Техники гипноза по Хеллеру. Краткий конспект

Жанна Кусмеш
Краткий конспект о техниках гипноза составлен по книге Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры и волшебные палочки», Москва, Серия «Магия высшей практической психологии», издательство «Прайм-Еврознак», 2004 год,  224 стр.



1. ЭТАП ПЕРВЫЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ МОЗГОВОГО ПОЛУШАНИЯ.


Чтобы начать гипнотизировать, необходимо сначала определить – является клиент правшой или левшой.

Большинство людей (80%) имеет доминанту «левое полушарие-правая рука».


2. ЭТАП ВТОРОЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ КЛИЕНТА

После того, как установлено, является клиент правшой или левшой, нужно определить: какую СОЗНАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ВЫВОДА информации использует клиент.

Сознательная система вывода информации человека – это слова, а точнее – словесные образы, которые он использует.
 
Эта система вывода (через слова) бывает трех видов: 

1)визуальная (В);
2)кинестетическая (К);
3)аудиальная (А).


Чтобы определить сознательную систему вывода человека нужно  внимательно выслушать способ, которым он выражал себя.  Для этого нужно распрашивать клиента о нем самом, задавая ему вопросы.


Обращая внимание на выбор слов, вы обнаружите, какова его сознательная система вывода в данный момент времени.


Визуальному человеку нужно время и пространство, чтобы «создать» свои картины. Если к нему подойти слишком близко и слишком быстро, он будет реагировать напряжением. Не двигайтесь очень быстро и не прикасайтесь к визуальному человеку. 


Надо достичь того, чтобы визуал чувствует себя с вами комфортно, тогда хорошо бы придвинуться к нему (медленно) и как-то прикоснуться.


Кинестетик, наоборот, почувствует, что вы холодны и не чувствительны, если вы сядете (или встанете) слишком далеко и не будете притрагиваться к нему.


Если человек испытывает физическую боль, он находится в кинестетической (болезненной) системе.


Помогая человеку использовать все три системы вывода информации, гипнотизер помогает ему открыть новые возможности выбора.


Установив сознательную систему вывода клиента как в области проблемы (неприятных переживаний), так и в области более приятных переживаний, вы готовы к следующему шагу.


3. ЭТАП ТРЕТИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ


После того, как определена сознательная (словесная) система вывода информации клиента, гипнотизер должен определить, какая у него ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫВОДА информации – это можно определить через движение глаз.

Имеется прямая связь между движением глаз и сигналом мозгового полушария.  В работе мозга устанавливается соотношение между движением и положением глаз и типом «сигнала», который человек испытывает.

Этот «сигнал» может быть:
1)визуальным (В);
2)кинестетическим (К);
3)аудиальным (А).

Чтобы определить, какая у человека бессознательная система ввода информации, задавайте вопросы.
 
Например, вы можете задать вопрос, требующий визуальных воспоминаний:

«Какого цвета обои в Вашей квартире?»
«Как выглядит Ваш автомобиль?»

Обратите внимание, куда человек направит взгляд.


Когда человек-правша смотрит ВЛЕВО ВВЕРХ, он включает ту часть своего мозга, где хранятся ПРОШЛЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.


Когда человек-правша смотрит ВПРАВО ВВЕРХ, он СОЗДАЕТ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ, т.е. он создает новую картину, новое понимание или чего-то еще, чего он прежде никогда не видел.

Когда, отвечая на вопрос, человек-правша смотрит ВЛЕВО ВНИЗ,  он в это время углубляется во внутреннюю АУДИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. В этот момент он ведет внутренний диалог.

Во время внутреннего диалога он может пересказывать то, что собирается сказать, или снова слушает какой-то прошлый разговор или ПРОШЛЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. 

В этот момент он анализирует то, что уже слышал или собирается сказать.

