Объёмная психологическая фотография

Геннадий Кортнев
Современная цифровая и плёночная фототехника позволяет получать качественные фотоснимки. Эти качественные фотоснимки заполняют различные печатные и электронные издания. Также качественных снимков всё больше и больше в личных альбомах и архивах.

Большинство из нас смотрит на все эти фотографии как обычно двумя глазами. В результате чего получается плоская фотография в нашем сознании, так как левая и правая картинки, которые поступают в наш мозг с левого и правого глаза, одинаковые. Мозг сличает две картинки, видит, что они одинаковые и делает фотографию, которую мы рассматриваем, плоской в нашем сознании.

Есть теоретическая возможность при рассматривании той или иной фотографии, видеть её почти объёмной и реальной.

Когда человек смотрит, например, на цветы в вазе двумя глазами, мозг создаёт в нашем сознании объёмную картинку этой вазы с цветами, т. к. картинки, левая и правая, этой вазы с цветами, которые поступают через левый глаз и правый, разные.

Если человек закроет какой-либо глаз и посмотрит на ту же вазу одним глазом, он заметит, что картинка стала другой, она стала не такой объёмной, как раньше, но и не плоской.

Поэтому, если кто-то хочет видеть рассматриваемую фотографию с какой-то степенью объёма, он должен рассматривать её одним глазом.

Многие из нас умеют мысленно делать то, что называется мечтать, фантазировать. Это, когда вы отключаетесь от внешнего мира и можете представить себе то, чего рядом с вами на данный момент нет.

Надо заметить, что видеть при этом картинки могут не все люди. А те, кто видят, видят их по-разному.

Человек во время своего мечтания, фантазирования, как правило, ничего не замечает вокруг. Не замечает окружающей обстановки. Не слышит окружающих звуков. Не чувствует запахов, своего тела и т.д.

Есть другой вариант фантазирования. Многие из нас ходили в кинотеатры на фильмы, на спектакли, читали книги. Многие, наверное, замечали, что некоторые фильмы, спектакли, книги нас так сильно захватывали, что мы всё забывали вокруг себя. Всё внимание было сосредоточено на фильме, спектакле, книге.

Если в первом случае, наше внимание сосредоточено на том, чего в данный момент нет, то во втором случае наше внимание на том, что есть – это фильм, спектакль, книга. А теперь задумаемся, что собой представляют фильм, спектакль, книга?

Фильм – это артисты, декорации, натурные съёмки, монтаж. Спектакль – артисты, декорации. Книга – набор букв, а буквы – набор палочек и кружочков.

Когда мы смотрим фильм, который нам интересен, то мы не видим артистов, декорации, местность, где снимался фильм. Мы видим, например, трёх мушкетёров, средневековый город, Францию.

Когда мы смотрим спектакль, который нам интересен, то мы не видим артистов, декорации. Мы видим, например, Гамлета, Англию.

Когда мы читаем книгу, которая нам интересна, мы не видим букв, палочек и кружочков. Мы видим, кто видит картинки, а кто не видит, чувствуем, знаем и т. п. Евгения Онегина, Татьяну Ларину и т. д., местность и интерьеры, где всё это происходит.

Опять же, мы видим то, чего на самом деле нет, т. е. фантазируем, глядя на экран, на сцену, в книгу.

Надо сказать, что это происходит не всегда. Есть фильмы, спектакли, книги, которые нам неинтересны, и поэтому мы их просто не смотрим и не читаем. А если смотрим и читаем по необходимости, то видим, что эффект не тот. Это особенно заметно, если повторно посмотреть фильм, спектакль, прочитать книгу, и при этом они будут нам на этот раз неинтересны, такое бывает, то с удивлением осознаёшь, что фильм один и тот же, а впечатления разные, как будто посмотрел разные фильмы, спектакли или прочитал разные книги.

Когда мы смотрим на фотографии, то всё происходит аналогично. Одни фотографии затрагивают нас, и мы в них погружаемся, не замечая ничего вокруг. Другие на нас не производят впечатления. При этом, если фотография нам интересна, мы видим в ней не совсем то, что мы видим в той же фотографии, когда она нам неинтересна.

Когда мы рассматриваем фотографии, то не все они нам интересны. Можно ли эти неинтересные фотографии сделать интересными? Можно попытаться это сделать.

Для этого при рассматривании той или иной фотографии надо убрать внешние зрительные, звуковые, двигательные, температурные и т.д. раздражители.

Это значит, что если вы возьмёте, например, свою ладонь, сложите из неё трубочку, приложите к одному глазу и направите её на фотографию, а другой глаз закроете, то вы тем самым уберёте окружающую вас зрительную обстановку.

Звуки – надо убрать те звуки, которые можно выключить, и/или же прикрыть уши чем-нибудь.

Температурные раздражители – надо одеться так, чтобы не было ни холодно, ни жарко.

На время рассматривания фотографии постараться замереть в той позе, которая вам удобна.

На время рассматривания фотографии постараться убрать посторонние мысли из головы настолько - насколько сможете. Не получится, оставьте, как есть.

Все эти мероприятия могут привести к тому, что ваш мозг может перейти в режим фантазирования. Ведь, всё, что мы делаем на физическом уровне и сознательно, повторяет то, что происходит на психологическом уровне и бессознательно, когда нам что-то интересно – фильм, спектакль, книга. Это, как раз, может и спровоцировать наш переход в режим фантазирования. В результате чего мы можем в своём сознании увидеть то, чего на фотографии нет, в том числе такой эффект, как, если бы мы реально находились рядом со сфотографированным объектом.

С другой стороны можно предположить, что это получится не у всех. Если же будет получаться, то не всегда и не со всеми фотографиями.

Я подозреваю также, что есть люди, которые проделывают то, что я описал, легко и непринуждённо, только по своему желанию и безо всяких физических приёмов в виде закрывания глаза и т. п.