Омская интеллигенция и защита ист. наследия, 1958

Сергей Сизов Омск

 ВЫСТУПЛЕНИЯ ОМСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЗАЩИТУ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»

История становления элементов гражданского общества в годы «оттепели» неразрывно связана с развитием социальной активности интеллигенции. Особое значение имели те формы активности, которые не были предписаны властью, а возникали спонтанно в ходе осознания гражданской ответственности. В этой связи заслуживают внимания борьба омской интеллигенции за сохранение исторического наследия: памятников, старых названий улиц.

       Перемены в сознании интеллигенции после смерти Сталина способствовали новому осмыслению истории страны. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. всё большее количество литераторов, художников (не говоря уже о профессиональных историках и архивистах) обращаются к нашему историческому прошлому, чтобы найти ответы на вопросы, которые в сталинские времена задавать было опасно. Обращение к истории нередко приводило к пониманию, что история страны до 1917 года является нашим достоянием не меньшим, чем послеоктябрьская эпоха. Осознание связи времён рождало не только чувство гордости за свою историю и культуру, но и стремление сохранить исторические памятники, столь варварски разрушаемые в предыдущие десятилетия.

Следует заметить, что годы «оттепели» отмечены в Омске, с одной стороны, значительным строительством и благоустройством, но, с другой стороны, к сожалению, и бездумным уничтожением некоторых исторических памятников. В те годы памятники истории и культуры многими руководителями города и области не воспринимался как необходимый элемент облика Омска, как бесценное свидетельство исторического прошлого.

        Во времена Хрущёва, как известно, начался новый виток борьбы с религией и церковью. Это негативно отразилось и на судьбе исторических памятников в Омске, которых немало было снесено в 1930-е годы. В 1956 г. была снесена церковь во имя Святого Михаила Клопского, возведённая в 1907 г. по проекту архитектора М.И. Шухмана [1].

         В 1958 г. был совершён ещё более вопиющий акт вандализма: в центре города был снесён Военный собор во имя Воскресения Господня. Воскресенский собор, построенный в 1773 г., был одной из важнейших достопримечательностей Омска. Это было первое каменное сооружение второй Омской крепости. Когда-то здесь хранились реликвии – дары императрицы Екатерины II, здесь во времена нахождения в Омске постоянно бывал Ф.М. Достоевский. Об этом храме он вспоминает и в знаменитой книге «Записки из мёртвого дома»[2].

        В годы «оттепели» трагично сложилась судьба и другого исторического памятника ХVIII века – Тарских ворот. Они были возведены в 1792 г. и являлись северными воротами второй Омской крепости. История уничтожения памятника может являться примером самодурства властей той поры. Дело в том, что напротив Тарских ворот находился дом, где проживали партийные руководители области. Их раздражало, что памятник загораживает вид из окна, а рядом с ним играют мальчишки, находят приют пьяницы. Вместо того, чтобы попытаться навести порядок, первый секретарь обкома КПСС Е.П. Колущинский распорядился снести памятник [3]. Но самое интересное, что впервые за многие годы решение властей вызвало заметное сопротивление учёных, писателей, художников. Именно история борьбы против сноса Тарских ворот стала одной из первых заметных общественно-значимых акций омской интеллигенции во времена «оттепели».

        Впервые весть о предстоящем сносе Тарских ворот облетела местную интеллигенцию ещё в 1953 году [4]. Неожиданно для властей, любители омской старины решили протестовать против очередного варварства. (Если снос церквей был в общем русле политического курса тогдашнего руководства КПСС и выступать открыто против «партийной линии» представители интеллигенции не решились, то снос Тарских ворот не мог иметь никаких «идеологических» причин.–С.С.).

        Большую активность в борьбе за спасение памятника проявили члены Омского отдела Географического общества во главе с директором краеведческого музея А.Ф. Палашенковым, сделавшего очень много для сохранения памятников в Омском Прииртышье и соседних регионах. Палашенков немедленно известил об этом телеграммой Министерство культуры. Принятые меры тогда смогли предотвратить разрушение Тарских ворот.

        Спустя два года власти вновь решают уничтожить памятник. В сентябре 1955  А.Ф. Палашенков ходил в обком партии и к председателю горисполкома Рождественскому с целью остановить снос Тарских ворот. Омские краеведы направили письма и телеграммы протеста в обком партии, горисполком, в музейное управление и в управление по охране памятников Министерства культуры РСФСР. Протесты общественности вновь помешал снести памятник. Любители старины направили обращение в Министерство культуры СССР с просьбой сохранить и реставрировать Тарские ворота. О ситуации, сложившейся вокруг памятника члены Омского отдела Географического общества сообщали в центральные газеты, направляли обращения депутатам Верховного Совета СССР и РСФСР. Старый большевик И.Г. Залепин написал о планах сноса памятника и в ЦК КПСС [5].