Когда человек-правша смотрит ВПРАВО ВНИЗ,  он вспоминает ПРОШЛЫЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ТЕЛЕСНЫЕ) ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Подтверждением его кинестетических переживаний может быть:
1) изменения цвета лица, 2) ритма дыхания, 3) оттопыренная нижняя губа.


Если человек переживает в настоящий момент свои кинестетические ощущения, он, как правило, смотрит прямо на слушателя и при этом трогает сам себя. Пытаясь вспомнить свои прошлые чувственные переживания, он также смотрит ВПРАВО ВНИЗ.


Некоторые люди почти всегда обращаются к бессознательной ВИЗУАЛЬНОЙ системе ввода.

Когда им задают вопрос, или они пытаются что-то вспомнить, они неизменно переводят глаза ВЛЕВО ВВЕРХ. Это движение показывает, что они находят «картинку». Это визуалы.

Некоторые люди в поисках прошлой информации почти всегда смотрят ВПРАВО ВНИЗ.  Это кинестетики.

Встречается также аудиально-визуальный паттерн.

Когда кажется, что человек «смотрит прямо сквозь меня», в действительности он воспроизводит аудиальные впечатления и рисует картины того, что он говорит. Слушателю кажется, что она ведет себя так, как будто «я — пустое место».
В этот момент клиент находится в бессознательном состоянии: смотрит в пространство на воображаемую картинку, внутренне разговаривает и рисует либо слова, либо сцены, подходящие к этим словам.


Если клиент использует эту модель (аудиально-визуальную), и вы сделаете резкое движение или издадите внезапный звук, вы увидите, как он буквально подпрыгнет. При этом он выглядеть смущенным и испуганным. Это будет выглядеть так, как будто он слишком быстро вышел из «транса». Часто у таких людей бывает амнезия на то, что предшествовало их «пробуждению».


Теперь рассмотрим людей, у которых соотношение «правая рука/левое полушарие» не является доминантным, то есть левшей.

Если человек - левша, то всё просто: поменяйте значение движений глаз на обратные.

Если левша смотрит влево вверх, он конструирует новые картины.

Если левша смотрит вправо вверх, он генерирует визуальное прошлое.
 
Глаза левши, которые движутся вправо вниз, означают аудиальные воспоминания, а влево вниз — кинестетические.

Существует категория людей, у которых перекрестная доминанта мозга. Эти люди могут быть правшами, но доминирует у них правое полушарие мозга, как будто они левши. И наоборот, они могут быть правшами с левой мозговой доминантой.


 4. ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА С КЛИЕНТОМ.


Для этого говорить с клиентом на его «языке».

Если человек при объяснении своей проблемы находится в кинестетической системе, нужно начать разговор с клиентом именно в этой системе. То есть, на его телесные жалобы надо отозваться кинестетически его же словами и его образами.

На визуальные образы нужно отвечать визуальными словами.

Это необходимо, чтобы войти с ним в контакт через эту систему, прежде чем начать выводить его из неё.

Прислушайтесь к сознательной системе вывода информации (через слова) и тренируйтесь отвечать в той же системе.



5. ЭТАП ПЯТЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНС.

Для введения в транс сначала необходимо обменяться несколькими репликами в его сознательной системе вывода информации (через слова), а затем резко переключиться в другую систему, которую он не использует, замолчать и наблюдать.


Когда у Вас возникла уверенность, что правильно определили сознательную систему вывода клиента (через слова) в области его проблемы, сделайте следующий шаг, а именно: выясните, не изменится ли эта система, когда он будет говорить о чем-нибудь ПРИЯТНОМ. 


Надо попросить клиента вспомнить что-нибудь приятное, и смотреть, в какую систему человек переключится. Во многих случаях будет явное переключение.


«Прежде чем возникла ваша проблема, что вам нравилось делать?»


Проверить, нет ли сдвига в бессознательной системе, когда человек переключается с проблемы на более приятные переживания.


Для этого необходимо начинать коммуникацию в сознательной системе человека, затем перейти к бессознательной системе, а потом к неосознаваемой, и повторять эту процедуру до тех пор, пока вы не достигнете желаемого результата.


