Любовь и семейное счастье

Владимир Веретников
      ***        1        ***          
                «…Любовь с хорошей песней схожа,
                а песню нелегко сложить…»  
 Сегодня автором затрагивается самая злободневная тема
всех веков существования человечества: - любовь и счастье.
 В этих целях им проделана огромная работа по ознакомлению с трудами великих философов от древности /Сократ, Платон, Аристотель/ до Дидро и Вольтера.
 Кроме того, была проделана работа по изучению и ознакомлению с работами религиозных направлений, основополагающих духовных канонов различных религий и вероисповеданий; проштудированы труды величайших поэтов, лириков всех времен и народов. Итогом стала эта работа, с которой автор знакомит читателя.

Времена меняются, но основные человеческие ценности, духовно-нравственные, остаются неизменными в веках. Это непреходящие человеческие принципы.
Люди на протяжении веков ощущали потребность в любви, нежности…
В древних Библейских сказаниях так говорится об этих человеческих принципах:
« Так должны мужья любить своих жен, как свое тело. Любящий жену свою, любит самого себя. Ибо никто никогда не питал ненависти к плоти своей, но питает и греет любовь к ней.
Жена да убоится мужа своего, проявит уважение к нему…»   
Иными словами… муж, любя жену, не будет относиться к ней жестоко, не будет бить ее, оскорблять и ранить ее чувства…
С другой стороны, жена, которая уважает  и любит его,
не будет досаждать его мелочными придирками, критикуя или унижая мужа.
Благодаря этому, каждый чувствует, что его уважают, доверяют ему и верят в него; его ценят и признают как личность, как человека…
Понятие любви, как представление об особого рода отношениях между людьми с самого начала возникает в моральном сознании человечества в противовес той действительной разобщенности людей в обществе, которая обусловлена противоположностью частных интересов.
Она почти полностью замыкается в сфере  личных отношений людей, находящихся в кровнородственных, брачных, семейных или дружеских связях/ между супругами, родителями и детьми, близкими друзьями/
Но именно в этих отношениях люди нередко видели для себя идеал совместной и даже общественной жизни.

                ***       2      ***

Протест против взаимной отчужденности, соперничества, вражды, очень давно породил у людей мечту об установлении Любви
не только между отдельными индивидами, но и между всеми людьми, во всех сферах социальной жизни. Так возникает заповедь « Возлюби ближнего, как самого себя», которую мы находим в Библии /…Левит… 6       век до н. э./  По мере того, как половое влечение и дружба наполнялись нравственным содержанием, Любовь стали рассматривать как высший образец социальных отношений между людьми вообще. Примером может служить этическое учение Фейербаха, который идеальным мыслил общество, основанное на естественном влечении, Любви людей друг к другу.
Вторая составляющая нашего исследования: - Счастье.
 Определим его как моральное состояние человеческого сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия; полноте и осмысленности жизни,   осуществлению своего человеческого назначения.
Счастье является  чувственно эмоциональной формой идеала, и означает исполнение личностных устремлений. Понятие Счастья не просто характеризует конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, что именно является для него блаженством. И только в зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание Счастья.
Фейербах пишет: « стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали».
                Любовь…
Величайшая целительная сила, приготовленная нам жизнью.
Наукой доказан факт, тот, кто истинно любит, вряд ли заболеет, ибо Любовь – чистейшая и целебнейшая энергия из всех существующих.  В жизни того, кто любит и наполнен этой энергией – Любовью, нет места болезням…

Любовь – главная целительная сила из всех существующих!
Она искореняет гнев и страх и создает радость жизни.
Любовь – указывает путь и помогает идти по нему, она и есть путь…
« Кто любит, тот не знает сомнений не потому, что все знает, а потому, что у него нет иного пути…»  Легар. Цыганская любовь.


