Бог, старик и гагарин

Белякова Надежда
Надежда Белякова

Рассказ

БОГ,СТАРИК И ГАГАРИН

Когда все  в нашем классе научились читать и писать, надобность в «уроке внеклассного чтения» отпала.  И мне больше не нужно было врать, что сочиненные мной и рассказанные перед всем классом  сказки , я якобы прочитала, в какой-то книжке.  И наша учительница-Вера Федоровна, заменила "Внеклассное чтение"  на беседы  на разные развивающие темы. Одна из тем особенно поразила меня. Вера Федоровна рассказывала нам о загадочном и непонятном Атеизме. А в те времена, когда я училась  в школе - наша страна называлась СССР или Советский Союз. Мы все гордились нашими победами и достижениями в космосе. Мы все мечтали , когда вырастем - стать Юрием Гагариным.
Религия в те времена считалась чем-то лишним и ненужным, но почему-то уцелевшим с далёких дореволюционных времён по-чьему недогляду. И считалась даже вредной  для развития социалистического общества. Поэтому религия всячески осуждалась и отрицалась. И  это отрицание, как объяснила нам Вера Федоровна, и был - АТЕИЗМ.
Теме "Атеистического воспитания" в СССР уделяли большое внимание; газеты, телевидение, и в кино всячески осуждалась религия во всех её проявлениях. Пришло время познакомить и нас первоклашек с этой неясной и даже таинственной темой. И Вера Федоровна , как настоящая учительница, тоже должна была провести такие уроки в нашем классе.Начиная эти уроки , Вера Федоровна становилась неулыбчивой, очень строгой и серьезной. И, стоя у черной классной доски, поясняла нам, что религия – это «опиум для народа!»
 Как только она это произнесла , поднялся лес рук, вместе с моею, чтобы спросить :
   - А что такое опиум?- но Вера Федоровна не растерялась , и пояснила:
   - Опиум , дети, это вредный дурман! Искажающий действительность, обманывающий людей , говорящий им , что "нужно верить  и надеется на Бога!"
Религия говорит, что есть Бог и, что ему нужно молиться! Что слова молитвы помогут каждому в беде. Но не верьте этому, ребята! Бога нет! И запомните это навсегда! Каждый из вас мог видеть , что пожилые люди ходят в религиозные праздники в церковь и молятся там. Даже, стоя на коленях , молятся. А зачем же советскому человеку вставать на колени?! Советский человек должен быть гордым за  победы науки и техники в нашей стране! Мы- не рабы! Рабы- не мы!
 Вы , октябрята! А потом станете настоящими пионерами! А потом - даже комсомольцами….Поэтому вы должные всем и везде объяснять, что Бога нет! Все мы знаем , что Юрий Алексеевич Гагарин летал в космос! А , когда он вернулся из космоса, сказал, что он там никакого Бога не видел. Поэтому, если вы увидите бабушку или дедушку, идущих в церковь. Остановите их! И скажите им:
  -Бабушки! Дедушки! Не ходите в церковь!Потому что  ни в церкви, нигде Бога нет! Сам Юрий Гагарин Бога в небе не видел! Но еще многие старички празднуют церковные праздники; Пасху, Рождество. Ребята! Это не правильно. Если хочется попраздновать праздник, то для этого есть настоящие праздники: 1 мая-День солидарности трудящихся, 7 ноября –День Октябрьской революции, Новый год и День рождения, День космонавтики -12 апреля и много других хороших праздников. Вот эти праздники нужно праздновать, радоваться и веселиться! Ребята , всем понятен урок атеизма?
Лес поднятых рук, был ответом-«Да!»
  И Вера Федоровна продолжила:
   -Ребята!Теперь вы, как настоящие атеисты должны всем объяснять, что Бога нет! И, что не нужно ходить в церковь. Это вам всем урок!И домашнее задание! Все! Урок закончен! До свидания!  До понедельника!