Можно обнаружить это изменение, если сказать, например: «Когда ситуация более приятна для Вас, что вы любите делать?» «Прежде чем возникла ваша проблема, что вам нравилось делать?»

Когда клиент ответит, спросите его: «Что вам больше всего нравится в…?» (укажите род занятий, которым клиенту нравится заниматься).

 
Это даст гипнотизеру ценную информацию, В КАКУЮ СИСТЕМУ НУЖНО ПЕРЕВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА, чтобы помочь ему ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЛУЧШЕ, какую систему нужно актуализировать и начинать её связывать с «болезненной» системой, медленно продвигаясь к той, в которой он знает, что почувствует себя лучше.

Например, при воспоминании о чем-то приятном он переключился в визуальную систему вывода информации.


В этом случае необходимо помочь клиенту вернуться в визуальную систему, помочь вспомнить более приятные кинестетические переживания, и использовать его способности для создания метафоры, которая помогла бы ему по-новому взглянуть на его проблему и осознать, как у него возникают неприятные чувства.


Если помочь ему перейти из кинестетической системы в визуальную либо в аудиальную, то это даст явные изменения.


Медленное продвижение человека из одной его сознательной системы вывода в другую, а затем перемещение по всем трем, в большинстве случаев кончается его погружением в транс.


Например, к гипнотизеру приходит мужчина, садится и начинает рассказывать о своей проблеме.
       
Гипнотизер обнаруживает, что сознательная система вывода информации (через слова)  у него кинестетическая, и реагируете в том же духе.


Затем гипнотизер обнаруживает,  что его бессознательная система ввода информации (движения глаз) является визуальной (его глаза почти все время обращаются влево вверх, а потом прямо на гипнотизера, перед тем, как клиент начинает говорить).

Когда клиент заканчивает свое утверждение, гипнотизер слегка переносит свой взгляд вправо вверх, затем на клиента, и «говорит кинестетически».


С окончанием фразы гипнотизер снова слегка переносит взгляд вправо вверх. Этим гипнотизер говорит клиенту, что он понимает, как клиент создает свои переживания, и где он продолжает находить источник своей проблемы.


Говоря в системе клиента (кинестетической), гипнотизер может медленно переходить к его бессознательной системе и говорить ему, что он делает.


Например: «Я знаю, что сейчас вы неважно себя чувствуете, что устали от этих переживаний, но когда вы осознаете эти картины из вашего прошлого (гипнотизер смотрит вправо вверх) и научитесь не видеть все это или изменять их, вы будете удивлены, насколько быстро смогли почувствовать себя лучше».


Сознательная система вывода клиента, как в болезненной области, так и в «успешной», была кинестетической.


Однако налицо было определенное переключение его бессознательной системы с аудиальной (проблемной) на визуальную (успешную).


Если человек зациклился на своей депрессии, это означает, что он находится в кинестетическом состоянии (К) (при этом человек использует кинестетические фразы и телесные образы).


Чтобы помочь клиенту выйти из депрессии надо переключить его кинестетическую сознательную систему вывода информации (К) на аудиальную (А) или визуальную (В).
       

Сначала нужно попросить клиента нарисовать в своем воображении ясную картину того, на что похожи его негативные чувства.

         
«Когда вы ясно увидите эту картину, я прошу вас дать мне сигнал «да», подняв большой палец левой руки».


Сказав это, нужно слегка погладить этот палец. Подчеркивая слово «да» и поглаживая этот палец, вы устанавливаете  идеомоторную реакцию.


В этом время необходимо смотреть за дыханием клиента. Когда он успокоиться, оно должно стать глубоким.

       
Цель гипнотизера – вывести клиента к визуально-аудиальной системе вывода информации, которую он заблокировал, а затем снова вернуть его в кинестетическую систему, но уже в приятном варианте.


Вот пример.

