Тенденции общественного развития

Сергей Корягин
Заинтриговало меня предложение Р.Б. Калмыкова «попытаться проследить определяющие тенденции в общественно-историческом развитии России и обрисовать в итоге наше ожидаемое будущее». Может быть, рискнуть?.. Тенденция синтезирует стремления людей. Есть общие стремления, есть групповые, есть частные. Общие стремления: к сытости, безопасности, продолжению рода, к знанию, вере, красоте. К свободе. Групповые тенденции реализуются через стремления граждан к различным видам деятельности, конкретнее – к различным видам труда. Выделим первые  две: стремление к власти и свободной экономической деятельности. Два работодателя – государство в лице его избранных правителей (ныне они приходят не от Бога и не от партии) и частные предприниматели – удовлетворяют запросы всей армии наемных работников в производстве, сфере услуг, в сфере управления, на военном поприще. Групповые тенденции реализуются в науке, искусстве, службе культа.

Чем определяется характер государства, его качество? Преобладанием той или иной тенденции. В Ватикане нет дивизий, развлекательных учреждений; там все молятся. В тоталитарном государстве усилена идеологическая, полицейская и военная охрана политической власти. Тайная полиция свирепствует, армия раздута. Милитаризм во внутренней  и  внешней политике. Нацизм, коммунизм… В свободном государстве культивируется свобода. Есть государства с порядком разной степени политической жесткости; в них царит видимое спокойствие. Страсть к вождизму порой не знает границ. К чему она приводит? К событиям, которые имели место в Египте, в Ливии,  а сегодня развернулись в Сирии. Кто следующий?  Есть государства, в которых отношения между различными общественными тенденциями  разбалансированы; в них изобилуют политические неурядицы, забастовки, уличные беспорядки и пр.

Сложнейший сектор общественной жизни – материальное производство. Государство стремится к высокому налогу, предприниматели – к высокой прибыли и обогащению; наемные работники стремятся к достойной оплате труда, прибыльность производства их мало интересует, заботы хозяина – не их заботы. И здесь возникает запутанный клубок взаимных отношений. Время от времени на форумах в Интернете появляются теории, пытающиеся навязать рабочему функцию хозяина предприятия, функцию совладельца. Я полагаю, однако, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать – сапожник. У нормального рабочего свое представление о счастье: отработал «от» и «до», убрал инструменты – и забыл о производстве до завтрашнего дня. А дома ждут жена, дети, друзья, пришедшие поздравить с днем рождения. Выпивка, хоккей по телевизору и т.д. Но прожектеры не унимаются – несбыточные идеи делают их жизнь занимательной.

Сфера производства – основа всей общественной жизни, а от основы зависит, сможем ли мы усилить другие тенденции – продвинуть науку и искусство, решить демографическую проблему, создать надежную армию и т.д. И пользоваться плодами завоеванной свободы. Резкие противоречия разных групп в сфере производства могут стать определяющими факторами в замедлении темпа общественного развития. Спора нет, Россия переживает сегодня нелегкий период становления цивилизованных рыночных отношений. Последователи Маркса используют весь негатив нашей экономической жизни для реабилитации свергнутого советского режима: разжигают недовольства класса наемных работников против буржуазии, клянут государственную политику, прославляют Китай, который якобы нашел лучший вариант перестройки… Тенденция к знанию воплощается в образовании и науке. А образование и наука, в основном, на государственном «пайке». Определяются запросы к повышенному знанию интенсивным развитием производства? Несомненно. Но и производство без интенсивного развития образования и науки перспектив не имеет. Можно, однако, так повернуть политику, что тенденция к развитию знаний будет целиком зависеть от развития производства. Милитаризация жизни страны, подготовка к войне со всем миром определяла темпы и направление развития образования и науки в советскую эпоху. Мы готовились к окончательной схватке с империализмом.

Демография. В продвинутых странах, включая Россию, сегодня налицо тенденция падения авторитета семьи как главной нравственной ячейки общества. Она определила появление другой тенденции – нежелание женщин рожать более одного раза.  В пику традиционной семье, появились ее «заменители» – однополая семья, так называемый гражданский брак, поднялся на несколько градусов выше «престиж» проституции.  И тут выявляется интереснейший факт: в бедных странах, развивающихся и застойных, никакого падения уровня рождаемости нет, а есть проблема, как остановить высокий прирост населения. Китай с великим трудом остановил эту тенденцию. Если остановил.  Сбывается ныне то, что в начале прошлого века предсказал Освальд Шпенглер в своем главном труде «Закат Европы»? Пока снять дефицит рабочей силы удается за счет гастарбайтеров. А что будет дальше? Философам и политикам есть над чем подумать.

Идеал (идеология) общественного  развития – тенденция всех общественных тенденций, которая принимает конкретные «одежды»  в философии, устоявшемся нравственном кодексе (религиозном или атеистическом), в политологии, политэкономии, обществоведении, истории, в произведениях искусства. Общество так живет, каков у него идеал. Идеал – душа народа, сформированная на протяжении столетий и тысячелетий на основе духовной и экономической жизни, теоретических поисков, практических удач и неудач. Какой фактор здесь вносит значительнейшую лепту? Я бы ответил так: мысль всегда идет «на корпус» впереди дела, а потом снова является и завершает его формулировкой истины. Идеал (нравственный, политический, экономический…) состоит из твердых, устоявшихся, в веках проверенных истин, а также положений, о которых идут вечные споры. Менее других подвержены изменениям нравственные истины. Они под опекой церкви (сегодня немало говорят о десяти важнейших заповедях Христа).  В политике ныне никто не спорит, что власть должна принадлежать народу и определяться его волей – непосредственно или через его представителей. Утвердился и основной способ властвования – свободная выборность власти. Но многое здесь весьма зыбко, особенно неуютно чувствует себя политическая свобода. В XX веке в ряде стран мира правили бал настоящие политические дикари, пытавшиеся навязать миру некие окончательные и неизменные порядки. В экономике, после того как Маркс «опротестовал» частную собственность, воцарилась неуверенность. Как следствие – в ряде стран прошли смуты, более других здесь пострадала наша страна. Пропорция частной и государственной собственности в общественном развитии – предмет постоянных споров в парламентах всех стран.
Какова же основная тенденция мирового развития? Куда сегодня показывает главная стрела прогресса? Многие ругают потребительство, особенно те, кто сам много и сладко ест и пьет. Это ханжи и лицемеры. Потребление – основной стимул развития всякого производства, материального и духовного.  Тенденция к поднятию уровня производительности труда, прежде всего в материальной сфере, пока голодает целый миллиард, останется одной из главных. Далее. Тенденция к загрязнению природы промышленными и бытовыми отходами должна быть остановлена. Еще далее. Милитаризация экономик и неуемное совершенствование и накопление как оружия массового поражения, так и обычного оружия, должны быть поставлены под строгий международный контроль. На место бряцания оружием и вооруженных конфликтов должны прийти экономическое и культурное соревнование. В конечном счете о народах, которые были и которые есть, мы судим о культуре. Об античных государствах мы сегодня судим по их культуре. А восточные деспотии все на одно лицо, точнее – все без лица. Свободный труд в безопасном и свободном обществе, думаю, сегодня, как и всегда, – главный ориентир для всего мирового сообщества, включая Россию. 13 марта 2013 г.