После школы  по дороге домой весеннее солнце, казалось особенно ярким и радостным. Но на душе отчего-то было смутно и печально. Словно произошло, что-то постыдное и непонятное одновременно. Ссутулившись, я брела домой, думая об этом самом АТЕИЗМЕ, удивляясь, как красиво и даже напевно  он звучит. Повторяла про себя:" Атеизм"-то медленно и протяжно, то быстро, словно прыгая в классики по каждому звуку этого слова.
   - Что такое-этот атеизм? Почему нельзя праздновать, когда, кто и как захочет? – думала я , уныло волоча портфель, и старательно обходя сверкающие лужи. Домой идти не хотелось. И, ключ от дома , висевший на шее на веревочке , болтался, прохладной рыбкой за пазухой. Подойдя к дому, постояла, щурясь на весеннее солнышко, вздохнула. И повернула в закоулки еще побродить. Чтобы оттянуть время обеда и, конечно, уроков после него. Стало чуть веселей, тем более, что прыгать через журчащие ручьи было так уморительно. Да еще и почти полный и сухой коробок спичек нашелся на асфальте. Подняла его. Достала из него  спичку. Залезла в портфель и оторвала уголок  тетрадного листочка, почти заполненного  арифметикой. Приделала листок, как парус. Вставила парус в коробок, и пустила получившийся кораблик плыть  по ручью. Коробок отлично поплыл. Но иногда зарывался в рыхлый  мокрый снег, как корабль в порту, из которого я освобождала его прутиком. И подгоняла, чтобы продолжить плавание. Кораблик  опять плыл, временами довольно проворно , смешно переваливаясь с бока на бок. А я  бежала за ним. Пока ручей не влился в большущую лужу, в которую вплыл он торжественно, как корабль в настоящее море. Остановился посередине и замер. Дальше подгонять мой кораблик было не возможно. Прутик-короток, море глубоко.Уплывший от меня кораблик царил среди сверкания весенней лужи. Сидящий поодаль на скамейке  старик с седой бородой , в потертой фетровой шляпе, опираясь обеими руками на трость, смотрел на меня. Рядом с ним на скамейке лежала шахматная доска с расставленными, готовыми для игры в шахматы фигурками. Пожилые люди, пенсионеры тех лет часто так раскладывали , приготовленную для игры в шахматы доску рядом с собой на скамейке. И обычно, находился, кто-нибудь из прохожих, для которого удачно совпали – любовь к шахматам и свободное время. Тогда желающий и любящий играть в шахматы  подсаживался и начиналась партия в шахматы. На тихих, не перегруженных шумом гамом современного  многолюдья улочках прежней Москвы пожилые люди часто играли в шахматы.  Но этот задумчивый старик сидел на скамейке совсем один, ожидая, когда ему посчастливится встретить, желающего поиграть с ним в шахматы.  И мой кораблик, и моя досада на то, что мое кругосветное путешествие так резко закончилось – развеселили его.
     -Уплыл? Уплыл твой кораблик без тебя! Ха-ха-ха!
Тут я и вспомнила, про уроки. Но не про арифметику или русский язык, а про урок  атеистического воспитания. И вся мрачность вернулась ко мне, как черная туча в неожиданно испорченную погоду. Я глубоко вздохнула и …пошла без всякого удовольствия выполнять урок атеизма, заданный в тот день Верой Федоровной.
  Подсела к незнакомому старику. Поздоровалась с ним И спросила его:
      - Дедушка, Вы в церковь ходите?
      -Конечно, хожу! А, как же в церковь не ходить?- усмехнулся старик и прищуриваясь с любопытством стал рассматривать меня.
      - Всё , дедушка, больше не ходите!- сказала я, всматриваясь в светло голубые глаза старика, похожего на очень старого и усталого мальчика, зачем-то переодетого в стариковскую потертую одежду. Старое пальто с обвисшими плечами. Его морщинистые руки были сложены и лежали на ручке высокой трости с загнутой ручкой. После моих слов смешинки из его глаз тотчас исчезли. Он стал грустным и настороженным. Он оторопело переспросил меня, неожиданно надтреснутым голосом:
      - Что? Что?!!Ты что несёшь, девочка!