Гипнотизер просит клиента закрыть глаза и представить себя в той проблемной ситуации, которая вызывает страх клиента, пока он не ощутит то чувство страха.


Когда клиент почувствует страх, попросите его дать сигнал об этом, подняв  большой палец левой руки.

 
Почему именно левой руки?


У правшей левая рука неведущая, бессознательно доверительная (Дитя) и связана с правым (бессознательным) полушарием мозга, поэтому с левой стороны правша поддается внушению.

Гипнотизер без разбалансировку логики (левого полушария) блокирует сознание правши, чтобы получить прямой доступ к его бессознательному. 


Гипнотизер во время погружения клиента в свои переживания должен смотреть за:
1)выражением лица;
2)частотой дыхания;
3)позой клиента. 


Когда клиент почувствует страх, надо слегка коснуться правой руки клиента  (это будет установка отрицательного «якоря» на прикосновение), и медленно и убедительно приказать (в неведущее ухо!): «Когда я дотронусь снова, вы вновь почувствуете страх».

Затем надо щелкнуть пальцами и очень быстро сказать: «Замени эту картинку видом красивого цветка, вдохните его  запах и почувствуйте удовольствие».


Во время этого положительного переживания необходимо увидеть наличие изменений в состоянии клиента, а именно: увидеть успокоение и расслабление.


После этого необходимо сказать: «Когда я коснусь Вашей руки, вы должны почувствовать страх и как в кино увидеть то, что было источником этого страха, и как только вы это увидите,  вы должны дать мне  сигнал большим пальцев левой руки».


Когда человек – правша поднимет большой палец левой руки, необходимо сказать: «Страх покинет Вас, как только я щелкну пальцами. Как только Вы увидите или услышите кого-либо, кто вызывает эти ощущения, Вы сразу вернетесь в сознательное состояние».



6. ЭТАП ШЕСТОЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ ЯКОРЕЙ И ПОЛЯРИЗАЦИЯ.


Например, человек жалуется, что у него человек жалуется, что у него наступает депрессия, как только он остается один, а когда он разговаривает с вами, все выглядит хорошо.

Гипнотизер должен попросить его вспомнить время, когда он чувствовал себя хорошо от того, что ему что-то удалось, когда он был один.


Некоторые люди начинают улыбаться и проявлять удовольствие от одних только вопросов.


Если клиент реагирует положительно, гипнотизер нажимает мягко, но твердо на одно его левое колено и говорит, улыбаясь, оптимистичным голосом: «Это чудесное, приятное чувство, не так ли?» (Тем самым гипнотизер устанавливает положительный «якорь»).


Если человек говорит «да», но его лицо не выражает удовольствия, гипнотизер должен пойти дальше.


Возьмем для примера визуального человека.


Гипнотизер просит клиента увидеть приятную ситуацию или увидеть, как он будет выглядеть в этой приятной ситуации, или показать гипнотизеру, как клиент будет выглядеть, когда чувствует себя хорошо.


Затем гипнотизер просит клиента припомнить звуки, сопутствующие этим переживаниям, после чего пусть он опишет свои приятные чувства.


Как только клиент «покажет» свои приятные ощущения, необходимо установить положительный «якорь», для этого надо мягко надавить на левое  колено и сказать оптимистично: «Это действительно приятное чувство», или «Вы чувствуете себя хорошо».


После того, как гипнотизер установил положительный якорь, он повторяет процедуру, устанавливая отрицательный якорь; например, говоря: «Теперь, вы говорили мне, что чувствуете себя подавленным». В этот момент надо наблюдать за выражением лица клиента и, если оно меняется на печальное или подавленное, мягко коснуться его другого (правового) колена.


Если выражение лица не изменяется, необходимо снова использовать системы: «Каким вы видите себя, когда подавлены?» Как только гипнотизер увидит, что выражение лица меняется, устанавливается отрицательный якорь.

