Пушкин и Паустовский. Доклад

Анатолий Яни
"ПУШКИН И ПАУСТОВСКИЙ"- ДОКЛАД, ПРОЧИТАННЫЙ
СТАРШИМ НАУЧНЫМ СОТРУДНИКОМ В ЗАЛЕ ФИЛИАЛА
ОДЕССКОГО МУЗЕЯ НА УЛИЦЕ ЧЕРНОМОРСКОЙ,6.

Дорогие товарищи, друзья и так далее!
Н-да, гм... кхык... Так вот, значит, вот эти все места, где я сделала свои собственные закладки в принесенных мною лично сюда, на этот стол и в этот
зал научных заседаний и выступлений книгах,очень трогательны и лиричны,искусны и артистичны, я бы даже сказала,звучат они виртуозней, чем сам итальянец Никколо Паганини, всё  игравший, кстати,в своих концертах наизусть и мастерски, а не так, как бывает, некоторые. Всё описано в этих томах талантливо, мастерски, как это
позволительно для руки и для пера большого писателя, каким безусловно является Константин Паустовский. И вся суть таким образом преображается. Это отдельный разговор. Он знал суть, как это всё в его судьбе отразилось, и я хотела показать эту суть его на высоком пьедестале триумфа, но не буду останавливаться долго.Начну с тёзки Пушкина. Советскому писателю Александру, правда, не Сергеевичу, а Георгиевичу (у него отчество точно совпадает с отчеством К. Паустовского) попалось в ходе социалистического строительства слово "громкоговоритель". Я хочу сказать, что это всё надо увидеть. Почитайте сами "Пачку папирос", где он торгует сигаретами! В чём оказалась тут главная соль? Он даёт пачку папирос так, что в двух словах не рассказать. Это я вам уже говорила. К-хы, к-ха! Мм-да, так вот в те времена это была наша обыкновенная бытовая атмосфэра, когда немцы стреляют по птицам.Что ещё хочу сказать? Почему надо добавит два слова? Луговской, Яшин, Фраерман ловили рыбу. Об этом очень уместно будет говорить ко Дню рыбака. Паустовского считают вторым магом и волшебником,мастером-умельцем ловли рыбы после Аксакова, да, вот такие вещи! Федин (тоже, кстати, Константин) любил танцевать и мог сидеть до утра. Очень мучился Бабель. Назову Хикмета. А Ярослав Ивашкевич был гимназистом. Они встретились на съезде, и он рассказал очень интересные моменты. Я даже хочу, чтобы прозвучало само слово Паустовского. Он как бы вырезал слова из кедрового корня. Театральная актриса Маргарита Пресич, которая за год до своей кончины получила звание заслуженной, когда-то это читала. И кто-то сказал: "За этот рассказ я принял бы вас в президиум Союза писателей. И библиотека имени Гайдара ухватилась за этот момент.
Н-да. Короче, я должна познакомить вас сегодня, значит, это самое, прямо сейчас
с величайшим поэтом, вернее,возможно, из-за того, что у меня уже совсем не остаётся нужного мне для этого времени, с одним только его совершенно потрясающим четверостишием, в котором заложен не только, как говорится, фундамент любви к женщине, но и весь смысл и вся квинтэссенция его богатого и неповторимого творческого наследия. Я ПОМНЮ...(все вы видите, что он, Пушкин, не в силах забыть,
в натуре, по его мнению, как это случается отчасти и с Паустовским, как говорится,
позволю себе провести параллель с Юлианом Семёновым, семнадцать молниеносных вспышек, вернее, мгновений весны.Недаром он не забывает именно одно из этих мгновений. И обратите внимание, что это мгновение он снабжает совершенно уникальным и потрясающим эпитетом - ЧУДНОЕ! О'кей, как говорят в таких случаях американцы! Короче, ПЕРЕДО МНОЙ - не более, не менее, как это не звучит весьма, может быть, наивно и парадоксально, ЯВИЛАСЬ ТЫ! Явилась и, можно сказать, не запылилась. Однако интересно в этом плане, как именно, каким макаром или каким, что ли, способом явилось это самое сугубо пушкинское МГНОВЕНИЕ, которое одолжил или взял на прокат Роберт Рождественский с тем, чтобы оно засвистело, как пуля у виска, хотя Пушкин на самом-то деле ранен был совсем не в висок, а в живот.