                ***      3     ***


И так мы отметили, что нравственные человеческие ценности непреходящи, остаются  неизменными в веках.
                С любовью в неразрывной связи находится поэзия.
 Это имеет своё объяснение - элементарное и простое, ибо не может стих явиться без любви. Стих-песня сердца, а сердце поет, когда любит. Но если сердце любит, человек обретает счастье...

Таким образом, в жизни человека всё замыкается в единую неразрывную цепочку, состоящую из отдельных звеньев: Поэзия-песнь сердца  - любовь-счастье и не менее важное последнее звено этой цепи -  здоровый образ жизни...
Рассматривая далее, следует отметить, что
ЛЮБОВЬ - величайшая ценность, дарованная человеку природой.
- Она наполняет его той целительной энергией, которая присуща только ей, которую не смогут обеспечить человеческому организму никакие медицинские препараты и органические соединения.
- Она, т. е. неподвластна никаким, чародеям и врачевателям.

Истинная любовь делает человека чище, окрыляет его, вдохновляет и наполняет его той безграничной внутренней силой, которая позволяет человеку свершать любые дела и любые даже безрассудные поступки во благо любви.
Эта любовь,- сама жизнь, он, а даёт человеку возможность обрести бессмертие души...
жизнь без будущего, она испепеляет человека; уничтожает его. Она как лавина сокрушает всё, даже сильные взаимные чувства. Остерегайтесь её, это ваша трагедия, ваша беда.
И как сказал о любви великий Г. Мопассан: "Чтобы любить надо быть слепым отдаваясь полностью, ничего не видеть; ни о чём не рассуждать, ничего не понимать, - надо преклоняться перед красотой, надо отрешиться от всякого суждения, от всякой проницательности и от всяких соображений.,,"

В унисон этому гласит Новый завет: " Любовь долготерпствует, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится,  не гордится. ...Не бесчинствует, не мыслит зла. ...Не радуется неправде и сорадуется истине... ...Всё покрывает, всему верит, всему радуется, всё переносит...
               
               
             ***       4     ***

«Слова и рифмы, что подобраны искусно,
Растрогать могут, вдохновить.
Увы! Приходят и уходят чувства,
И лишь с любовью можно долго жить… - этими словами   известного
нам Сперанского, продолжим рассмотрение нашей темы.
Обратимся к изречениям и  выводам великих людей, живших в разное время и в разных странах.
        * * *
«ЛЮБОВЬ – это стремление добиться дружбы того,
Кто привлекает своей красотой…Основа  этой дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений»
                Цицерон.
«ЛЮБОВЬ – глубокой нежности полна, в соблазнах,  горестях закалена. Крепка в разлуке, вдалеке горда,-
 Все та же – чудо – долгие года…»
                Байрон.
                «ЛЮБОВЬ – никогда не требует, она всегда дает.
Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя…»
                М. Ганди.
       «ЛЮБОВЬ – это самая возвышенная и победоносная из всех страстей, но ее всепокоряющая сила заключается в безграничном
великодушии, в почти сверхчувствительном бескорыстии…»

                Г.Гейне.
                « Надо верить тому, кого любишь, - нет высшего доказательства любви. Немыслимо провести границу там, где
Кончается предчувствие и начинается подлинная любовь».
                А. Грин.
               «ЛЮБОВЬ – как дерево; оно вырастает само собой и, пуская
  корни глубоко во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца…»
                В. Гюго.
               « И сердце вновь горит и любит, - оттого, что не  любить оно
уже не может.
…Вольнее птицы младость,
Кто в силах удержать любовь.
Чредою всем дается радость,
Что было,  то не будет вновь.  Болезнь любви не излечима…»
                А. Пушкин.
               
               
                * * *    5    * * *

« Любить – это значит испытывать наслаждение, когда видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь, и которое  любит тебя…»                Стендаль.