К этому моменту гипнотизер установил как положительный, так и отрицательный якорь 


Гипнотизер касается положительного якоря (левого колена в нашем примере) и оптимистичным голосом и с соответствующим выражением лица говорит: «Я уверен, вы предпочитаете это чувство, не так ли?»


В этот момент надо смотреть, чтобы убедиться,  что выражению лица пациента и его настроению соответствует положительный якорь.

Если это так, гипнотизер убирает положительный якорь и касается отрицательного якоря. 


При этом он говорит: «Это гораздо лучше, чем это депрессивное чувство, правда?» (Гипнотизер использует печальный тон и выражение печальное выражение лица).


В этот момент нужно убедиться, что выражение лица клиента соответствует отрицательному якорю. 


Если это так, то гипнотизер добился своего.


Если нет, необходимо вернуться и установить снова положительный и отрицательный якоря, пока не возникнет нужной реакции.


После проверки отрицательного якоря, всегда хорошо вернуться к положительному якорю, например: «Уверен, что вы действительно предпочитаете больше хорошее чувство», и гипнотизер одновременно касается положительного якоря.


Прикосновение к левому колену послужило гипнотическим толчком, который помог человеку реагировать на «внушенное» хорошее чувство.


В то время как прикосновение к правому колену является гипнотическим (невербальным) «внушением» реагировать «депрессивным» чувством.


Это называется  установкой якорей или реакцией на раздражитель.


Итак, гипнотизер поляризовал, то есть разделил и установил два различных состояния в человеке: положительный и отрицательный якоря.



7. ЭТАП СЕДЬМОЙ. УДАЛЕНИЕ ЯКОРЕЙ И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ.


Дальше идет удаление якорей, которое позволяет человеку существенно уменьшить свою болезненную реакцию (в нашем примере — чувство депрессии, испытываемое в одиночестве).

Удаление якорей достигается простым нажатием на положительный якорь (левое колено) и отрицательный якорь (правое колено) одновременно и удержанием их вместе до тех пор, пока человек не «нейтрализуется».


«Нейтрализация» просто означает, что когда гипнотизер впервые касаетесь обоих якорей, человек становится растерянным, смотрит либо в никуда, либо неподвижно, либо его глаза хаотично бегают.


Через несколько секунд растерянный взгляд в пространство пропадает, и человек начинает выглядеть нейтрально.


Затем нужно проверить проделанную работу: дотронуться до отрицательного якоря и подождать.


Если клиент остается нейтральным, т.е. не возвращается в «депрессивное» состояние, когда гипнотизер дотрагиваетесь до отрицательного якоря, значит, ему удалось удалить основной якорь или разрушить его.


Если человек снова болезненно реагирует на отрицательный якорь, необходимо снова установить положительный якорь и повторяйте процедуру до тех пор, пока отрицательный якорь не перестанет вызывать у человека какую-либо негативную реакцию.


В 20% случаев приходится устанавливать второй или третий положительный якорь, чтобы разрушить отрицательный якорь.


Если негативное состояние у человека, например, депрессия, очень сильное, гипнотизеру может понадобиться установить некий равный по мощности положительный якорь, т.е. сильное положительное переживание, или два-три положительных якоря, или скомпенсировать и снова установить новый положительный якорь, или разрушить оба якоря.


Необходимо повторять эту процедуру необходимо до тех пор, пока отрицательный якорь не будет нейтрализован.


Есть люди, которые улыбаются сразу же, как только касаются их положительного якоря, а другим для отреагирования может понадобиться 10-15 секунд.
Всегда нужно давать клиенту время  для отреагирования и наблюдать как он это делает, а не как должен реагировать по версии гипнотизера.


Например, гипнотизер нажал на положительный якорь (в данном случае — правое плечо субъекта) и сказал: «Вам нравится это чувство, не так ли?»


Клиент едва заметно кивнул, после чего гипнотизер нажал на отрицательный якорь (левое плечо) и сказал: «Это неприятно, правда?» Он снова кивнул.