М-да... ЯВИЛАСЬ ТЫ, КАК ВИДЕНИЕ. И главное, как вы можете видеть это воочию,оно МИМОЛЁТНОЕ, то есть быстро пролетает мимо, как бедный пролетарий.И хорошо, что ВИДЕНИЕ это ни с чем не сталкивается, подобно метеориту. Вы же знаете, что из-за этого разлетались стёкла врассыпную во многих жилых кварталах на Урале. Об этом нельзя не думать без содрагания. Да. Так вот, значит,он пишет, это самое, КАК ГЕНИЙ. И не просто "как гений", потому что сам он точно так же, как и другой гений российской словесности, которому я лично пробивала медаль через приёмную Бориса Николаевича Ельцына (да, я потратила, между прочим,немало здоровья и столько энергии, что всё это,что вы здесь видите, сделано лишь благодаря мне, моему поту и крови, моему до сих пор неоцененному труду, можно сказать,моим неутомимым связям с приёмной самого Ельцына, моей настойчивости, моему разуму и моим кровеносным сосудам и фибрам души. Я недосыпала ночей, трудилась, не покладая рук, ничего не ела и не пила, стучась в кабинеты высоких рангов, шастая и болтаясь, как мореход, по различным военкомам, обивала пороги министерств. И для чего? Какую выгоду получила взамен? Но это отдельный разговор.
Я не буду вас утомлять такой своей доверительной и конфиденциальной информацией, которая оказалась, на мой взгляд, почему-то не подлежащей очень широкой огласке, потому что (могу откровенно и обоснованно признаться) моя каторжная работа и вся моя деятельность на этом многотрудном поприще оказалась неоценённой, незаслуженно забытой и пребываюшей в глухом забвении. Я только коротко скажу, что моими усилиями я добилась того, чтобы медаль, правда, посмертно, но всё-таки воссияла (конечно же,безусловно, в первую очередь благодаря мне) на груди Константина Георгиевича. И поэтому я ощущаю себя его законной дочерью и с гордостью ношу его имя в виде своего отчества...
Н-да, так вот, значит, я остановилась на том, что Пушкин - литературный гений, вернее,не гений в том смысле, в каком это можно легко и очень широко понимать, а он только пишет, как гений, то есть перед ним явилась его лирическая героиня. И явилась не просто, как гений, а как ГЕНИЙ КРАСОТЫ! Причём красоты какой? ЧИСТОЙ! А мы хорошо знаем, что чистота, то есть экологическая обстановка сейчас в Одессе у нас заставляет желать лучшего. Это значит, что чистоты как таковой нет. И чтобы красота была чистой, я своими усилиями, своими собственными вот этими натруженными руками, набивая на них, как говорится, мозоли и так далее, развожу цветник имени писателя, клумбу с разными сортами цветов, за которыми я проследила во всех его произведениях. И на этом нужно заострить особое внимание, потому что Пушкин любил Паустовского, вернее, простите, я нечаянно оговорилась,наоборот,Паустовский любил Пушкина, кстати, как и Лермонтов, и Тарас Шевченко, которого Паустовский называл "алмазом в кожухе" и к 200-летию которого мы скоро придём. Думаю, что всем нам необходимо, как говорится, поднапрячься, писать письма в разные инстанции, то есть хорошенько походатайствовать, чтобы, скажем, военный комиссариат или другие достаточно компетентные органы наградили Тараса Шевченко медалью "За оборону Одессы" тоже посмертно, как и Паустовского. В прошлом году я ездила по этому вопросу в приёмную Владимира Путина и думаю, что дело это в течение буквально нескольких месяцев должно раскрутиться или,лучше сказать,будет сдвинуто с мёртвой точки. Спасибо за внимание к моему скромному докладу. Можно сказать, что мой очень кратенький научно-библиографический доклад, посвящённый известным писателям и их творчеству, окончен, хотя и много чего я могла бы ещё доложить. Но думаю, что всё это вы сами сможете успешно прочесть в известных собраниях сочинений, которые были мною использованы при написании этого научного доклада, которому я как старший научный сотрудник отдала часть своей жизни.