        Беспрецедентные для тогдашнего Омска протесты, как  показали последующие события, лишь отсрочили гибель памятника. Первый секретарь обкома не собирался считаться с мнением общественности. Выждав, пока уляжется волна негодования, в начале 1959 года он вновь даёт указание о сносе Тарских ворот. Протесты краеведов, а также известных омских художников – А.Н. Либерова, К.Н. Щёкотова, которые даже организовали дежурство у Тарских ворот, не смогли в этот раз остановить уничтожение памятника. В ночь на 17 февраля 1959 г. памятник был снесён. Узнав, что один из руководителей управления культуры А.Д. Колесников участвовал в подготовке писем протеста против сноса Тарских ворот злопамятный первый секретарь обкома вынудил его покинуть эту должность [6].

        В последующие годы омские любители старины сделали всё возможное, чтобы сохранить оставшиеся Тобольские ворота, провести реставрацию этого памятника и взять его под охрану. В 1960 г. краеведы А.Ф. Палашенков, Д.Н. Фиалков и М.М. Садырин высказали эту просьбу в письме на имя председателя горисполкома. Поскольку ворота находились на территории воинской части подобное обращение было направлено и министру обороны СССР. Но долгое время обращения краеведов оставались без внимания. Лишь в 1968 г. их просьба была удовлетворена и омичи смогли увидеть реставрированные Тобольские ворота. Вслед за этим под руководством Палашенкова возле Тобольских ворот был разбит сквер и установлены памятные доски [7].

       После создания в городе отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры краеведы обращались к новому руководителю области С.И. Манякину с просьбой о восстановлении Тарских ворот на деньги общества. Просьба не была услышана. Лишь в 1991 г. общество охраны памятников истории и культуры смогло за счёт своих средств восстановить Тарские ворота.

        Кроме сохранения материальных памятников омские краеведы во второй половине 1950-х годов всё более активно поднимают вопрос о сбережении исторических названий (власти нередко принимали решения о переименовании старых улиц Омска). В 1956 году Омский отдел Географического общества добился в горисполкоме принятия решения о создании специальной топонимической комиссии, с которой надо было согласовывать переименование улиц и площадей в городе [8].

       На наш взгляд, несмотря на неудачу в спасении Тарских ворот, выступления омских любителей старины имели важное значение для формирования общественного мнения омичей, подъёму гражданской активности интеллигенции, выработки ею собственной позиции и готовности отстаивать её в споре с властью. В этой связи, можно утверждать, что деятельность в городе Омского отдела Географического общества (а позднее и отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры) способствовала становлению элементов гражданского общества.



Примечания

1.Селюк В. Здесь каждый дом – история // Вечерний Омск.– 1999.– № 85.– 5 июня.– С.4.
2.Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского гос. историко-краеведческого музея.– Омск, 1993.– № 3.– С. 99-106.
3.Хахаев М.М. Тарские ворота // Аркада [Омск].– 1996.– № 1.– 20 марта.– С. 3.
4.Ремизов А. Гибель Тарских ворот // Вечерний Омск.– 1999.– № 151.– 28 сентября.– С.3.
5.Ремизов А.В., Бродский И.Е. Омский отдел Географического общества в первые десятилетия после второго рождения (1947 – середина 1960-х гг.) // 280 лет Омску: история и современность. Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. / Под ред. А.П. Толочко.– Омск, 1996.– С.154.
6.Колесников А.Д. Ворота Тарские // Омская правда.– 1991.– № 133.– 4 июля.– С.3.
7.Бродский И.Е. Рыцарь сибирской культуры.– Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.– С.44-45.
8. Ремизов А.В., Бродский И.Е. Указ соч. С. 154/

Впервые опубликовано:

Сизов С.Г. Выступления омской интеллигенции в защиту исторического наследия как форма гражданской активности в период «оттепели» // Интеллигенция и проблемы формирования правового гражданского общества в России: Тезисы докл. Всерос. конф. 14 - 15 апреля 2000 г. – Екатеринбург: УрГУ, 2000. - С. 193-194. - 0,2 п.л.

На фото: восстановленные Тарские ворота и дом партийных руководителей области.