Затем гипнотизер нажал оба якоря и через некоторое время сказал: «Так гораздо лучше, не так ли?»  Клиент улыбнулся и сказал: «Да».


Когда гипнотизер нажимал положительный якорь клиента, тот делал медленный глубокий вдох и смотрел прямо, а когда нажимал отрицательный якорь, клиент на некоторое время задерживал дыхание и его губы напряженно сжимались.


В этот момент гипнотизер сжал руку клиента и радостно сказал: «Я знал, что вы можете вспомнить как чувствовать себя хорошо».

И наконец, всегда нужно проверять отрицательный якорь после того, как нажали оба, чтобы убедиться, что он разрушен, и только потом гипнотизер может попросить клиента подумать о том, что вызывало у него «депрессию», и сообщить ему, изменилось ли что-нибудь.


Обычно бывает реакция типа: «кажется, изменилось» или «это стало дальше» или «это кажется менее важным» и т.д.


В приведенном примере с клиентом, который страдал от депрессии, гипнотизер попросил его припомнить какое-нибудь его достижение или переживание, которое доставило бы ему удовольствие, или что еще лучше, позволило бы ему гордиться собой.


Когда он остановился на одном из них, гипнотизер использовал системы, чтобы поставить якорь на это переживание: «Когда вы выиграли 250 очков в шары, что вы чувствовали?»


«Как вы выглядели, когда испытывали это чувство?… Как звучал ваш голос…» На каждую его реакцию гипнотизер мягко нажимал точку якоря (которая может быть там, где вы пожелаете, и как подскажет вам здравый смысл).


После якорения кинестетической, визуальной и аудиальной положительных реакций гипнотизер приступил к следующему:


«Теперь я хочу, чтобы вы увидели себя наедине с собой, но на этот раз мне хочется, чтобы вы испытали перемену в ваших чувствах (здесь гипнотизер нажимает положительный якорь) и увидели себя в хорошем состоянии, испытывающем уверенное сильное чувство». (Все еще держа положительный якорь.)


«Теперь возьмем другую ситуацию, когда вы один и снова ощущаете нарастающее чувство силы» (снова держа положительный якорь).


«А сейчас я хочу, чтобы вы увидели себя в одной из тех „одиноких" ситуаций, но выглядящим чувствующим себя хорошо. Я попрошу вас кивнуть, как только это получится».


Наконец, гипнотизер перестал нажимать положительный якорь и попросил пациента подумать об одной из ситуаций, которые в «прошлом» вызывали те «старые» чувства, и посмотреть, что происходит теперь, и наблюдаю за тем, чтобы «увидеть», что он остается спокойным и довольным.


Если это так, то пора его возвращать в сегодняшний день.


Если нет, то гипнотизер продолжает и находит другое положительное воспоминание, предпочтительно такое, которое совпадает с проблемной ситуацией: например, «можете ли вы вспомнить, как в одиночестве спокойно работали над проектом и никто не раздражал вас?»

Гипнотизер повторяет процедуру с якорем до тех пор, пока человек не останется спокойным при «взгляде» на область проблемы.


Например женщина боялась летать самолетом, что вызывает у него фобию.


Когда клиентка начала говорить, ее глаза двигались вправо вверх (то есть, у нее была визуальная система вывода информации).


Ее руки вцепились в ручки кресла, напряглись, и она затаила дыхание думая, разговаривая и слыша о полетах (что служило включателем), она создавала визуальные образы и реагировала на эти «картины» физическими ощущениями и эмоциями, которые соответствовали ее картинам.


Гипнотизер объяснил ей, как она может реагировать на свои картины, и собирался помочь ей отделить чувства от картин.

Гипнотизер попросил ее увидеть себя на роликовых санках и прочувствовать, что происходит.

Она отреагировала явным ощущением в теле.

Затем гипнотизер попросил ее увидеть себя на санках так, как будто это кто-то другой, в то время как она молча ощущает свое сидение в кресле.


Она была поражена различием своих физических реакций.


