискорбно, ряде СМИ.  На радио и телевидении  нередко слышишь: «фишка» темы, продвинутый, «мочить в сортире» и уж совсем позорное: «…быть русским по приколу».
     Немалую лепту в этот языковый «халахост» вносит и компьютерный «жаргон», имеющий в своём составе  многие элементы не литературных разновидностей языка. Очнитесь, люди.
Сегодня в школах России изучение русского языка и русской литературы сведено к минимуму, к поверхностному ознакомлению, а контроль качества знаний осуществляется в основном путём тестирования ЕГЭ; то есть к цифровому учёту. Это же, в свою очередь, ведёт к интеллектуальной деградации и умственному обеднению учащихся, как носителей живой русской речи. Да и студенты ВУЗов мало чем отличаются в этом плане от школьников.
Стоит только прислушаться к речи студентов, даже филологических факультетов и диву даёшься! Так и смахивает на речь завсегдатаев пивной забегаловки…
На данный момент в стране действует закон о государственном языке РФ №53 ФЗ от 01. 06 2005 г. Но закон – то есть, а его исполнение желает быть лучшим. И в первую очередь чиновники научились бы его соблюдать и исполнять, а за ними и всё бы общество подтянулось…
А ведь сохранение нашего языка, это, по большому счёту, сохранение нашей русской самобытности, нашей национальной культуры, идеал которой был создан А. Пушкиным. Всем надо помнить: без истории, национальной культуры мы – ничто.  

И уж, конечно, современная легализация нецензурщины, «русского
мата», которая,  особенно изобилует на экранах современного кино и телевидения, ведёт к схолазму, к гибели нашей культуры.
     Утвердившееся косноязычие среди некоторого рода журналистов, ведущих отдельных телепрограмм, обезличивает нашу культуру и,как отмечает профессор Г. Колдасов: «Бытовой язык, язык СМИ и некоторых политиков всё больше скатывается в тарабарское болото…»
Ведь многим прогрессивным людям /психологам, педагогам, лингвистам, учёным естественных наук, писателям, актёрам и др./
давно известно, что направленность и литературная чистота языка человека напрямую связаны с качественным состоянием его мышления да и общим его развитием. И чем беднее и примитивнее язык человека, тем самым и человек становится глупее и примитивнее.
Потому сегодня как никогда настало время, чтобы в нашей образовательной сфере,/в образовательный стандарт/ ввести обязательный предмет: культура речи. Вопрос этот злободневен.
Именно поэтому, прогрессивная общественность обращается к Аппарату Президента, Правительству России с призывом, активно вести пропаганду знания и науки с помощью всех имеющихся средств и ресурсов.
Обращаясь к аудитории, хочется сказать: Читайте литературу и поэзию. И ваш язык станет добрее и красочней. Ваше сердце будет чувствовать всю сокровенную красоту окружающего нас Мира!