Малоизвестные татарские разности - 12

Альтаф Гюльахмедов
Destroyer  ‘’Tartar’’
Tribal Class General Purpose Frigates (Type 81)
Эсминец ''Татар''
Фрегат Королевского Флота класса ''Семья'' Тип-81


***

Эскортный миноносец или эскортный эсминец (от англ. destroyer escort, сокр. ЭМЭ) — классификация для малых боевых кораблей, используемых для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем, и предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника.
Термин «destroyer escort» (сокр. DE) впервые появился в Великобритании в конце 30-х годов XX века, когда перед угрозой войны было принято решение о создании нового типа корабля, пригодного для противовоздушной (ПВО) и противолодочной обороны (ПЛО), а также способного в случае необходимости постоять за себя и за эскортируемые суда в бою с надводными силами неприятеля. В России термин был переведён как «эскортный миноносец» или «эскортный эсминец», хотя оба этих названиях весьма условны, так как торпедного оружия (как основного атрибута миноносца), на новых кораблях не было. Для обозначения таких кораблей в ВМС Великобритании использовался термин «фрегат».
Вообще появление данного подкласса является результатом Лондон­ского договора 1930 года, заключенного между Соединёнными Штатами Америки, Британской и Японской империями. Договор вводил ограничения на количество и водоизмещение эсминцев, однако, на корабли водоизмещением до 600 тонн никаких лимитов не вво­дилось, поскольку они считались кораблями береговой обороны[

***

Англичане, в межвоенный период строившие большое количество весьма средних по своим характеристиками "адмиралтейских" эсминцев, убедились, что они существенно уступают очень сильным японским кораблям этого класса. Встала задача качественного усиления английских миноносных флотилий, что и привело к созданию самых мощных английских эсминцев периода ВВ2 - класса "Трайбл".

Один из эсминцев класса "Трайбл" - ''Семья'' носил имя ''Tartar'' - ''Татар''

***


В семью Трайбл входили корабли, которым были даны имена самых воинственных по мнению англичан народов древности
Ацтек, Эскимос, Гуркх, Могиканин, Нубиец, Татарин. Зулус


Ashanti,  Eskimo, Gurkha, Mohawk, Nubian, Tartar, Zulu




''«Тартар» приближал победу с татарским воином на гербе''

***

После двух недель начала Великой Отечественной войны были сданы Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина. Немецкие войска стояли на пороге Ленинграда… В конце лета в Архангельск прибыл первый союзный конвой из Англии со стратегическими грузами и военной техникой для Красной Армии. И вот, спустя 66 лет после окончания войны, участники конвоев Союзных стран должны встретиться вновь в Архангельске.

В 2000 году мы уже встречались с группой участников проводки этих конвоев – моряков Британского королевского флота в составе Гордона Лонга, Дэвида Эванса и Джефри Лейтча, прибывших в Татарстан. Что же они хотели увидеть тогда в нашей республике, находящейся в тысяче с лишним километров от северных морей?

Полвека борьбы с работорговцами
***
Оказывается, имеется предыстория трехвековой давности. Англичане интересовались тогда древней страной, расположенной между двумя великими реками – Волгой и Камой, и называли ее Тартарией. В 1692 году даже присылали молодому русскому царю Петру I карту Тартарии, составленную ученым-путешественником Николо Витсеном.

Еще более удивительно, что в 1700 году англичане в честь этой загадочной для них земли построили и спустили на воду 30-пушечный бриг «Тартар», предназначенный для борьбы с работорговцами. Это был мощный корабль, который успешно выполнял задания правительства более полувека, освободив тысячи узников, уничтожив немало пиратских судов.

Достойные наследники
***
Вскоре вступил в строй новый, 40-пушечный фрегат «Тартар», прослуживший тоже долго – 44 года. В то время он был самым быстроходным и маневренным судном, его экипаж успешно сражался с испанскими и португальскими работорговцами, а также участвовал в гонке военных кораблей, которые стартовали 28 марта 1764 года в Плимуте. «Тартар» одним из первых дошел до острова Барбадос в Карибском бассейне. На нем испытывались новые навигационные приборы, принятые затем на вооружение судов во всех странах.

Следующим был 60-пушечный французский бриг, захваченный в бою и переименованный в «Тартар». С 1800 года по 1811 год британский флаг развевался на небольшом шлюпе, а одноименный парусник, построенный в 1830 году, имел уже паровую машину и был недосягаем для противника. В период Крымской войны англичане увели русский корвет «Воин», переименовав его в «Тартар». Но самым мощным среди кораблей-тезок был крейсер (1886-1906), превратившийся затем в миноносец.