      - Дедушка! Да Вы, наверное, просто не знаете, что Юрий Гагарин летал в космос! А когда вернулся, его сразу все спросили:
      - «Юрий Гагарин, скажи народу честно!: « Ты в космосе Бога видел?»
И Юрий Гагарин всем ответил-«Нет! Я Бога в космосе нигде не видел! Значит -  его нигде нет!» И это написали во всех газетах, передали по радио и по телевизору объявили. Вот, дедушка!
 Лицо старика стало таким, словно ему стало больно. И , покачав головой, он печально переспросил меня:
     - Ох, девочка, девочка! Это тебя в школе таким глупостям учат?
  Мне стало очень обидно за Веру Федоровну, ведь я  очень нашу учительницу любила. И считала, что такая умная, выводящая такие красивые буквы и много книг прочитавшая …ну, ведь не может же она учить глупостям! Я хотела высказать это и старику с большой седой бородой. Но он резко прервал мои размышления на тему атеизма. И громко, и отчетливо, словно боясь, что я его не расслышу,сказал мне:
     - Да, проспал твой Гагарин БОГА! Всё проспал , там у себя в космосе! Вот и не увидел…Бога! Иди , девочка, иди!
Я встала и пошла в сторону дома, хотя все расплывалось передо мной от  слез досады. А старик  уже в спину мне крикнул , зло и неожиданно озорно:
     - А учительнице своей передай, что она дура!
    Но я не оборачиваясь, быстро шла прямо домой, низко опустив голову. Не потому что стало не до корабликов, а потому,  что неудобно и стыдно было идти по улице зареванной от обиды за Веру Федоровну и, за обиженного стариком, и за любимого- Юрия Алексеевича Гагарина.

УЖИН

За ужином родители увлеченно обменивались новостями на работе. Папа рассказывал о своем новом журнале «ЭВРИКА» , который он тогда создавал, как редактор в издательстве «Молодая Гвардия». А мама в тот день была очень довольна тем, как прошел просмотр её новых шляп в Доме Моделей на "КУЗНЕЦКОМ МОСТУ" . Она была замечательным художником- модельером. И , судя по тому, как рассказывая моему папе о просмотре её моделей, она разводила руками вокруг своей головы с красивой и модной в то время прической- «начёс», и не слушая её сразу становилось понятно, что она в тот день показывала на работе шляпы с большими полями. То, что родители обратили внимание и на меня внимание, стало сразу понятно, из-за резко смолкнувшего их оживленного разговора. В тот момент, когда я старательно низко опустила голову над нетронутой тарелкой с ужином, чтобы не было видно , что по моей щеке предательски- щекотно ползёт слезинка.
  - Что случилось? Кто тебя обидел?!!!-испугался папа.
  - Меня никто не обидел….Это я всех, всех обидела! И Веру Федоровну, и старика , и Гагарина и Бога тоже ! Всех обидела! И все друг друга обидели!И мне всех очень жалко!
   - Давай по порядку!Да кого, и как ты обидела?- успокаивал меня папа.
   - Старика я обидела! А он обиделся и расстроился. И обидел Веру Федоровну!И ещё Гагарина…тоже обидел! И всё из-за меня!!!
   - Так …понятно! И Гагарина ты тоже обидели!!! Гагарина …хм…особенно жалко! Опять твои дурацкие сказки! Дала бы спокойно поужинать родителям после работы! Мы устали! И давай , скорее ешь!- возмутилась мама , собирая посуду, кроме моей тарелки с остывшим пюре с котлетой. Но папа возразил:
   - Нет, Рита! Подожди! Тут,что-то похоже , и в правду – не так!-удивился папа , видя , что плачу я по-настоящему. И всё сильнее и сильнее. Из-за этого я не сразу успокоилась и смогла рассказать, что же произошло в тот день. Когда я рассказала папе и маме о уроке атеизма, проведенном Верой Федоровной , а главное о таком странном домашнем задании; беседовать со стариками о церкви, родители резко изменились.
