Любовь Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар

Родионов Виталий Константинович
Знаменитый французский писатель и философ, лауреат Нобелевской премии 1964 года Жан-Поль Сартр и писательница Симона де Бовуар строили свои интимные отношения на основе обоюдного согласия. Они жили в разных квартирах, но ежедневно встречались, чтобы обсудить проблемы литературы, искусства, собственные произведения. Их своеобразный «брак» декларировал свободу сексуальных связей партнеров при условии полной откровенности. Время от времени к Сартру и Бовуар присоединялись новые члены «семьи», в результате чего возникала полигамия. Сначала к ним примкнула бывшая ученица Симоны Ольга Казакевич, затем любовное трио дополнилось её сестрой Вандой, которую Сартр лишил девственности. Со временем возникла новая комбинация с еврейкой Бьянкой Бьененфельд и, наконец, сама Симона завела роман с Жаном Лореном Бостом, одним из учеников Сартра. Этот молодой человек стал пожизненным членом «семьи», влюбленным преимущественно в Ольгу.

В чем смысл этой сексуальной карусели? Во-первых, полностью раскрепощался половой инстинкт, чувственные и плотские влечения получали свободу. Во-вторых, члены «семьи», люди в высшей степени образованные, интеллектуальная элита своего времени, хотели изучить природу человека, его психику, проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, чтобы результаты наблюдений, опытов на самих себе, изложить в литературных и философских книгах. В-третьих, Сартр был очень привязан к Симоне де Бовуар. Она отличалась педантичностью и заставляла друга оперировать неопровержимыми аргументами, избегая расплывчатых формулировок. Кроме того, Сартр всю жизнь полагался на её редакторское чутье и острый ум.

В результате таких «семейно-любовных» исследований появился на свет роман Сартра «Тошнота», в котором доминировало страстное желание окунуться в «беспорядочную жизнь, исполненную бурной, неукротимой, необузданной свободы», а также роман Симоны де Бовуар «Она пришла, чтобы остаться», описывающий коллизии «любовного треугольника». В той или иной степени наблюдения за жизнью семейной коммуны отразились в прозаической трилогии «Дороги свободы», эссе «Что такое литература», пьесах «Мухи», «Грязные руки», «Дьявол и Господь Бог», философском труде «Бытие и небытие» Сартра, в повести «Мандарины», цикле рассказов «Женщина разрушенная», философском трактате «Этика и двусмысленность» де Бовуар.