Затем наступил перерыв, пока в 1937 году не был спущен на воду эсминец «Тартар», на котором побывал Уинстон Черчилль, который и благословил экипаж. Увидев герб корабля с изображением татарского воина, глава Британского правительства сказал, что корабль и его экипаж будет охранять Аллах…

Счастливым всегда везет
***
Вот этот эсминец и принимал активное участие в проводке судов «Полярных конвоев» для СССР. По указанию Черчилля он получил прозвище «Lucky» – «Счастливый», и, как оказалось, заслуженно. В жестоких схватках с немецкими подводными лодками и самолетами в Норвежском и Баренцевом морях он понес минимальные потери личного состава, а сам сбил три самолета, потопил подводную лодку, повредил немало других вражеских судов. Этот эсминец прослужил до 1956 года. Потом появлялись один за другим фрегаты с этим странным именем, которые пользовались и пользуются у моряков Британского флота большой любовью и уважением.
Так более трехсот лет служат Англии корабли с этим странным именем, постоянно напоминая древний Татарстан. И ни один другой военный корабль не может похвастаться столь древней и славной историей. Вот почему и побывали у нас британские моряки.

На «загадочной» земле
***
Сопровождать гостей с Туманного Альбиона поручили тогда татарстанским соловецким юнгам. Среди них были участники охраны полярных конвоев – Мир Нигматуллин, Михаил Долматов, а также председатель совета ветеранов-юнг Виль Байкин, Рустем Хабибуллин, Геннадий Просвирнов и я.

Конечно же, в первую очередь мы повели делегацию в казанскую гимназию №94, где много лет работает музей, а во дворе создан мемориальный комплекс. На асфальтированной площади, окруженной деревьями, установлена памятная плита с надписью «Соловецким юнгам – участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Гостей приветствовали директор гимназии Леонид Мурысин и его заместитель Татьяна Авакумова вместе с учащимися.
А через час мы все вместе вышли на теплоходе в Куйбышевское море, возложили венок в честь павших в годы войны моряков обеих стран. Затем посетили Зеленодольск, где делегацию встретила замглавы администрации, а ныне Уполномоченная по правам человека в РТ Сария Сабурская. Была экскурсия и на судостроительный завод, где в «Книге почетных гостей» британские моряки оставили памятную запись. В четырехдневной экскурсии с гостями нас постоянно опекала завсектором Департамента внешних связей при Президенте РТ Светлана Мигачева. И, конечно, мы не обошлись без помощи переводчиц Евгении Золотаревой и Аллы Пушкиной. На прощальном ужине в санатории «Васильевский» гости весело танцевали и пели песни – «Катюшу», английскую «Кабачок».

Уезжая, британские моряки оставили в моем блокноте такую запись:

«Дорогие ветераны, друзья, коллеги! Мы провели четыре великолепных дня в Казани и Зеленодольске.
Все это стало возможным благодаря вашему гостеприимству и радушию. Мы обещаем сделать все возможное, чтобы отплатить вам тем же. Для нас не существовало ни культурного, ни языкового барьера. Спасибо вам за эти чудесные встречи!»

И вот скоро, 29 сентября, нам предстоит новая встреча….



МТ-факт
***
За годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 погибли на переходе и 33 вернулись в порты отправления, сообщает museum-polar.narod.ru. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 погибли на переходе, а 8 – вернулись. Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов. А за сухими цифрами потерь стоят тысячи жизней моряков – и советских, и иностранных.

Шариф БАЙГИЛЬДИН,
председатель Совета ветеранов соловецких юнг РТ   


***

Изменения в корабельном составе ВМС стран НАТО
(По состоянию на 1 июля 1983 года)

Великобритания.
***
В состав подводных сил введена атомная подводная лодка S107 "Трафальгар", а вторая - S110 "Турбулент" - достраивается на плаву. Дизельная лодка типа "Порпойс" (S01) исключена из боевого состава. Продолжается строительство противолодочного авианосца R09 "Арк Ройял". Класс эскадренных миноносцев УРО пополнился одним кораблем D95 "Манчестер" типа "Шеффилд" (три других достраиваются на плаву), а фрегатов - следующими кораблями: F92 "Боксер" (новый фрегат УРО типа "Бродсуорд") и F122 "Гуркха", F124 "Зулу", F133 "Тартар" (все типа "Трайбл",выведены из резерва).




МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
С ОГЛЯДКОЙ НА "ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ МОДЫ"
С.БАЛАКИН
***
...реально штатный состав вооружения получил лишь головной эсминец <Герард Калленбург>, который, так и не вступив в строй, был затоплен экипажем после германского вторжения в Нидерланды. Позже его подняли немцы и ввели в состав Кригсмарине под обозначением ZH-1. В июне 1944 года он был потоплен торпедами британских эсминцев <Тартар> и <Ашанти>.

Ашанти

Ашанти (ашантийцы; самоназвание — асантефо, асанте — означает «объединяющиеся для войны») — народ группы акан. Живут в центральных районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность — 3,3 млн чел. (вместе с родственными им народами: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др.). Антропологически относятся к негрской расе негроидной (большой) расы. (Шпажников 2007, 76)



TARTAR

Упоминание в Британской энциклопедии

Великая Тартария — самая большая страна мира, так о ней говорится в первом издании британской энциклопедии 1771 года[1]:

«TARTARY, a vast country in the northern parts of Asia, bounded by Siberia on the north and west: this is called Great Tartary. The Tartars who lie south of Moscovy and Siberia, are those of Astracan, Circassia, and Dagistan, situated north-west of the Caspian-sea; the Calmuc Tartars, who lie between Siberia and the Caspian-sea; the Usbec Tartars and Moguls, who lie north of Persia and India; and lastly, those of Tibet, who lie north-west of China»[1].