И в унисон тому же великий философ и поэт древнего Востока:

«Чье сердце не горит любовью к милой,
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведенные без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой»                О. Хайям. Р.95

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая,- любовь».
                О. Хайям. Р.297
«Диктует любовь роковое условие,
Сердечными ранами платим и кровью.
Вот гребень – на сотни кусков расщепился,
Чтоб милых волос лишь коснуться с любовью».              О.Хайям. Р.358

«Не моли о любви, безнадежно любя,
                Не броди под окном у неверной, скорбя.
                Словно нищие дервиши, будь независим –
Может статься, тогда и полюбят тебя».
                О.Хайям. Р.321

Отмечая главенствующую роль нравственных ценностей,
Хайям предостерегает от необдуманных поступков, что повлечет за собой одиночество и духовную пустоту в последующем:

   «Если низменной похоти станешь рабом –
     Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
     Оглянись на себя и подумай о том,
     Кто ты есть, где ты есть и –
    Куда же потом?                О.Хайям. Р.236
Таким образом, мы с вами, дорогой читатель, убеждаемся, что на самом
деле, основные человеческие ценности непреходящи. И если есть взаимные крепкие чувства, то эти двое любящих сердец обретают истинное человеческое счастье, без которого немыслима совместная жизнь…


                * * *      6   * * *

« Милым ласки дарить и любимых ценить-
                Это значит быть в жизни счастливым, - так понимает автор данного, предлагаемого вашему вниманию сборника счастье, или же выразим словами известного Сперанского:
« Узы брака скрепляются в сердце, И не разъять никакой в мире силе. Вместе по жизни пройдут путь земной до конца только те, что безмерно друг друга любили…»


Ниже приводятся примеры из жизни совершенно диаметрально противоположных, великих людей, как бы в подтверждение сказанного выше:
«Много лет тому назад, французский император Наполеон 3, племянник Бонапарта, влюбился в графиню Цебскую, самую красивейшую женщину того времени, и женился на ней.
У Наполеона и его невесты было все, здоровье, богатство, власть и  слава.   Была красота, любовь, взаимное обожание – одним словом, все самое необходимое для идеального романа, т.е.  для счастливого совместного проживания.
Но, увы! Священное пламя брачного огня вскоре стало мерцать и гаснуть, жар остыл, оставив после себя лишь тлеющие угольки.  Наполеон  мог сделать свою возлюбленную Евгению императрицей, но ничто во всей Франции;
ни сила его любви, ни могущество его трона, - не смогли заставить ее обуздать свою жгучую ревность и прекратить  придираться к мужу по мелочам. И брак этот вскоре распался.
Каков вывод?

  Из всех безошибочно действующих ухищрений, когда – либо изобретенных дьяволами ада,- ревность является самым  смертельным оружием.  Она своими придирками убивает  самую сильную любовь в мире, и вот об этом надо помнить каждому всегда…

Многим из нас известны  расхожие строки:

«Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке, и не прогулки при луне…»



                * * *    7    * * *

   Жена великого графа Льва Толстого поняла это слишком поздно.
Перед кончиной она призналась дочерям своим: «Я была причиной смерти вашего отца…»  Дочери ничего не ответили и только рыдали; они знали – мать говорит правду.
Они знали, что мать «убила» отца своими вечными придирками, жалобами, беспрерывной критикой.
А между тем граф Толстой и его жена по всем данным должны были быть счастливы. Он был на тот момент одним из самых знаменитых людей всех времен.
Помимо славы он имел состояние, общественное положение, прекрасных детей. Ни один брак никогда не расцветал в более благоприятной обстановке, чем эта.
Вначале их счастье казалось безоблачным и слишком полным, но затем произошла удивительная вещь.
Толстой стал раздавать землю, пытался следовать учению Иисуса, вел жизнь бедняка; работал в поле, ходил босиком, сам шил себе обувь, ел из деревенской миски…
Жизнь Толстого была трагедией, и причиной его трагедии был его брак.  В течение многих лет жена бранила его и устраивала ссоры по каждому малейшему поводу и без оного; впадала в истерику.
И таким образом, прожив долгие годы, когда ему было 82 года, Толстой не смог больше выносить трагизма своей семейной жизни и в одну снежную ночь он бежал от жены, - бежал в холодную тьму, не зная, куда…   Одиннадцать лет спустя он умер, и последняя его просьба была не пускать к гробу его жену. Такова была цена, которую заплатила графиня Толстая за свои придирки, жалобы, истерики.
« Я действительно  думаю, была причиной его смерти потому, что была попросту безумной», - к такому выводу она пришла после кончины мужа, но было уже поздно.
Отсюда резюме: Всегда будь благоразумным, не ревнуй на радость злу…