   Мама поникла головой. Опустилась на стул с тарелками в руках, словно окаменев, замерла. С грустью глядя в сторону. Отец, слушая меня побледнел. Он сидел за столом , поставив локти на стол , опираясь подбородком о стиснутые кулаки. Слушая меня, он разжал кулаки. И закрыл лицо руками. Я испугалась, что и папа плачет. Но он просто молча слушал мой сбивчивый рассказ об уроке  атеизма в нашем классе. Об атеистическом задании, которое я принялась выполнять. О встреченном на улице старике. О глупом разговоре с ним. И его смешном ответе. Но папа становился всё мрачнее и растеряннее.
  Но даже всё рассказав, мне не стало легче и понятнее; кто был прав, а кто нет. В нашей семье не было , как у многих бабушек и дедушек. Оба мои папа и мама были с раннего детства  сиротами. Был правда дедушка - мамин папа. Он  иногда приезжал к нам в Москву из Кимр. Вернее останавливался у нас , когда бывал в Москве по делам. Он был очень строгий. Быть может оттого, что он был директором школы. И никто не говорил со мной о религии. Никогда. В нашей семье не было религиозных традиций, родители мои были молоды и веселы. Мама – художница, папа – поэт и редактор в большой издательстве. Даже название , которого было таким молодым бравым: «Молодая Гвардия». В нашей семье праздновали именно те праздники, которые перечислила Вера Федоровна. И гости родителей были молодые и веселые, громко читавшие стихи. Танцующие модные и смелые танцы. Особенно мне нравилось, когда их друг , одетый , как тогда называлось « стилягой» играл на весело сверкающем саксофоне-настоящий джаз. А соседи вместо аплодисментов, после его игры стучали в стену.Он мне очень нравился, и тем , как играл, и тем , что был похож на настоящего клоуна в цирке, и музыка, вылетающая из его саксофона. Правда она не нравилась нашим соседям. И я помню, как сжималась мамина рука, в которой она держала мою руку, когда проходя по улице, к нам подходила соседка и неприветливо выговаривала  маме:
   - У вас вчера опять играли джаз! О ребенке подумали бы! Чему вы ее учите?!!!
Словом, я ничего не знала: ни о религии, ни о атеизме. Ни, даже о Боге.
Поэтому ,поёживаясь от холода той затянувшейся паузы, я спросила папу:
    - Папа… А кто он ,этот –Бог? Почему говорят, что его нет? А другие, что он есть? Он прячется? И его не все находят? Что он делает? Какой он? Он страшный? Злой или добрый? Ну, скажи, какой он-Бог?
    -Завтра …воскресенье. Вот завтра и узнаешь! Завтра ты всё узнаешь! Так-быстро доедай ! Ложись спать. Завтра рано вставать!



ВОСКРЕСЕНЬЕ

Утром меня разбудило позвякивание монет. Я проснулась, но открыть глаза не было сил, так хотелось спать. Но опять заснуть не удалось, потому что в комнате, что-то явно происходило. Открыв глаза я увидела, что папа и мама ссыпают мелочь , разные монетки на стол, выгребая их из карманов, сваленной рядом одежды. И уже значительная горка денег красовалась на столе. Эту мелочь папа засыпал в кулёк, скрученный из обложки его любимого журнала «Техника молодежи». Этих журналов о развитии техники у папы на столе всегда было много. В то время он был увлечен работой над созданием научно-популярного журнала «ЭВРИКА». Это мой папа и придумал это название. И я обижалась, что родители не дали мне такое красивое имя, как ЭВРИКА, а вот журнал так назвали. В «Эврике» было много статей об истории и современном развитии науки, о космосе. Работая над журналом, папа общался и брал интервью у наших замечательных ученых, ездил к ним в Дубну. Познакомился и с Гагариным!И возвращался оттуда такой окрыленный ,с восторгом рассказывал нам с мамой о будущих чудесах, которые подарит нам наука и техника.Я запомнила только, то , что он уверял нас, что скоро не нужно будет вставать и подходить к телевизору, чтобы щелкать переключателем в поисках интересной программы телепередач. И что это будет делаться на расстоянии, не сходя с дивана, при помощи коробочки, которая уместиться на ладони. Это казалось невероятным. Но ….время летит быстро. И многое, казавшееся тогда чудом, теперь привычно окружает нас в нашей повседневности. Поэтому видя , что папа оторвал обложку любимого журнала, чтобы скрутить из него кулёк - меня это удивило. Но еще удивительнее было то, что родители из собранной одежды доставали мелочь, рассыпанную по карманам. И собирали мелочь в тот кулёк. Потом папа достал три рубля-очень большие деньги в 60-е годы, примерно 300 долларов в наши дни, и сказал маме:
    - Ничего! До зарплаты дотянем!- улыбнулся папа.