(«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкесскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая»).

В «Центуриях» Нострадамуса Тартар упоминается как гиблое место, которому предстоит пережить небывалый расцвет.


***

 TARGET
КОНВОЙ ПЬЕДЕСТАЛ
Евгений Киселев

...Атаки немецкой авиации начались в сумерках 11 августа, когда конвой находился юго-западнее Сардинии, и продолжались с перерывами до вечера 13 августа. Наряду с люфтваффе в воздушных налётах участвовали итальянские самолёты, в том числе торпедоносцы "Савойя" S.84 и S.79. Последним удалось тяжело повредить британский эсминец "Форсайт" ( он был оставлен экипажем и добит торпедой эсминца "Тартар"). В целом же до вечера 12 августа, пока караван прикрывался палубными истребителями, эффект воздушных налётов был довольно слабым.


***

Тип T47 Tartar


"Dupetit Thouars" Франции, стремившейся к полной самостоятельности в обеспечении своих вооруженных сил, в том числе и флота, все же пришлось закупать в США зенитные ракетные комплексы "Tartar". Это единственный в то время ЗРК, который можно было разместить на кораблях класса эсминец. Этим комплексом были перевооружены четыре корабля типа Т47: “Kersaint” D622, “Bouvet” D624, “Dupetit Thouars” D625 и “Du Chayla” D630. В результате эти корабли лишились всей своей артиллерии главного калибра с системой управления огнем, а в замен получили 375-мм РБУ, ПУ ЗРК, способную производить запуски ракет с интервалом в 15 секунд,  РЛС обнаружения ВЦ AN/SPS-39, с дальностью обнаружения 185 километров, 2 РЛС управления огнем ЗРК AN/SPG-51. В результате корабли могли обеспечивать ПВО соединений, эффективно перехватывая воздушные цели на большой и малой высоте, летящие со скоростью до 2 Махов.
“Bouvet” четырежды совершал плавание в Индийский океан в 70-80 годах, “Dupetit Thouars” был там один раз, участвовал в операциях французского контингента в Ливане в 1983 году, “Du Chayla” 4 июля 1973 года столкнулся с "Le Corse". Во время "войны в Заливе" вошел в состав многонациональных сил. ЗРК с “Kersaint” и “Bouvet” перекочевали на новые французские корабли ПВО типа "Cassard" 

Водоизмещение: 3850 т
Размерения: длина 128 м, ширина 12 м, осадка 5 м
Мощность энергетической установки: 63000 л.с.
Скорость: максимальная 32 уз.
Дальность плавания: 5000 морских миль(18 уз.)
Вооружение: 3x2 57-мм АУ mod. 1951, 1 ПУ Mk13 ЗРК "Tartar" (боезапас 40 ЗУР), 2x3 550-мм торпедных аппарата для ПЛ торпед L3, 375-мм РБУ mod. 1954
Электронное оборудование:
РЛС обнаружения воздушных целей DRBV-20A
РЛС навигационная и обнаружения надводных целей DRBV-31
РЛС управления огнем DRBC-31
РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-39
2 РЛС управления огнем ЗРК AN/SPG-51
Гидроакустические станции: DUBV-24, DUBA-1
Экипаж: 310 чел.

***

Последние операции в европейских водах

...Ремонт «Этабаскана» продолжался до декабря. К тому времени в строй вступили «Хайда» и «Гурон». Совместно с «Ашан-ти» — ветераном арктических вод — канад¬ские эсминцы участвовали в проводке че¬тырех конвоев в СССР, но вскоре, ввиду ожидавшегося вторжения во Францию, были переброшены в Ла-Манш. Туда же со Средиземного моря прибыли «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн».

...Боевой порядок британцев состоял из двух групп. Впереди строем кильватера шли «Тартар» (под брейд-вымпелом кэптена Джонса), «Ашанти», «Хайда» и «Гу¬рон», за ними на некотором удалении дер¬жался второй дивизион: польские эсмин¬цы «Блыскавица» и «Перун», следом «Эс¬кимо» и «Джевелин».

...В 1.23 головной «Тартар» изменил курс на пять румбов вправо, что позволило немцам обнаружить «трайблы» визу¬ально — ночь была лунной. Германский отряд повернул на север для охвата голо¬вы британской колонны, и спустя две ми¬нуты Z-32, Z-24 и ZH-1 выпустили по 4 тор¬педы с дистанции 20—25 кбт. В прежние времена такая завязка сражения почти на¬верняка принесла бы немцам громкую по¬беду, но теперь англичане могли прослу¬шивать их радиопереговоры и были в кур¬се распоряжений флагмана. Уклонившись от неприятельских торпед, «Тартар» вы¬стрелил осветительным снарядом. Начал¬ся артиллерийский бой, в ходе которого флагманский Z-32 быстро получил два по¬падания, в том числе в котельное отделе¬ние. Осколками перебило радиоантенну, и командир флотилии потерял связь с дру¬гими кораблями. На маленьком ZH-1 дву¬мя снарядами были выведены из строя паропровод высокого давления и одно ко¬тельное отделение, что лишило его хода. Канадские эсминцы сосредоточили огонь на Z-24. Сокращение дистанции позволи¬ло ввести в действие всю артиллерию, даже зенитные автоматы. Поставив дымо¬вую завесу, Z-24 и оставшийся невреди¬мым Т-24 стали отходить на юго-запад. «Хайда» и «Гурон» продолжали погоню до границы непротраленных минных полей.