Сегодня со всех сторон нам преподносятся различного рода советы и руководства.
Но слова Библейские, как и высказывания великих людей, приведенные выше, поистине уникальны и непреходящи.
 Эти  высказывания – советы, и приводимые ниже Библейские изречения никогда никому не вредили и никогда  никому и не принесут вреда.


                * * *     8    * * *

Несмотря на то, что Библия была написана более 2000 лет назад,  слова  ее изречений и поныне применимы к нашей динамичной жизни, применимы независимо от цвета кожи человека или страны проживания.
Слова эти обладают силой изменить человека в лучшую сторону…

- «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому, что гнев
гнездится в сердце глупом».
- «Действия часто предшествуют  эмоции. Глуп тот, кто быстро обижается, так как это может привести к опрометчивым словам или действиям».
  - «Гневаясь, не сокрушайте:  размыслите в сердцах ваших, на
ложах ваших, и утишитесь…» /Библия /


Подвести итог этому можно словами Д. Карнеги из его знаменитой книги жизни: «Счастливые браки редко бывают следствием случайностей, они являются следствием обоюдного  сознательного
творчества, в том смысле, что разумно  и обдуманно планируются.       Место сентиментального умалчивания должно занять  умение объективно  и бесстрастно обсуждать  вопросы сторон и их отношения к супружеской жизни, а также  их поведение в ней…»

И здесь же Карнеги приводит семь замечательных правил для создания счастливой семейной жизни:

      1.    Не критикуйте.

      2.    Не пытайтесь переделать супруга.

      3.    Не нужно придираться /не ревнуй/

      4.   Выражайте друг другу небольшие знаки внимания.

     5.    Оказывайте и выражайте друг другу искреннюю признательность.

     6.    Будьте предупредительны.

     7.    Прочитайте вместе хорошую книгу о сексуальной стороне        супружеской жизни.


                * * *    9    * * *
               
И как значительное дополнение к размышлению над  предлагаемым читателю трудом, ниже приводится вопросник известной  статьи американского социолога – исследователя семейных отношений Э. Крознера: «Почему браки распадаются?»

ДЛЯ МУЖЕЙ

1. Продолжаете ли вы ухаживать за своей женой в браке, дарите ли ей цветы, помните ли  ее день рождения, дату вашей свадьбы, оказываете ли ей незначительные знаки внимания, проявляете ли вы внезапно нежность?

2. Всегда ли вы остерегаетесь критиковать ее и особенно в присутствии посторонних?

3. Имеет ли она возможность распоряжаться деньгами по своему усмотрению?

4. Пытаетесь ли вы понять свойственные женщине перемены в ее настроении и помочь  ей в периоды усталости, нервозности,  и раздражительности?

5. Проводите вы с женой хотя бы половину своего свободного времени?

6. Хватает ли у вас такта, чтобы не сравнивать действия жены с другими женщинами?

7. Проявляете ли вы интерес к ее интеллектуальной жизни, к ее взглядам на общественные проблемы, книгам, которые она читает или фильмам, которые ей нравятся?

8. Способны ли вы позволить танцевать и получать дружеские знаки внимания от других мужчин, не проявляя ревности?