Тогда гипнотизер коснулся ее положительного якоря (левое предплечье) и сказал: «Вы помните, как чувствовать себя хорошо, правда?»


Когда она отреагировала на якорь, гипнотизер велел ей удержать в себе хорошие чувства и при этом увидеть себя, летящей в самолете с комфортом.


Гипнотизер повторил это 4 или 5 раз, после чего  убрал руки и попросил клиентку подумать о полетах. Она посмотрела прямо вперед, затем влево вниз и сказала: «Ну, это не самое приятное ощущение, но я могу с ним справиться; оно не слишком трогает меня».


Другой пример - с аудиальным клиентом.

Гипнотизер заметил, что в  комнате клиента находились портативная стерео-система, маленькое радио и маленький магнитофон.


Основываясь на способе, которым он говорил (жалобы, резкий тон, много слов), и оборудовании, которое увидел гипнотизер, можно было наверняка предположить, что у клиента высоко развита аудиальная система.


Так как рак причинял ему боль (почти все время переключая его на кинестетику), гипнотизер знал, что необходимо вернуть его назад и через визуальную систему установить якорь в аудиальной системе.


После того, как гипнотизера представили и он собрал некоторую информацию о  любимом занятии клиента (любит слушать музыку) и некоторых областях, в которых он чувствует себя компетентным (одной из них была работа по дереву), гипнотизер был готов к работе.


Затем гипнотизер попросил клиента закрыть глаза и послушать, на что похоже звучание его боли.


Почти сразу же  дыхание клиента стало глубоким, и он стал гораздо более неподвижным (все еще двигаясь, но уже без резких метаний).

Примерно через минуту он открыл глаза и сказал: «Это похоже на ужасный зудящий звук»


Гипнотизер попросил его снова закрыть глаза и прислушаться к этому зудящему звуку, чтобы обнаружить, насколько этот звук похож на один из его деревообрабатывающих инструментов.

Через некоторое время он медленно кивнул.

Затем гипнотизер попросил его представить ясный образ того инструмента, который больше всего напоминает этот звук, и кивнуть, когда у него это получится, что он и сделал через несколько секунд.

Затем гипнотизер попросил его «увидеть» этот инструмент или механизм в углу комнаты и запустить его на самой высокой скорости, на какую только он способен.


Через несколько секунд он снова кивнул и гипнотизер попросил его «увидеть» как этот инструмент или механизм замедляется мало-помалу до полной остановки.

Когда клиент кивнул, на этот раз гипнотизер мягко сжал его левое плечо и просто сказал: «Это хорошо. Вы действительно помогаете» (намеренно не конкретизируя, кому или чему он помогает).

В этот момент его превращение было замечательным. Он больше не двигался в постели, его дыхание было очень глубоким и медленным, лицо расслабилось и цвет лица изменился.

Следующий шаг в процедуре гипноза — помочь клиенту вспомнить, как он может забывать раздражение.

Это было сделано с помощью медленного разговора в низком тоне (вспомните его аудиальную систему) о работе по дереву и о том, как он может работать на сильно шумящем оборудовании, таком как точильное, и даже не замечать шума, т.е. настолько увлечься своей работой, что забыть о шуме.


Он медленно кивнул (так как мы уже установили, что его боль похожа на зудящий звук точилки, я мог быть уверен, что он свяжет забывание звука с забыванием боли).


Во время этого монолога гипнотизер продолжал мягко нажимать на его левое плечо.


Затем гипнотизер начал обсуждать слушание музыки, и как легко потерять ощущение времени и места, когда человек действительно поглощен, и как можно отдалиться от всего на свете, слушая музыку.


Он снова медленно кивнул. (К этому моменту он был уже настолько в гипнотическом состоянии, что не реагировал на медперсонал, входивший в комнату).


Гипнотизер закончил первый сеанс, сказав, что не знает, какие звуки вокруг будут продолжать напоминать ему о погружении.