    - Конечно, дотянем!Ладно!- вздохнув, ответила мама.
Тут они оба заметили, что я проснулась.
    - Вставай! Пора! Нам нужно идти!- сказал мне папа. Маме нездоровилось. И она осталась дома. Уже одетая, я привычно потянулась к берету. Но мама на прощанье завязала на моей голове свой платок, вместо моего любимого желтого берета с веселой пупочкой на затылке.
  Папа вел меня ,сосредоточено думая о чем-то. Обычно шутливый и словоохотливый в тот день он был спокоен и молчалив. Увидев киоск "СОЮЗПЕЧАТЬ" он достал те три рубля и разменял их на мелочь, чем очень обрадовал киоскера. Оказалось, что мы шли к церкви. Вокруг церкви было много людей. Это был большой церковный праздник. Держа меня за руку , папа вел меня прямо в церковь. У икон горели свечи. Люди улыбались и, целуясь, поздравляли друг друга. Папа водил меня от иконы к иконе, рассказывая, о том,что на них изображено. И мы смотрели на них, любовались. Папа был очень рад, что они так понравились мне.
    - Папа!Тут все крестятся, а ты, то есть мы-нет…Это как-то....
    - Кто хочет, тот крестится. А мы с тобой не крещеные, мы с тобой пришли посмотреть. Послушать, как поют в храме, полюбоваться древней живописью, сегодня праздничная служба. Это старинное действие, так было из века в век. Все это видели и твои предки-прабабушки, прадедушки. А эти молитвы они произносили, когда им бывало трудно или случалась беда. Эти молитвы произносили они в надежде на Бога –шептал мне папа на ушко:
   - А где же опиум, папа?
   - Какой опиум?!!! Неужели вам в школе все еще говорят «Религия опиум для народа»?- удивился папа.
   - Да!Ну, тот, который для народа! Дурман…Его тут продают?
   - Сама смотри, есть тут опиум или нет? Ну, надо же детям про опиум…странно! В школе про опиум! Безобразие!- уже самому себе пробормотал папа.
Потом папа подвел меня к людям , сидевшим у входа в церковь, внутри и снаружи. Они не молились, а словно чего-то ждали. Папа достал тот самый кулек, и насыпал мне в ладонь мелочь.
   -Надя!Нужно подавать милостыню! Просто давай каждому, сколько хочешь! Все отдавай, не жадничай!- объяснил мне папа, словно угадывая мои мысли. А у меня в голове действительно пронеслось: сколько на эту мелочь можно было купить карандашей, ластиков и еще , хватило бы их и на новую куклу.
 Сначала я смущалась. Потому что боялась, что люди обидятся и скажут – это мало! Или: «Нам чужого не надо!»
Но все шло хорошо. И люди говорили мне ответ хорошие , добрые слова, словно в ответ делали мне подарок-пожелание:
    - «Дай Бог тебе здоровья, девочка!» И это мне очень понравилось.
Раздав всё, я вернулась к папе. И он дал мне еще пригоршню монет, которые я тоже так же раздавала. И я почувствовала легкость и большое удовольствие. Тем более, что папа, насыпая мне еще кучку мелочи приговаривал:
   - Это бедные люди! Вот ты милостыньку подашь, и они хлеба себе купят. Будут они,  тот хлеб есть, и думать; какую добрую девочку сегодня в церкви встретили!  Хорошо, что есть на свете добрые девочки! А быть может - смогут книжицу или игрушку купить своим деткам. Правда, это хорошо, доченька?!
