Жемчужная дама Сандро Ботичелли

Фелиция Флакс
Жемчужная дама Сандро Ботичелли

Ее русалочьи глаза смотрят на нас с самых известных полотен итальянского живописца Сандро Ботичелли. Она и только она изображена в виде Венеры в «Рождении Венеры». Множество изображений одной и той же реально существовавшей женщины, с золотыми волосами, фарфоровой кожей и небесно-льдистыми глазами, создалось взмахами кисти влюбленного художника. Симонетта Веспуччи… Сотканная из лунных лучиков, овеянная благоуханием райских цветов. Оплаканная и потерянная навсегда…

Свеча сияющая
Это была женщина-свеча, осветившая собой флорентийский Ренессанс эпохи Лоренцо Великолепного. Современники наградили ее громкими титулами: «Несравненная», «Жемчужная», «Прекрасная Симонетта». И действительно, Симонетта Веспуччи, с ее одухотворенной и какой-то призрачной красотой, считается одной из самых красивейших женщин не только флорентийского, но и всего европейского Ренессанса в целом.
Несравненная, перед которой падали ниц герцоги и графы, родилась в 1453 году в отнюдь не аристократической семье. Ее отцом был торговец-купец Гаспаро Каттанео. Место рождения вызывает сомнения, так как по многим источником называется Портовенере близ Генуи – место рождения подлинной богини Венеры (согласно легендам). И поскольку впоследствии Симонентту сравнивали именно с Венерой, многие исследователи справедливо предполагают, что Портовенеро в качестве места рождения второй Венеры – результат позднего мифотворчества ее многочисленных поклонников.
До 15-ти лет Симонетта прожила в доме отца в Генуе. Там же она познакомилась со своим будущим мужем – Марко Веспуччи (чей кузен Америго дал имя Америке). Их брак являлся скорее сделкой между двумя влиятельными семействами, нежели итогом страстной любви, поскольку означал многообещающий союз семьи Каттанео с правящим флорентийским домом Медичи.
Со свадьбой не стали медлить, и вскоре 16-летние молодожены обосновались в городе жениха – Флоренции.

Мадонна Флоренции
Избалованная Флоренция ахнула и покорилась в одночасье, когда на ее небосклоне вспыхнула и засияла новая звезда – Симонетта Веспуччи. Юная флорентийская мадонна с призрачной улыбкой и дивными золотыми волосами пленяла с первого взгляда. Ценителями женской красоты все в ней было признано совершенным. А ее лебединая шея, лилейные хрупкие руки и изящная грудь мгновенно стали считаться эталоном прекрасного.
Симонетта не была лишена женских слабостей. Она обожала носить открытые платья, смело обнажавшие грудь. Позировала обнаженной художникам. Была королевой всех праздников, и часто приступы загадочной грусти сменялись болезненной отчаянной веселостью. Как будто она чувствовала, что жить ей осталось совсем немного…
Было в ней что-то мистическое, что околдовывало. Один из современников, поэт Полициано, описал ее как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу… Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили ее без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли ее без злобы».
Ей, как божеству, поклонялись, посвящали тысячи стихотворных строф, сотни восторженных поэм. Ее нежной благосклонности добивался сам правитель Флоренции Лоренцо Великолепный, но свет клином сошелся на Симонетте Веспуччи для его младшего брата и соправителя - Джулиано Медичи.

Марс и Венера
Красавец Джулиано являлся предметом воздыханий всех флорентийских дам. Он был истинным Марсом. Ему тоже посвящали поэмы, а придворные художники спешили запечатлеть живое божество в виде античных героев.
Джулиано находился в приятельских отношениях с мужем Симонетты – Марко. А вот к его жене он испытывал совсем иные чувства…
Сейчас исследователи спорят, были ли Симонетта и Джулиано настоящими любовниками. Одни утверждают, что, дескать, были, правда, связь эта самым тщательным образом скрывалась, и что адюльтер Симонетты послужил причиной того, что семья Веспуччи оказалась вовлеченной в заговор Пацци, направленный против Медичи.
Другие исследователи не согласны с подобным вариантом известной истории, и настаивают, что связь Симонетты и Джулиано Медичи носила чисто романтический характер. Симонетта олицетворяла собой Прекрасную Даму эпохи рыцарства, еще процветавшую при галантном флорентийском дворе.
В пользу этой версии говорит и знаменитый рыцарский турнир, вошедший в историю под именем La Giostra («Турнир Джулиано»).
Считается, что джостра была устроена в честь Симонетты – 28 января 1475 года. Поскольку точная дата рождения Симонетты не известна, предполагают, что 28 января выбрано не случайно и является днем ее рождения.
На штандарте Джулиано Сандро Ботичелли изобразил Минерву и Амура. Минерва-Симонетта стояла на пылающих оливковых ветвях и смотрела на солнце. Солнце должно было олицетворять славу, которая ожидает Джулиано на турнире.
Джулиано и в самом деле стал победителем. Симонетта была провозглашена королевой турнира, и счастливый Джулиано объявил ее во всеуслышанье своей дамой сердца.
На этом красивая сказка о любви двух прекрасных флорентийских богов заканчивается.