Оставшись вдвоем, «Тартар» и «Ашанти» преследовали флагманский Z-32. В 1.42 «Тартар» неожиданно был накрыт меткими залпами, получил два попадания и временно прекратил огонь. Немецкий эсминец попытался прорваться на север, но, встретив второй дивизион британской флотилии, развернулся и снова вступил в бой с парой «трайблов». Артиллерийская дуэль была недолгой, но «Тартар» успел получить еще одно попадание 150-мм сна¬ряда...

...Через три дня «Эскимо» и «Джевелин» столкнулись во время очередного патру-лирования у острова Ушант. Оба эсминца получили серьезные повреждения и тре¬бовали ремонта в доке. 4 июля «Тартар» и «Ашанти» обстреливали береговые цели в районе Ланьона, а в ночь на 9 июля «Тар¬тар» и «Гурон» атаковали у Нормандских островов несколько немецких вооружен¬ных траулеров, но были отогнаны сильным огнем береговых батарей (В «Хронике войны на море» Ю.Ровера и Г.Хюммель-хена утверждается, что в ночь на 8 июля «Тартар» и «Гурон» потопили у Нормандских островов траль¬щики М-4601 и М-4605, что не подтверждается дру¬гими источниками. Согласно справочнику Э.Трене¬ра, М-4601 (бывший голландский «Элизабет») вы¬веден из боевого состава 28 августа 1944 года, пос¬ле войны возвращен владельцу, а М-4605 (бывший «Арье») 8 июня поврежден авиацией в Гранвиле и затоплен 29 июля. Кроме того, в журнале боевых действий 10-й флотилии участие в боевых столкно¬вениях 7—8 июля не зафиксировано).

Ночью 14—15 июля «Тартар», «Хайда» и «Блыскавица» совершили набег в рай¬он Лориана — к островам Иль-де-Круа. Теперь их жертвами стали охотники за подводными лодками Uj-1420 (бывший «Эйлау») и Uj-1421 (бывший «Дельтра II»).

Вскоре Брест, Лориан, Нант и Сен-На-зер оказались блокированы с суши. Основ¬ной район действий 10-й флотилии переместился в Бискайский залив. 5 августа со¬единение в составе легкого крейсера «Беллона» и эсминцев «Тартар», «Ашанти», «Хайда», «Ирокез» вышло на поиск против¬ника. Близ острова Иль-де-Йе был заме¬чен конвой. Обрушив на врага всю мощь своей артиллерии, англичане и канадцы потопили тральщики М-263, М-486, сторо¬жевик V-414 (бывший «Захсенвальд») и ка¬ботажный пароходик «Отто» (217 брт).

...В начале 1945 года «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн» ушли на Дальний Восток, в европейских водах оставались лишь ка¬надские «трайблы». В марте «Хайда» и «Ирокез» сопровождали эскортные авиа¬носцы при очередном ударе по Тронхей¬му.


***

Destroyer  ‘’Tartar’’

Переведенные результаты по запросу "эсминец тартар"

''HMS татарского Tribal-класса эсминец Королевского флота, что увидел услуг в большинстве морских театрах Второй мировой войны''.

''HMS татарин, эсминец
Исходный язык: английский
(Примечание: Переведен повторно назначенный 6 разрушитель флотилии, которые также включены HM разрушителей.''

''HMS татарского (F 43) - Разрушитель племенных классов - союзников...
Исходный язык: английский
Польский эсминцев Burza, Гром и Blyskawica было приказано присоединиться британский эсминец HMS татарин и обеспечить сопровождение конвоев HN-24 (31 торговцев''...


***

Михаил Зефиров
Дмитрий Дёгтев
Николай Баженов

Самолеты-призраки Третьего Рейха
Секретные операции Люфтваффе

Поиск ''Энигмы''


***

Карл Дениц и «Битва за Атлантику» - новый взгляд

...9 мая в конвойном сражении глубинными бомбами была принуждена к всплытию и захвачена подводная лодка U-110, а на ней — специальные инструкции для офицеров, сигнальная книга для подводных лодок, кодо¬вые книги для сообщений о погоде, расчерченные на кодовые квадраты карты Северной и Средней Атлантики, а также ежедневные ключи «Гей¬миш» на апрель и май, которые были захвачены также на «Мюнхене». Блетчли-Парк оказался в состоянии читать текущий немецкий радиообмен.