9. Используете ли вы каждую возможность похвалить ее и выразить ваше восхищение ею?

10. Благодарите ли вы ее за небольшие услуги, которые она вам оказывает, например, за пришивку пуговицы, штопку носков, стирку…?

                * * *   10   * * *

                ДЛЯ  ЖЕН

1.Предоставляете ли вы возможное  своему мужу полной свободе в его служебных делах, воздерживаетесь ли вы от критики его коллег, выбора секретарши или его распорядка дня?

        2. Делаете ли вы все от вас зависящее, чтобы  супруг ваш  знал и чувствовал, что дом ваш привлекателен и интересен?

       3.Разнообразите ли вы домашнее меню так, чтобы ваш муж, садясь за стол, не знал, чего ожидать?
      4. Разбираетесь ли вы в достаточной мере в служебной деятельности вашего мужа, чтобы обсуждать с ним  ее и помогать ему своим советом?
     5. Способны ли вы мужественно и бодро переносить финансовые трудности и затруднения не критикуя мужа за его ошибки и не делая  неблагоприятных для него сравнений с более удачливыми людьми?

    6. Прилагаете ли вы особые усилия, чтобы ладить с его матерью или другими родственниками?
   7. Одеваетесь ли вы с учетом вкусов вашего мужа в том, что касается цвета, фасона ваших платьев?
   8. Идете ли вы в интересах согласия на уступки, при небольших расхождениях  во мнении?
   9.Пытаетесь ли вы научиться играть в игры, которые любит ваш муж, с тем, чтобы больше проводить время с ним  его свободное время?

   10. Следите ли вы за текущими событиями, новыми книгами, новыми идеями, чтобы сохранить интеллектуальный интерес к вам вашего мужа?
 
Таким образом, отвечая на эти вопросы, каждый имеет возможность определить перспективы своей супружеской жизни,
В том плане, что чем больше будет у вас положительных ответов, тем больше шансов для построения счастливой семейной жизни.
               
                * * *

Ниже приводятся доподлинные копии писем великого гения нашего, А.С.Пушкина, своей возлюбленной, - Н.Н. Гончаровой; до и после женитьбы.


                * * *    11   * * *


Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство.

Ваше письмо прелестно, оно вполне меня устроило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это – часть деревни из 500 душ и нужно произвести раздел. Я постараюсь  это устроить, возможно, скорее.  Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устанавливать.  У нас в окрестностях – Холера.  И она может меня задержать еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и нежно целую ей ручки. …
..Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи рядом с вами вместе.
9. сент.  Болдино.


…Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне, повесится на воротах моего печального замка/ где,
Замечу, в скобках, мой дед повесил  француза – учителя, аббата Николя,
Которым был недоволен/. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье. Позволяете ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 50 верст и сквозь 5 карантинов. Карантины эти не выходят  у меня из головы. Прощайте же, мой ангел. – Сердечный привет Наталье Ивановне; от души приветствуйте ваших сестриц и Сергея…      

                30 сент. Болдино 

24 апреля 1834г.   Петербург
Вторник. Благодарю тебя, мой ангел, за письмо из- под Торжка. Ты умна, ты здорова – ты детей кашей кормишь – ты под Москвою. – Все это меня очень порадовало и успокоило; а то я был сам не свой. У нас святая неделя, шумная, бурная. Вчера был у Карамзиной и побранился с Тимерязевой. Сегодня пойду к тетке с твоим письмом. Завтра напишу тебе много. Покамест цалую тебя и всех Вас благословляю.



            * * *    12   * * *


16 мая 1834г. Петербург
Давно, мой ангел, не получал от тебя писем. Тебе видно было некогда. Теперь вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься  в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе. Говорил со Спасским о Пирмонтских водах; он желает, чтобы ты их принимала; и входил со мною в подробности, о которых по почте не хочу тебе писать/ потому, что не хочу, чтоб письма мужа к жене ходили по полиции/
Пиши мне о своем здоровьи и о здоровьи  детей, которых цалую и благословляю. Кланяюсь Натальи Ивановне. – Тебя цалую. На днях получишь письмо по оказии. Прощай, мой милый друг.   
16 мая.
Адрес: Натальи Николаевне Пушкиной в Волоколамск в село Ярополец.