И я стала подавать эти монеты с еще большей радостью. Потому что я почувствовала, что не просто сделаю, что папа сказал сделать, а что-то, что поможет, улучшит в жизни для этих незнакомых мне людей.
И, когда кончилась мелочь, я даже взгрустнула, словно закончилась очень хорошая , увлекательная игра.
Папа увидел это и достал еще целый рубль-совсем новенькую бумажку. Я схватила его обеими руками, но растерялась в замешательстве; кому же подать рубль.
   - Пап,…а кому? Ведь всем подать хочется!
   - А ты сейчас всем этот рубль и подашь!- ответил папа и заговорщически улыбнулся мне , взяв меня за руку и подведя к странному бочонку из желтого металла, на котором было выведено «ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ». А на плоской крышке было длинное отверстие.
    -Наденька! Вот в этот бочонок опусти рубль!
Но это показалось мне не интересным. Просто- опустить целый рубль! И никто ничего приятного в ответ ведь не скажет! Я медлила. Папа, видя мое замешательство, забрал у меня бумажный рубль. И сам опустил в эту копилку.
На обратном пути он мне объяснял, что церковь на древнем языке обозначает- круг. А круг…ведь говорят же –«в кругу друзей», «узкий круг», циркуль, который очерчивает идеальные круги. И, что даже цирк- объединение, собранных в круг. То есть все слушают и видят кого-то , собравшись вокруг. То есть – всех объединяющий круг. Это и есть церковь. Собрание людей, обсуждающих что-то волнующее их. Это и есть церковь! Поэтому в каждой церкви стоит такой бочонок для пожертвований на ХРАМ. И опуская туда твою жертву, мы опустили свой рубль, мы помогли всем сразу. Тем, кто приходит сюда. На эти деньги что-то починят в церкви, что-то нужное купят. Ведь посмотри, какую красоту создали. И мы оглянулись на церковь, купола её сияли отражая весеннее солнышко. Она была так красива! И на душе было чисто и светло от ощущения, что и мы с папой стали частью какого светлого мира, в котором так важно быть добрым.
И папа спросил меня- ты , когда подавала милостыньку, чувствовала, как приятно делать добро? Даже такое маленькое, как подать на хлеб незнакомым людям? Ты чувствовала в этот момент –любовь? Любовь и доброту ко всему миру? К этим людям?
    - Да!!! Да, папа! И мне было очень хорошо! Словно можно, что-то плохое исправить!- обрадовалась я тому, что и папа это понимает.
    - Ты вчера спрашивала, что такое БОГ? Так это и есть –БОГ! Это Любовь к миру, Это-Доброта в душе.Желание делать добро, даже мелочью! И Вера в то, что все это и есть основа всего, но беды и скверные поступки вторгаются в жизнь людей. Ломают, портят. А сама жизнь - это и есть праздник этой Радости и Доброты. И каждый должен делать, что от него зависит в этом мире. Каждый добрый поступок заставляет Зло отступать- это и есть вера в БОГА! Ты понимаешь? Это нельзя взять в руки, потрогать, увидеть. Но это - есть! Живет среди нас! Поэтому  нельзя сказать , что этого нет. Но каждый волен жить, веря в доброе начало. Верить. Или не верить. Такое безверие и есть атеизм.
   - Так…, как же так?Папа? Вера Федоровна- плохо думает? Не верит в доброту?
   - Доченька! На учительницу свою-Веру Федоровну ты не обижайся и не суди её! Неизвестно, как она думает на самом деле. Быть может ей так по работе нужно. И, пожалуйста , очень тебя прошу, доченька! Ни с кем это не обсуждай! Никому не рассказывай, что мы с тобой на Пасху в церковь ходили. Давай это будет наш секрет!
   - Да, папа! Это наш секрет!- ответила я. Но , тотчас вспомнила того старика на скамейке. И подумала, что  вот ему-то я рассказала бы , как нам с папой было хорошо в церкви на Пасху.