Этот прорыв запоздал к походу «Бисмарка», но июньский материал, дополненный захваченными крейсером «Нигерия» и тремя эсминцами инструкциями с метеорологического судна «Лауэнбург» (WBS 3), оказал большую помощь. Эсминец «Тартар» захватил траулер и добыл шифро¬вальную инструкцию на июль. Тем самым оперативный информационный центр Адмиралтейства оказался в состоянии обнаруживать и перехваты¬вать германские танкеры снабжения в Северной и Средней Атлантике. Из страха, что немцы могут заподозрить компрометацию шифра, Адмирал¬тейство запретило дальнейшие операции по захвату судов, и с 1 августа Блетчли-Парк занимался исследованием ключевого аппарата «Геймиш», который использовался также и на подводных лодках.


***

Траурная церемония на борту испанского крейсера Канариас

 

31 мая на крейсере состоялась торжественная церемония предания морю останков немецких моряков.
Таким образом, из более 2200 матросов и офицеров Бисмарка, выжило всего 116 человек.
Немцы подняли свою авиацию и бросили ее на поиски и атаку кораблей адмирала Товея, пытаясь, видимо, хоть как-то отомстить. 28 мая немцы обнаружили и атаковали эсминцы Тартар и Машона. Бомба попала в Тартар, эсминец затонул, унеся с собой 46 человек. 170 человек спас эсминец Машона. Больше никаких происшествий на пути англичан домой не было.


***

Tribal Class General Purpose Frigates (Type 81)

The 1951 frigate programme resulted in four types of specialised frigate: anti submarine (Type 12), anti-aircraft (Type 41), aircraft direction (Type 61) and utility (Type 16). However these units were costly and, as specialised frigates, could only undertaken certain tasks. A standardised design would not only be cheaper to construct and operate but the multi-rle capability would make operational deployments easier....

...In 1980 Tartar entered the Standby squadron at Chatham Dockyard and was followed in 1981 by Eskimo, Gurkha, Zulu, Mohawk and Nubian. John Nott’s 1981 Defence Review - ‘The Way Forward’ - placed increased emphasis on submarine warfare at the expensive of the surface fleet. Consequently Gurkha, Zulu and Tartar were earmarked for disposal. However the Fleet’s hasty deployment to the South Atlantic following the Argentine invasion of the Falkland Islands left several gaps in the Navy’s ability to meet operational commitments. Also, added to the loss of two frigates and two destroyers were the numerous other ships that were damaged and required extensive repairs upon return. Accordingly, Gurkha, Zulu and Tartar were withdrawn from the Standby Squadron and underwent hasty refits before recommissioning to cover the increased commitments in home waters. Eskimo, Nubian and Mohawk provided spare parts to keep their sisterships operational.

Having undergone refits to remain in service after the Falklands War, Gurkha, Zulu and Tartar were attractive to foreign buyers and were sold to Indonesia in 1984. The three ships underwent a $40 million refit at Vosper Thornycroft in 1985 before transferring. Of the four other Tribal Class frigates, three were sunk as missile or torpedo targets and one was sold for scrap.

 


Ship Histories
Ship History

Ashanti

In 1971 Ashanti participated in the withdrawal from Malta. In February 1974 Ashanti was struck by a freak wave 80 miles off Bermuda and two of her sailors were killed. In 1976 she was fitted with Variable Depth Sonar. On March 3rd 1977 three crew members were killed after being trapped in a boiler room fire whilst Ashanti was in the Bristol Channel. Ashanti paid off in May 1977 and underwent a refit at Chatham before entering reserve. In 1981 she became Engineers Harbour Training ship at Gosport, replacing the Destroyer Diamond. Ashanti was sunk on September 14th 1988 by Spearfish torpedoes and sub-harpoon missiles from submarines Sceptre and Swiftsure.
Eskimo After a refit Eskimo entered the Standby Squadron at Chatham in 1979. In August 1981 she was placed on the disposal list. Used as a target vessel by the Research Establishment at Aberporth.

Gurkha
In 1966 Gurkha embarked a company from the British Army whilst in the Persian Gulf during an oil dispute. In 1969 Gurkha was fitted with Variable Depth Sonar (VDS). In 1971 Gurkha was onhand should the need have arisen to evacuate British Nationals because of the Indo-Pakistan war. In 1976 Gurkha undertook ‘Cod War’ Fishery Protection Patrols and was involved in no less than seven collisions with Icelandic Gunboats: she collided four times with Odinn on May 6th and three more times the following day. In 1977 Gurkha attended the Silver Jubilee Fleet Review at Spithead. Gurkha paid off into the Standby Squadron at Chatham in 1980 and was placed on the disposal list the following year. However in 1982 the Falklands conflict promoted her withdrawal from the Standby Squadron and she underwent a refit Rosyth and recommissioned on July 24th 1982. In Spring 1983 she underwent a further refit at Portsmouth before becoming Gibraltar Guardship. Gurkha paid off at Portsmouth on March 30th 1984 and was sold to Indonesia. After a refit at Vosper Thornycroft she recommissioned on October 16th 1985 as Wilhelmus Zakarias Yohannes.