Смерть красоты
Через год, 26 апреля 1476 года, Прекрасная Симонетта в возрасте 23-х лет умерла от туберкулеза. Ее лилейно-белая кожа, столь восхваляемая поэтами, ее знаменитая неестественная хрупкость – все это было следствием роковой болезни.
Сам Лоренцо Медичи направил к умирающей Симонетте одного из лучших врачевателей того времени - маэстро Стефано. Но бесполезно…
Флоренция погрузилась в траур. История сохранила скорбные строки Лоренцо Медичи об этом событии: «Была ночь, и мы с моим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье... Мы увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Я сказал: «Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь на небо, соединилась с ней».
Лоренцо же принадлежит и описание похорон Симонетты: «С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто ее видел. Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали непревзойденной».
Через два года, в тот же день, 26 апреля, от руки заговорщиков семейства Пацци пал Джулиано Медичи. Заговорщики напали на братьев Медичи в соборе палаццо Веккьо. Лоренцо сумел отбиться мечом, а Джулиано досталось шестнадцать ударов кинжалом…
Многие энтузиасты пытаются найти мистическую связь между смертями флорентийских Марса и Венеры, случившимися в один и тот же день, но с разницей в два года. Но так или иначе, Флоренция потерла своих прекрасных богов.
Муж Симонетты после ее смерти женился вторично. Вторая жена подарила-таки ему сына, чего не смогла Прекрасная Симонетта. И вот загадка: своего сына Марко Веспуччи назвал… Джулиано.

Жизнь после смерти
Среди многочисленных поклонников Прекрасной Симонетты имелся один, который не кричал о своей любви на каждом флорентийском углу, который любовался красотой Несравненной молча, но именно он обессмертил Симонетту. Он – это Сандро Боттичелли.
Работавший при флорентийском дворе, художник был околдован Жемчужной дамой, ставшей для него идеалом женской красоты. Но при жизни Симонетты он практически не писал ее портретов, а после смерти – множество. Как будто пытаясь вырвать эту красоту из когтей черного небытия.
Все самые знаменитые шедевры Сандро Боттичелли, связанные с Симонеттой, были созданы спустя годы после ее смерти. Это относится и к знаменитейшей картине «Рождение Венеры», написанной через семь лет после печального события. Симонетта-Венера задумчиво и печально смотрит на нас. Кому, как не ей знать, что земная красота – не вечна?
Другая известная картина - «Весна». И снова здесь Симонетта – Венера. Удивительная Венера, больше напоминающая Деву Марию, а не языческую богиню. К слову, на этой же картине изображен Меркурий. Сейчас большинство специалистов считают, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Джулиано Медичи.
Но есть у Боттичелли и жутковатое изображение Симонетты, созданное сразу же после ее смерти. Возможно, это даже портрет мертвой Симонетты. Она изображена на черном фоне у распахнутого окна (символ смерти в живописи того времени). Простое домашнее платье, растрепавшиеся волосы, заострившиеся черты лица и глаза - в черном полукружье теней. За ее спиной – лишь темнота, абсолютное небытие.
Несмотря на всю гениальность Ботичелли не смог отобразить реальных черт Симонетты Веспуччи. Он, как истинный гений, мыслил образами и символами, и Симонетта была для него в первую очередь олицетворением всего прекрасного, и только затем – реальной женщиной.
Считается, что сейчас не существует ни одного написанного с натуры портрета Симонетты. Как она выглядела в реальности – нам уже не дано узнать. Мы смотрим на нее лишь глазами влюбленного художника.
Она покоится в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти во Флоренции. Ботичелли завещал, чтобы его похоронили рядом с ней. Через 34 года после смерти Несравненной это было исполнено.