О Петре Чейгине

Софья Иосилевич
                Петр Николаевич Чейгин – представитель питерской плеяды поэтов, к которой относятся  и Виктор Кривулин, и Елена Шварц…  Неудивительно, что в   «Третьей книге»,  входящей в Серию  книг современной поэзии «Поэтическая лестница», (Издатель Виктор Немтинов, Санкт–Петербург, 2012), есть раздел: «Время прибрежное»,  с посвящением друзьям: «Памяти Елены Шварц и Саши Миронова». На раздел этот обратил мое внимание сам автор, как на «главное».    Вот три стихотворения из этого раздела:

***
Как белая церковная стена
Лежит бумага на рассвете лета…
Ты разогнавшая меня до дна
Колодца огорода ты одна
Вернулась в дерева ребром сонета.

Мне – Каргополь и белая стена
Мне – линзы Севера и мятые ветра
Да Розанова  листья на пороге

Следит облагороженная печь
За мной – гулёнышем и впору слову лечь
На мозг бумаги как на шрифт дороги.
14 июля2009 - 28 июня 2010

***
Доживаемо мне
Доживаемо до
Маркой  мебели вне
На мореное дно
 
Подъедаемо для
Препинания бро
Обретаема пря
Запускаема кро

  Проче сколыш и падыш
  На распорке небес
  Раздираем гулёныш
  Горлом рифмы но без
  Страхолюдной субботы
  В кепке вторника чрез
  2010

***
Что-то помню для себя
Прямь забора ветхость печки
Немудреные словечки
Вылетают из огня –

Полымя размерных лет…
Нет, не помню и не надо…
Тело выбьется – и радо
Тело – радо
Сердце – нет
2010


Познакомилась я с Петром Николаевичем Чейгиным на встрече поэтов в Пушкинской библиотеке, которая состоялась  2-го марта 2013. Владимир Дмитриевич Алейников сказал мне, что с ним будет друг из Питера.  Читать в Пушкинской рядом с заявленными Микаэлем, Бруштейном и Алейниковым, Чейгин отказался наотрез. Сказал, то ли в шутку, то ли всерьез, что должен себя готовить к авторскому вечеру, намеченному на 4 марта в Культурном центре «Покровские ворота», где его должна была представлять  Ольга Седакова.  Предваряя  выступление поэта, Ольга Александровна говорила, что он относится к тем пишущим, которые не спешат  со стихами,  и    вряд ли будут писать, даже по собственному внутреннему  заданию. Это поэты, которые умеют «домолчаться»  до стихов, дождаться, когда услышат внутреннюю мелодию.  Я поняла, почему Петр Николаевич не захотел читать свои стихи 2-го марта. Его стихи медидативны, их восприятие требует особой атмосферы.  Если ты принимаешь условия автора, идешь вслед за ним, можешь подняться очень высоко и услышать музыку, которая наполняет тексты Петра Чейгина. Слушатель должен быть соавтором поэта более,   чем в случае чтения произведений других авторов, тогда он прочувствует в полной мере его стихи.  Звукопись Петра Чейгина сродни музыке.   Я понимаю, почему далеко не все могут понять и сразу принять его поэзию. Прочтение стихов этого автора требует особой внутренней работы читателя или слушателя. Смыслы, многослойность - все это не лежит  на поверхности.  Но, если ты сумеешь приподняться или, хотя бы, постараешься  прикоснуться, дотянуться до мира Петра Николаевич Чейгина, ты получишь удивительный подарок: твоя душа вырастет.
Прислушайтесь:

***
Что горлом вынести?
Сиреневую гроздь,
что влажная наполнила ладонь?
Или февральская подснеженная мгла,
кочующая льдами, диким садом,
где яблоком ему не угодить?
Мороженые зёрна пересыпать
землёй, хранимой комнатным цветком,
что суженый  твой пестует, лелеет,
твой бережёный.

Вышли караси
из мыльной пены Солнце наблюдать,
дубовых листьев шорох посмотреть
и просто так:
Узнать, что происходит
в заоблачном апрельском лесопарке.
Происходило:
Я иду аллеей
и тихим прутиком считаю повороты,
и говорю:

Загадывай погоду
и место пребыванья на Земле.
Сегодня ясный день,
бери его, как соду
и горло полощи,
придётся ли еще.

Карасики – игривые ребята
За чепушинкой бросились, качают
подводное зелёное растенье,
но мне хватает выдержать его.
Но мне хватает жизни однозначной,
простой, как перекресток листопада,
где неминуче близится засада
двух говорливых стаек воробьёв.

1970
( из книги «Зона жизни», Издатель Виктор Немтинов, Санкт-Петербург, 2007)

***
Где те слова, что я распеленал,
разыгрывая рощу, приближаясь?
Они на Божий свет
погибельно слетались
дроздами черных лет
стучащими в пенал.

Где те слова, что я распеленал,
побуквенно на небе выжигая?

На плюсе шесть откроется иная
судьба дневного сна,
мгновения. Канал
набухнет черным цветом.
Непременно
пернатая ольха,
усвоив угол верный
тень липкую раскачивает зло…

На плюсе шесть зима.
Я говорю –
 тепло.

1970
 
Можно приводить еще множество текстов. Не хочется вырывать из них отдельные строки.
В книге  «Пернатый снег»  (Новое Литературное Обозрение. 2007) есть такая главка «Сольфеджио», состоящая из 10  частей.  Я не буду приводить здесь отдельные  стихотворения оттуда, потому что они должны быть прочитаны и услышаны   все  10, вместе.   Именно так, как единое целое, их читает автор.
Оставляю читателю это удовольствие.
Я недаром так люблю именно авторское чтение. Теперь стихи Петра Чейгина будут для меня звучать его голосом.

Софья Иосилевич
Март 2013