Mohawk
In 1970 Mohawk was destined to join the Dartmouth Training Squadron and in preparation, underwent a refit at Portsmouth. Her aft 4.5inch gun was removed, extra boats were added and her hanger was transformed into a Navigational Training classroom. Despite these modifications it was decide not to use her as a training ship and the refit was reversed. In 1979 Mohawk underwent a refit at Devonport before entering the Standby Squadron at Chatham. In 1981 she was placed on the disposal list. Mohawk was sold to Shipbreaking (Queenborough) Ltd for 45,150. She left Chatham in November 1982 and arrived at Cairnryan on December 3rd, and was broken up the following summer.

Nubian
In 1969 Nubian became Guardship for the Transatlantic Air Race held for the 50th Anniversary of the first Atlantic flight by Alcock and Brown. Nubian attended the 1977 Silver Jubilee Fleet Review at Spithead. In April 1978 Nubian took over from Rothesay Class Frigate Yarmouth in organising the cleanup around the grounded oil tanker Amoco Cadiz. In 1979 Nubian underwent a refit at Rosyth prior to entering the Standby Squadron at Chatham. In August 1981 she was placed on the sales list and whilst awaiting disposal at Portsmouth was used as a static training ship by the Royal Marines. Sunk as a target in the North Atlantic.

Tartar
In 1975 Tartar undertook Fishery Protection Duties in the Barents Sea and the following year in Icelandic waters. She collided twice with the Icelandic Gunboat Tyr on April 1st and on May 22nd and May 26th she collided with the Aegir. In October 1976 Tartar searched for and successfully located the wreckage of a Cuban DC8 Airliner which had suffered an explosion shortly after take off from Barbados. Tartar attended the 1977 Silver Jubilee Fleet Review at Spithead. Tartar joined the Standby Squadron at Chatham in March 1981 and was placed on the disposal list in August the same year. In 1982 the Falkland Conflict saw Tartar withdrawn from the standby Squadron. She underwent a refit at Devonport before recommissioning on July 17th 1982. In June 1983 Tartar used explosives to sink a merchant vessel that had collided with a drilling rig. Tartar paid off at Portsmouth on March 29th 1984 and was sold to Indonesia. Commissioning on April 3rd 1986 she was named Hasanuddin.

Zulu
Zulu attended the 1977 Silver Jubilee Fleet Review at Spithead. In 1979 Zulu joined the Standby Squadron at Chatham and the following year was scheduled for disposal. However the Falklands conflict led to her undergoing a refit and recommissioning at Chatham on August 9th 1982. In 1983 she undertook Guardship duties at Gibraltar. Zulu paid off at Portsmouth on March 30th 1984 and was sold to Indonesia. After a refit at Vosper Thornycroft she was commissioned on May 2nd 1985 as Martha Kristina Tiyahahu.


***

British General Purpose Frigates

Type 81 Tribal Class

F117 Ashanti
F119 Eskimo
F122 Ghurka
F125 Mohawk
F131 Nubian
F133 Tartar
F124 Zulu

With the increasing cost of specialist AS frigates, the Tribals were designed as a cheaper general purpose design. They were the first major British warships to be built with gas turbines.

F133 Tartar (Type 81 Tribal Class)

In 1982 Tartar was given a rapid refit for the Falklands war, and recommissioned on 17th July 1982. Due to the Argentinian surrender, she saw no action.

Tartar was decommissioned on 31st March 1984 at Portsmouth. On 3rd April 1986, she recommissioned in the Indonesian navy as the Hasanuddin.


***

HMS Tartar
http://www.flickr.co...@N00/161055663/

 

HMS Tartar by f0rbe5.
Seen in the Mediterranean, operating with HMS Intrepid. I spent much of a day aboard her, including a stint as loader in the after 4.5-in gun mounting during a target shoot. The Type 81 Tribals were designed during the 1950s as a response to the increasing cost of single-role vessels such as the Type 14s. They were first such 'multi-role' vessels for the Royal Navy and were designed specifically with colonial 'gunboat' duties in mind, particularly in the Middle East. They were thus designed to be self-contained, with weapon and sensor systems to cover many possible engagements, air-conditioning to allow extended tropical deployment and such modern habitability features as all bunk accommodation (as opposed to hammocks). They were the first RN class designed from the start to operate a helicopter and the first small escorts to carry a long-range air search radar, the Type 965. They were armed with two 4.5 inch Mk 5 main guns salvaged from scrapped WWII destroyers. Although these mountings were refurbished with Remote Power Control (RPC) operation, they still required manual loading on an exposed mounting. From the outset they were designed to carry the new GWS-20 Sea Cat SAM. The Tribals were the first modern RN ships designed to use a combination of power sources, a feature which had been trialled with limited success in the 1930s in the minelayer HMS Adventure. An additive mix of steam and gas turbine called "COmbined Steam and Gas" COSAG was used. This gave the rapid start-up and acceleration of a gas turbine engine coupled with the cruising efficiency and reliability of the steam turbine. They would cruise on the steam plant and use both systems driving the same shaft for a high-speed "boost". They suffered however from being single-shaft vessels which severely limited manoeuvrability, acceleration and deceleration. The class served throughout the 1960s and '70s, into the 1980s fulfilling their designed general-purpose "colonial gunboat" role. When change in British foreign policy made this role redundant they found themselves being pressed into service in home waters in the "Cod Wars" of the 1970s. They were not particularly suited to these duties however, as they had a hull form optimised for the calm, shallow water of the Persian Gulf and with only a single shaft were unable to manoeuvre with the Icelandic gunboats at close quarters.