Р.S/ Письмам Пушкина к невесте и жене придавал большое значение, пушкинист, член Ак. Наук. Д.Д. Благой, благодаря которому, имеем возможность сейчас их прочесть.
Благой видел в них основополагающий документ для воссоздания подлинного  облика  Н.Н. Пушкиной. В этом, единственном в своем роде документе « не только больше чем где либо  проявляется чарующее обаяние души  самого поэта, но и просвечивает как бы сквозь призму их тот  « чистейший прелести образец», каким она предстала ему до женитьбы и сохранилась в нем до последних минут жизни».

Н.Н. Пушкина – самый частый  респондент поэта По количеству писем, ей написанных, соперничать может только Вяземский, которому за 20 лет знакомства поэт отправил 72 письма, первые письма к которому лежат у истоков пушкинской переписки. Жене же своей поэт за 17 месяцев разлуки отправил 78 писем из разных мест России.

В 1878 году, после смерти Н.Н. Пушкиной – Ланской, по поручению
графини Натальи Александровны Меренберг, - младшей дочери поэта, они были опубликованы И.С. Тургеневым с его предисловием:

«Едва ли кто – нибудь может сомневаться в чрезвычайном интересе новых писем Пушкина. Не говоря уже о том, что каждая строка величайшего русского поэта должна быть дорога всем его соотечественникам; не говоря уже о том, что в этих письмах – как и в



             * * *    13   * * *

прежде появившихся, так и бьет струею  светлый, мужественный ум Пушкина, поражает прямизна и верность его взглядов…
Писаные со всей откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они, тем не менее,  передают нам нравственный облик поэта».
Образец семейного счастья на примере семьи  Пушкина предлагают и изречения и советы духовных канонов, Библии и Писания:
Например, женщине нужно учиться уделять больше внимания не своей внешности, что и немаловажно, но тому, какой она «сокровенный сердца человек»/1 Петра 3.3,4/ Скромность и благоразумие помогут ей приобрести мудрость – поистине «великолепный венец»/Притчи 4:9; 31:10; Тимофею 2:9, 10/
Мужчине же важно учиться доброму и уважительному отношению к женщине/1 Тимофею 5:1,2/ Одновременно учась принимать решения и брать на себя ответственность, он должен привыкать быть скромным и  смиренным. Т.е. деспотизм приведет лишь к проблемам в браке. /Притчи 29:23; Михей 6:8; Ефесянам 5:28, 29/

                Взаимная любовь  основана на взаимоуважении супругов.
Важно то, как муж и жена общаются друг с другом. «Приятная речь… сладка для души и целебна для костей» /Притчи 16:24/ В данном случае очень важны тон голоса и подбираемые слова. Если даже у одного или обоих супругов был трудный день, то ласковое участливое слово согреет душу.
 Например: сказанное раздраженно «Закрой дверь» воспримется с болью, а то же но в ином контексте, высказанное спокойным голосом, выражающим понимание: «Будь добра, закрой дверь, пожалуйста», будет иметь сугубо противоположный результат.   
                * * *
 Если же  в жизни любящих взаимно людей случается
 нечто трагическое, то это боль на всю оставшуюся жизнь.
Такова настоящая любовь.
 И особенно подобное мы видим в поэзии Александра Фета.
«Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» - писал Л.Н. Толстой о А.Фете.
«Лирическая дерзость» - как нельзя точное определение поэтики Фета.
Через все творчество этого  тихого добродушного офицера, - то затихая, то громче звуча, - проходит одна отчаянная  рыдающая нота, одна звонкая  трагическая доминанта, - и тот, кто не чувствует этой струны,  тот не чувствует Фета, ибо  все остальные мотивы

                * * *    14   * * *

 находятся, как бы  на периферии его творчества и подключены как сеть           к этой основной «линии высокого напряжения».
       Фета по праву, по мнению автора, можно отнести к поэтам  напряженным, динамичным, «дерзким». Недаром А. Блок  цитировал Фета: «Любовь есть действие, - не состояние».

