Стратегия выживания. Анатомия мечты

Олан Дуг
    Из цикла "Стратегия выживания"

    Анатомия мечты

    Лень – двигатель прогресса.
    К такому выводу приходят многие мудрецы. В принципе они правы. Если игнорировать промежуточные этапы, то так и есть. Человеку лень носить кирпичи, он изобрел транспортер, лень ходить пешком – родился автомобиль, лень мыть посуду – сконструировал  посудомоечную машину. И так можно притянуть за уши любое изобретение.

    Но исследуем это явление детальней.
    Вы идете пешком в жаркие летний день. Дорога длинная и утомительная. Вы устали и занять ваши мысли не чем. И вот помимо вашей воли, воображение начинает искать варианты, как сократить или облегчить путь. К исследованию этого вопроса вас толкает ваша лень  (стремление к покою, а если уж движения не избежать, то что бы было оно минимальным).

    Конечно, самый лучший вариант – попутный транспорт. Но его нет, и в голове начинают рождаться желание покупки автомобиля, мотоцикла или, на крайний случай, велосипеда. Так рождается мечта.

    Получается, что мечта – это трудновыполнимое желание, которое невозможно реализовать здесь и сейчас, и для исполнения которого необходимо инициировать (реализовать, запустить) причинно-следственную цепь сложной конфигурации (состоящую из сотен, а то и тысяч событий). То есть Мечта, это производная второго рода от желаний, которая заставляет совершать поступки противоречащие Вашим желаниям первого рода. (Работать тогда, когда есть возможность полежать, не купить конфету, а отложить денежку в копилку).

    Мечты бывают голубыми (розовыми), которые так и остаются игрой воображения, и реальными, подвигающими на разработку планов их достижения (алгоритма пошаговой реализации причинно-следственной цепи сложной конструкции).

    Остаться мечте голубой или стать реальной, зависит только от человека, его способности воплощать свою мечту в жизнь. А эта способность заложена на генном уровне. Это мне показала жизнь, хотя вначале я был убежден, что такая способность лично моя заслуга. (Предрасположенность на генном уровне мы называем талантом).

    В резюме я написал, что счастливый человек. Почему я себя считаю таковым? Потому, что сумел не  мечтать о недостижимом, а то о чем мечтал, сумел воплотить, хотя многие мои мечты для других казались фантастическими.

    Взять, к примеру, мечту жить в лесу. Сформировалась она в результате слабого здоровья и разочарования в городской жизни.

    Я много читал и довольно реально представлял себе, что меня ждет. И активно готовился к её воплощению. Плюс везение. Мне встретилась женщина, которая не просто была согласна уехать со мной. Я влюбился по уши, и был готов ради неё свернуть горы. Именно поэтому она и не испугалась предстоящих трудностей. Да и я не просто взял и увез её в лес.

     Наш путь на кордон был сложной многоходовой комбинацией, каждый шаг которой или решал какие-то проблемы или существенно улучшал жизнь. Поэтому она мне верила.

    Анализ причин возникновения мечты показал, что она возникла в результате воздействия множества факторов и причин, но главным, всё-таки, было разочарование в жизненных ценностях моих родителей, которые из сельской глубинки стремились в город. Произошло это по ряду причин.

    Во-первых, слабое здоровье. Будь я немного покрепче и чаще выходил бы победителем в юношеских передрягах, наверное, был бы я энтузиастом городской жизни. А так, я тогда ещё чисто интуитивно видел, что проигрываю, и надо или сдаться или сменить поле и правила игры.

    Во-вторых, городская жизнь и карьерный рост были мечтой моих родителей (а вернее матери), а не моей. Когда я демобилизовался, она развила бурную деятельность, и уже через неделю я восстановился на вечернем отделении энергофака политехнического института и устроился на работу в проектный институт в сектор связи, где мать работала в сметном отделе. Я легко вписался и туда и туда, мне пророчили быстрый карьерный рост, но это была опять не моя мечта. Новизна быстро прошла, и наступило разочарование от серой обыденности, монотонной обязательности и бесконечных интриг и зависти. И моей мечтой стала жизнь на природе, в спокойном ритме, вдали от суеты, нервотрепки и зависти.

     А так как это было моей мечтой, то это и вызывало у меня интерес, энтузиазм и изощрённость в поисках способа достижения.

    Мой брат был на восемь лет младше меня. Я уже обжился, достиг определенного социального, карьерного и морального положения в лесу, когда он демобилизовался из армии. И опять возникла проблема спиртного. Наученная на мне горьким опытом, мать не вмешивалась в его похождения, давая «выбеситься», но когда это перевалило на третий месяц, она запаниковала и обратилась ко мне за помощью.