***

SERVICE HISTORIES of ROYAL NAVY WARSHIPS in WORLD WAR 2
by Lt Cdr Geoffrey B Mason RN (Rtd) © 2003

HMS TARTAR (F 43) -  Tribal-class Destroyer
including Convoy Escort Movements

Edited by Gordon Smith, Naval-History.Net
http://www.naval-his...ibal-Tartar.htm

 

TRIBAL-Class Fleet destroyer ordered under the 1936 Build Programme from Swan Hunter and Wigham Richardson of Wallsend on 12th June 1936. She was laid down on 26th August that year and launched on 21st October 1937 as the 17th RN warship to carry this name, introduced in 1702 and last used by a pre-WW 1 destroyer sold in 1921. Build was completed on 10th March 1939 and the ship was fitted for use as a Flotilla Leader. During early service she was one of the Home Fleet ships sent to the scene of the disastrous sinking of HM Submarine THETIS in Liverpool Bay on 1st June 1939. After a successful WARSHIP WEEK National Savings campaign in March 1942 she was adopted by the civil community of Finchley, now part of the London Borough of Barnet. For farther details of this Class of Fleet Destroyer see THE TRIBALS by M Bryce. (Note: The Pennant Number allocated for visual signalling on build was L43 but this was changed to F43 before completion.)

B a t t l e   H o n o u r s

VELEZ MALAGA 1704  - LAGOS 1759 - USHANT 1781 - DOGGER BANK 1781 - BALTIC 1855 -  SHIMONESKI 1864 -  SOUTH AFRICA 1899-1900 - DOVER PATROL 1914-18 - NORWAY 1940-41 - BISMARCK Action 1941 - ARCTIC 1941 - MALTA CONVOYS 1942 - NORTH AFRICA 1942-43 - SICILY 1943 -  SALERNO 1943  - MEDITERRANEAN 1943 -  NORMANDY 1944  - ENGLISH CHANNEL 1944 - BISCAY 1944 - BURMA 1945

H e r a l d i c   D a t a

Badge : On a Field White the head of a Tartar proper

D e t a i l s   o f   W a r   S e r v i c e

1 9 3 9

March
Contractors trials and commissioning for service with 2nd Tribal Destroyer Flotilla. Home Fleet
10th        Build completion and commenced Acceptance Trials.


April
Worked-up at Portland on completion of trials.
(Note: Transferred to re-designated 6th Destroyer Flotilla which also included HM Destroyers

SOMALI, ASHANTI, BEDOUIN, MATABELE, PUNJABI, TARTAR and ESKIMO.)

May
Portland deployment in continuation

June
Diverted to assist in rescue operations in Liverpool Bay after sinking of HM Submarine THETIS
during trials after build completion.
On release from the unsuccessful rescue work resumed work-up programme.

***

...12 июня 1945 года "Nubian" потопил японский охотник за подводными лодками "№ 57" (по другим данным, он был потоплен эсминцем "Tartar")


***

"Tartar".

Предвоенная служба прошла в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции и поиске и уничтожении немецкого линкора "Bismarck", в мае 1941 года. При возвращении на базу немецкая авиация потопила эсминец "Mashona". "Tartar" принял на борт уцелевших. 28 июня эсминец захватил немецкое метеорологическое судно "WBS-2" "Lauenburg". Почти всю войну "Tartar" провел в составе флота Метрополии.

В 1942 году находился в охранении следующих арктических конвоев "QP-5" (13-24 января). "PQ-12"/"QP-8" (1-13 марта), "PQ-14"/"QP-10". (8-27 апреля). "PQ-18"/"QP-14" (2-26 сентября). В августе переведен в Средиземное море для участия в проводке Мальтийского конвоя "Пьедестал", в ноябре задействован в операции "Торч" (высадка в Северной Африке). Летом 1943 года "Tartar" принимал участие в десантах на Сицилию и Италию.

В конце 1943 года возвращен в воды Метрополии. Прошел напряженный курс боевой подготовки. После его завершения стал флагманским кораблем 10-й флотилии эсминцев и был задействован в операции "Оверлорд" (открытие второго фронта). 8 июня участвовал в бою с немецкими эсминцами у острова Ушант. Был поврежден. После окончания войны в марте 1946 года выведен в резерв. В 1948 году продан на слом и разобран в 1949 году.

***

Эсминец «Tartar». 1940 год.


***

Copy of a despatch from Sir E.B. Lytton to Captain Dunlop, R.N., of Her Majesty's ship "Tartar," and the Hon. John Kent, Commissioners for Newfoundland Fisheries.

Author: Edward Bulwer Lytton Lytton, Baron; Great Britain. Colonial Office.
Publisher: [London : Colonial Office, 1859]

http://www.worldcat..../oclc/057342814


***

Гибель линкора "Бисмарк"

"Экипажу линкора "Кинг Джордж V".
Уничтожение "Бисмарка" может иметь влияние на исход войны в той же пропорции, в какой ослабнет немецкий флот, потеряв один линкор из четырех.
Надеюсь, что Бог будет с вами и ниспошлет победу."
Джон Тови, 26.05.41 г.