Продолжая мягко сжимать его плечо, гипнотизер начал перечислять обычные больничные звуки, которые могли бы делать это. Короче, гипнотизер устанавливал якорь на «погружение» через слушания больничных звуков.


Клиент стал спать по ночам, принимать пищу и его отношение к окружающему значительно изменилось к лучшему.


На втором сеансе гипнотизер «научил» его, как «видеть» и «слышать» боль, чтобы лучше воспринимать лечение, после чего я в основном повторил этапы первого сеанса.


Другой пример - у клиентки была  «фригидность» - у нее была фобия на прикосновения.

 
Её почти физически начинало тошнить от «сексуальных» прикосновений.  Она также утверждала, что ей вообще не нравится, когда к ней прикасаются.


Гипнотизер расположился так, чтобы его правая ступня была близко от ее левой ноги, внимательно следя при этом, чтобы между ними сохранялось «дискретное» расстояние.


Затем гипнотизер начал рассказывать ей истории, задавать вопросы и делать общие замечания, чтобы вызвать у нее улыбку или смех.


Каждый раз, когда она смеялась или улыбалась, гипнотизер мягко наступал ей на ногу.

Затем он расспрашивал ее о разных приятных путешествиях.

Когда она откликалась с улыбкой, гипнотизер снова мягко нажимал ей на ногу.


Во время рассказа о своей проблеме, она направляла взгляд вверх («В» прошлое), напрягаясь при этом в кресле (кинестетическое проявление).


Однако, обсуждая приятные переживания, она смотрела влево вверх («В» прошлое), влево вниз (А), на гипнотизера («В» настоящее) и улыбалась («К» настоящее).


После очередной шутки или истории она от душа рассмеялась, и в это время гипнотизер дотронулся до ее левого запястья и сказал: «Смех вам идет. Я убежден, что ощущение от него еще лучше».

Она кивнула и сказала: «Конечно».


Гипнотизер продолжал искать способы вызвать у нее смех или улыбку и продолжал дотрагиваться до ее левого запястья до тех пор, пока, наконец, оставив руку на ее запястье, сказал: «Хорошо, по-видимому, вы можете увидеть себя (сохраняя визуальную систему) знающей как получать хорошие ощущения от прикосновений».

Она озадаченно посмотрела на руку гипнотизера на своем запястье, посмотрела вверх и сказала: «Здорово, черт побери».


Она повернулась, сжала гипнотизера объятии и сказала: «Боже, я чувствую себя великолепно!»


На втором сеансе процедура состояла в разрушении основного якоря. 


Произошло установление нескольких положительных якорей, а затем возбуждение в клиентке неприятных ощущений при прикосновении (которые в этот момент вовсе не были ей очень приятными) и установка отрицательного якоря, а затем разрушение.


В конце гипнотизер научил клиентку подключению спокойствия и попросил практиковаться мысленно видеть себя в интимных отношениях с мужем, удерживая в себе при этом спокойное чувство, а при возникновении тревожных ощущений, переключаться в спокойную область.


Последующие несколько месяцев показали, что она не только избавилась от своей «фригидности», но больше не имела никаких проблем при прикосновениях.


В течение нескольких лет Стивен Хеллер как гипнотизер разрабатывал теорию так называемой фобии на прикосновения и обнаружил простую возможность улучшать ситуацию.


Во-первых, эта проблема возникает тогда, когда к человеку в детстве почти не притрагиваются, кроме как для того, когда бы ударить или наказать.

Короче, у них возникает якорь, ассоциирующий прикосновение с болью.

Во-вторых, основываясь на этой уверенности, процедура состоит в том, чтобы разрушить старый якорь и устанавливает новую ассоциацию или якорь: приятные ощущения и прикосновения.



(Краткий конспект о техниках гипноза составлен по книге Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры и волшебные палочки», Москва, Серия «Магия высшей практической психологии», издательство «Прайм-Еврознак», 2004 год,  224 стр.)



Текст дан по состоянию на 13 марта 2013 года