Для понимания скрытых  внутренних психологических  пружин поэзии А.Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Исток напряженности его лирики – в драматических обстоятельствах, в трагической коллизии, имевшей место  когда – то в дни его ранней молодости.
Фет полюбил девушку из небогатой семьи, они полюбили друг друга.  Но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре погибла – сгорела живьем в доме, и ходили слухи, что, якобы, от любви. Всю жизнь потом, до конца дней своих, Фет не мог ее забыть.
 Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику, придавала его стихам тот напор, ту остроту, которую чувствовали все современные поэты, в том числе такие тонкие ценители искусства, как Л. Толстой, И.Тургенев, П. Чайковский, А.Блок.
Сила чувства его поэтики такова, что поэт как бы преодолевает смерть, не верит в вечную разлуку. Преодоление трагедии, сублимация ее в радость, я бы сказал, в драматическую радость, в гармонию – сильнейшая сторона поэзии Фета. Основополагающем стержнем, которой является сильная, настоящая любовь.
 Фета по праву можно назвать русским «платоником», русским Петраркой. Закрепление мига в вечности – характерное свойство его поэзии, поэзии оборванной, трагической любви.

Рано или поздно, но приходит время, у каждого из нас тот миг, когда мы, обращаемся к небесам, прося помощи…Себе. Своим близким. Родине. И как часто, сетуя на недостигнутые цели, несостоявшиеся желания, ищем оправдание в том,  что провидение отвернулось от нас.
В подтверждение этих слов, автор, исследуя историю монастырей древнерусских, в одном из этих духовных заведений получил текст, адресованный верующим, но при детальном его изучении пришел к выводу, что в том тексте заключен философский смысл жизни,
немало важный для каждого из нас:



                * * *   15   * * *
ЗАВЕТ  ВЕРУЮЩИМ

Я просил у Бога забрать мою гордыню,
А Бог сказал мне «Нет».
Он сказал, что гордыню не забирают,
От нее отказываются.
Я просил вылечить мою дочь,
прикованную к постели недугом,
А Бог сказал мне «Нет».
Он сказал, что душа ее вылечена,
А тело все равно умрет.
Я просил Бога даровать мне терпение,
А Бог сказал «Нет».
Он сказал, что терпение – результат испытаний,
Его не дают, а заслуживают.
Я просил Бога подарить мне счастье,
А Бог сказал мне «Нет».
ОН сказал, что дает мне благословение,
А буду ли я счастлив, зависит от меня.
Я просил Бога уберечь меня от боли,
А Бог сказал мне «Нет».
Он сказал, что страдания отделяют человека
          от мирских забот  и приближают к Нему.
Я просил у Бога духовного роста,
А Бог сказал «Нет».
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить    плодоносить.
Я просил Бога помочь мне
Любить других также как он любит  меня.
И тут Бог сказал: « наконец – то ты понял,
          о чем надо просить.
Я просил сил,
И Бог послал мне испытания,
         Чтобы закалить меня.
Я просил мудрости,
И Бог послал мне проблемы,
         над которыми приходится ломать голову.




              * * *    16   * * *

Я просил мужества,
    И Бог послал  мне опасности.
Я просил любви,
И Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.
Я просил благ,
И Бог послал мне возможности.
Я ничего не получил из того, что просил.
Я получил все, что мне было нужно.
Бог внял моим просьбам.

      Вот  на этом философском контексте и завершим    наше      исследование темы.