Десять баллов

Виктор Цекунов
   В комнате за столом сидят двое: молодой человек и пожилой мужчина.
   — Итак, на прошлых занятиях мы научились приводить к каноническому виду общее уравнение линии второго порядка, — Виктор Иванович глянул на студента. — Теперь перейдём к поверхностям. Задача номер двенадцать: определить каноническое уравнение и расположение поверхности.

   Зазвенел телефон.
   — Извините, — Виктор Иванович подошёл к телефону, снял трубку.
   — Привет, дедушка! Ты занят?
   — Привет, Лёшенька! У меня студент сидит. Занимаемся.
   — А когда освободишься?
   — В десять. А что такое?
   — Нам по русскому языку задали сочинить стишок. Завтра надо сдать. Мы с мамой ничего не можем придумать.

   — И ты молчал три дня! Лёшенька, если бы ты сказал об этом вчера, я бы тебе помог. А сейчас не могу, у меня студент. Он завтра пересдаёт экзамен.
   — Я забыл, — вздохнул пятиклассник.
   — Лёша, давай попросим бабушку. Она поможет.
   — Бабушка не может сочинять.
   — Ничего. Сможет. Она всё-таки филолог. А о чём стишок?
   — О чём угодно. Я хочу о радуге, небе.
   — Ладно, что-нибудь придумаем. Передаю трубку бабушке. — Виктор Иванович отдал трубку супруге и вернулся к студенту.
   
   Прошло два часа. Прощаясь со студентом, Виктор Иванович сказал:
   — Ни пуха, ни пера на экзамене!
   — К чёрту, к чёрту, — прошептал студент побелевшими губами и скрылся за дверью.
   — Валя, — обратился Виктор Иванович к супруге, — как там Лёшенька со своим стишком? Он уже спит?
   — Ты что! Какой там сон! Он плакал, потому что дедушка не может помочь.
   — Ну а ты что? Помогла?

   — Сочинила четыре строки. Я вспомнила наш сад в деревне. Как он начинает шуметь, когда набегает туча, становится темно перед дождём, — протянула листок. — Под Фета получилось. Оцени моё творение.
   Виктор Иванович взял листок и начал читать:
   — Светлый день нахмурил брови. Сад листвой зашелестел. И ликует всё живое: тёплый дождик прилетел.

   — Ну как, понравилось?
   — Здорово! — Виктор Иванович восхищённо глянул на супругу. — Какая красивая метафора: “ Светлый день нахмурил брови”. Мне очень понравилось! Ты продиктовала ему?
   — Да, продиктовала. Лёшенька ждёт тебя. Надо ещё четыре строчки.
   — Поздновато уже, — вздохнул Виктор Иванович. — Ему давно спать пора. Да и не умею я сочинять по заказу. Нужно вдохновение. — Сел за стол и склонился над листком.

   Валентина Владимировна на цыпочках вышла из комнаты и тихо закрыла дверь.
   Через двадцать минут Виктор Иванович вошёл в зал.
   — Валя, — сказал он, — послушай, что у меня получилось. —Дождь прошёл и всё затихло. Воздух чист, дышать легко. В небе радуга возникла за рекою далеко.
   — Разноцветьем далеко, — Валентина Владимировна задумалась. — Нет, лучше: фейерверком далеко.
   — Фейерверком, говоришь? Отлично! — подсел к столу и дописал. — Готово! Звоню Лёше. — Снял трубку и набрал номер.

   — Дедушка, ты сочинил про радугу?
   — Сочинил. Записывай, — продиктовал окончание стиха. — Записал? А теперь прочти весь стих.
   — Дедушка, может, вместо “фейерверком далеко” написать “фейерверком над рекой”. Я у дедушки Паши на даче видел красивую радугу над рекой Березиной.
   — Легко-над рекой, есть рифма и образ красивый. Мы опять вернулись к реке. Молодец, Лёшенька. Так и запиши… Готово? Прочти всё.
   Лёша начал читать:
               
                Светлый день нахмурил брови.
                Сад листвой зашелестел.
                И ликует всё живое:
                Тёплый дождик прилетел!

                Дождь прошёл, и всё затихло.
                Воздух чист, дышать легко.
                В небе радуга возникла
                Фейерверком над рекой.

   — Отлично! Спокойной ночи, Лёшенька.
   — Спасибо, дедушка. Спокойной ночи.

   Прошло два дня. Зазвенел телефон. Виктор Иванович снял трубку.
   — Привет, дедушка! Я за стишок про дождик и радугу по русскому языку получил десятку!!! *
   — ?!!

*Десять баллов — высшая оценка по десятибалльной системе в школах Беларуси.
 
Виктор Цекунов
г. Минск, Беларусь.
11 марта 2013 г.