    Я уже был мастером леса, как раз освободилась ставка лесника, и я ему предложил пойти работать ко мне. Он с радостью согласился - мой образ жизни вызывал восхищение у тех, кто приезжал ко мне в гости. В конце июля он перебрался к нам жить, а мать вздохнула с облегчением. До октября месяца, пока у нас студенты проходили практику, он как сыр в масле катался.

    Ни каких проблем с питанием (или у нас дома, или со студентами) красивая форма, которая вызывает зависть парней и восхищение девушек, с утра непыльная работа со студентами в лесу, вечером танцы под магнитофон и долгие посиделки под луной или у костра. Он даже решил поступать со мной на следующий год в лесотехнический институт, но наступила зима.

    На второй месяц одинокого сидения в лесу, он возненавидел это место. У него ведь не было стимула, который двигал мной в мою первую зимовку. Он жил на всём готовом и жутко маялся от скуки. К новому году у него сформировалась мечта жить жизнью аристократа, в высшем обществе и в центре событий. Он решил, что подаст документы в МИМО. И принялся усиленно готовиться (учить английский язык).

    Мои доводы о маловероятности поступления в это учебное заведение его не останавливали, но я логически моделировал развитие ситуации и убедил, что таким методом он только потеряет время.

    Когда он был готов слушать доводы, я ему подсказал более простой вариант. В трех кварталах от нашей квартиры в Краснодаре был Кубанский государственный университет, где на факультете романо-германской филологии учили английский и другие языки. Даже туда попасть у него были не большие шансы, но… он отслужил армию, был парнем, а туда подавали документы почти одни девчонки и… я ему предложил сделать ход конем – поступить в оставшееся время в университет на работу. В апреле месяце он уволился из лесничества и устроился на работу в университет в качестве электрика.

    Со скрипом, но он поступил. В первые же дни познакомился с красивой, целеустремленной девушкой, которая в последствии стала его женой, и которую мать зовет «железная леди». На втором курсе уже выбился в отличники, а на четвертом  ему предложили на год поехать поработать переводчиком в наше посольство в Индии.

    Его так же ведет по жизни мечта, которая возникла от разочарования в чужих жизненных идеалах, которым он вначале хотел следовать. Я думаю, что он, так же как и я, не жалеет о выборе своего жизненного пути.


    Эти рассуждения – попытка смоделировать формирование мечты. Но есть ещё один интересный момент - её исполнение. Он так же чреват неожиданными поворотами. Самый неприятный – разочарование в своей мечте, когда она реализуется, и ты понимаешь, что в жизни всё не так, как рисовалось в мечте.

    Жизнь в лесу оказалась далека от тех идеалов, которые рисовались в городе. В городе тебя подгоняли, заставляли, учили и толкали. В лесу всё это нужно было делать самому. Никто тебя так не загоняет, как сам себя.

    Я на личном опыте понял, почему молодых князей на Руси отправляли на год в лес выживать самостоятельно. Только так можно воспитать человека, который сможет отвечать и за себя, и за вверенные ему судьбы, не запаникует и не бросит начатого дела. Когда в одиночку проходишь через это, уходит страх и появляется ощущение могущества. Одна только мысль, что я это сумел и смогу теперь всегда, так окрыляет, что уже без страха берёшься за самые трудные дела.

    Я и считаю себя счастливым потому, что не разочаровался в своей мечте. Она постоянно трансформировалась, открывая мне всё новые и новые горизонты и ставя цель за целью, одна заманчивей другой.

    Другой камень преткновения – окончательное полное исполнение мечты. Особенно если ты всего себя посвятил её воплощению.

    Ты внезапно оказываешься в пустоте. Мечтать не о чем, жизнь окончена. Такое воплощение мечты не вызывает радости, ты чувствуешь полное опустошение. Жить больше незачем.

    Поэтому мечта не должна быть одна. Их должно быть много. Одни зарождаются, другие реализуются, третьи выполняются, о четвертых хранишь память победы.

    С годами ты начинаешь спокойней относиться к мечтам. Они уже не несут в себе неожиданности, ты знаешь, чем всё закончится. Ты уже умеешь соизмерять свои силы и ресурсы. И просто шаг за шагом идешь вдоль длинной причинно-следственной цепи, которая неминуемо окончится воплощением твоих замыслов, которые родились когда-то в твоей мечте.