...За кормой "Роднея" прыгали на волнах эсминцы "Тартар" и "Машона", стараясь не потерять в темноте линкор и друг друга. Уже четверо суток они боролись с волнами, и все это время, по словам одного офицера, напоминало бесконечный пасмурный день, где время отмечалось только приемом пищи и вахтами. Но все на обоих эсминцах радовались, что им выпала удача участвовать в уничтожении "Бисмарка".

... Через 4 минуты лейтенант Джордж Валли, направляясь в корму по верхней палубе эсминца "Татар", увидел облако бурого дыма, вырвавшееся из носовых башен "Бисмарка", а через несколько секунд услышал гром его первого залпа.

...На отходе Тови дал сигнал всем кораблям соединения: "Любому кораблю, имеющему торпеды. Сблизиться с "Бисмарком" и прикончить его!"

Выполнить этот приказ было не так просто, как представлялось Тови. "Татар" и "Машона" уже возвращались на базу.



***


SERVICE HISTORIES of ROYAL NAVY WARSHIPS in WORLD WAR 2
by Lt Cdr Geoffrey B Mason RN (Rtd) © 2003

HMS TARTAR (F 43)

Tribal-class Destroyer
including Convoy Escort Movements

 

Edited by Gordon Smith, Naval-History.Net


***

TARTAR IN DOVER HARBOUR WITH CONSIDERABLE BOW DAMAGE,AFTER BEING MINED.jpg
Британские эсминцы Первой мировой [Temnikov#15.01.08 19:20]

 

***

«Атлантический вал Гитлера»
лист 3 из 24

...При набеге на гавань Свольваэра эсминец «Тартар» потопил артиллерией рыболовную базу «Гамбург» (9780 брт) и подрывными зарядами уничтожил еще два парохода – «Пасажес» (1996 брт) и «Феликс Хойманн» (2468 брт).


***

ЗНАМЕНИТЫЕ «НОВИКИ»

...Информация о проводившихся за рубежом испытаниях паровых турбин не могла остаться без внимания со стороны российского Морского министерства. Еще в конце 1905 года на совещании в Морском техническом комитете прозвучало мнение ряда специалистов-кораблестроителей о целесообразности оснащения новых минных крейсеров паротурбинной энергетической установкой. С новой силой интерес к турбинам вспыхнул после постройки британских «супердестройеров» типа «Трайбл». Высказывалось даже предложение заказать один такой корабль в Англии (так называемый проект «Русский Тартар»). Но правительство стремилось всячески поощрить развитие отечественных заводов, и от покупки эсминца за рубежом, в конце концов, отказались.



***


 
Модель корабля 6-го ранга «Тартар» (фото: НММ, Гринвич)


***

HMS TARTAR F 133

 
This is a slide taken by the late Sid Belham between 1969- 71 at Devonport of HMS Tartar F 133. Sid was Bedford Secretary of the World Ship Society.

Editor: the HMS Tartar (F 133) was a Tribal-class frigate of the Royal Navy built at Devonport Dockyard. She was commissioned in 1962 and served until 1984 when she was decommissioned and sold to Indonesia


***


HMS Tartar 's boarding party prepares to board the weather shipLauenburg north east of Jan Mayen



***

HMS Tartar (F43)
'Lucky Tartar'

HMS Tartar was a Tribal-class destroyer of the Royal Navy that saw service in most of the naval theatres ofWorld War II. She had an eventful career, eventually receiving the nickname 'Lucky Tartar' due to her numerous escapes from dangerous situations. She managed to survive the War, and was one of only four of the sixteen Tribal class destroyers that operated with the Royal Navy to do so.
 


***

...В результате решение о создании отечественных кораблей с винтовым движителем было принято буквально накануне Крымской войны (1853–1856), а паровые машины для них, а также два винтовых корвета – «Витязь» и «Воин» заказали в Англии. В 1854 году с началом военных действий против Российской империи все механизмы, кроме двух, которые успели доставить в Россию, англичане конфисковали и установили на корабли собственного флота. В его состав вошли и упомянутые выше корветы. Названные Cossak и Tartor («Казак» и «Татарин»), они участвовали в войне под британским флагом.


***

Британский ЭМ "Тартар"
http://fanmodel.tfor...php?pic_id=1621
Британская 10-я флотилия эсминцев (брейд-вымпел кэптена Джонса) включала следующие корабли: лидер флотилии "Тартар", "Ашанти", "Эскимо"(ЭМ типа "Трайбл"- самые мощные ЭМ британского флота Второй мировой - Адм.), "Джевлин", канадские "Хурон", Хайда"(тоже тип "Трайбл". В данном случае эта пара ЭМ - из состава ВМС Канады.- Адм.), польские "Блыскавица" и "Перун". Боевой порядок союзников состоял из двух дивизионов с "Тартаром" и "Блыскавицей" во главе.