Цена свободы...

Тина Гай 2
Цена свободы – всегда грех человека. Свобода ставит перед человеком вопрос: готов ли он заплатить за Нее такую цену? Цена свободы – это и опасность, и огромный риск. Риск в конце жизни оказаться банкротом – кто моральным, кто материальным. Что лучше, что хуже: никто не знает.

Евангелие в дни подготовки к Великому Посту предлагает нам задуматься над удивительной притчей - о блудном сыне. Почему о блудном? Ведь у него был брат, оставшийся с отцом и обезопасивший себя от перипетий судьбы. Почему притча не о нем, не о его «верности» и «праведности», почему герой не он? Стал ли он святым от того, что остался с Отцом?


Притча вновь возвращает нас к вопросам о Свободе, о выборе, о праведности, грешности, покаянии, любви и прощении. Цена Свободы велика, но человек создан свободным и не может не желать им быть. Поэтому эта притча, прежде всего, притча о Свободе и несвободе. Думаю, поэтому она волновала многих великих художников. И Босха, и Дюрера, и Тиссо, и еще, и еще….

Но сегодня мы коснемся лишь одного понимания знаменитой притчи - в картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна, картины, которая останется величайшим шедевром всех времен и народов. Но понять картину невозможно, если иметь в виду только евангельское повествование и его сюжет. Она – не иллюстрация к притче, даже название и сюжет картины изменены, но изменены так, что понятно, о чем идет речь.

Картина "Возвращение блудного сына" - это философское размышление о бренности человека, его неискоренимом стремлении к Свободе и пониманию тайны жизни  ценой Ее испытания и даже своей смерти. Она - о трагедии человека, в которую Божьей волей встроена Свобода. Картина дает трагический, но вместе с тем - счастливый финал, и не только притчи, но и человека, рискнувшего стать свободным. Он может быть, конечно, и другим, но это мало у кого случается, если не сказать - ни у кого не случается.


Русский богослов и философ о.Георгий Флоровский как-то сказал: «Та история, которая совершилась, трагична…», а человек всегда созревает для катастрофы. Не трагичной истории нет в принципе. Человек, проживая жизнь, падая и совершая грехи, постепенно преображается, заканчивая ее любовью и верой.


Рембрандт сказал это на два века раньше, только не словами, а своим шедевром про блудного сына. Он вложил в картину, законченную в год смерти, всю свою долгую жизнь, в картине он ее собрал, поставив жирную точку, будто сказав: «Свершилось».


Гений Рембрандта сумел показать, как сквозь все внешние события, с ним случившиеся с момента ухода из отцовского дома и до  глубокого одиночества в старости, сквозь человека видимого, его нищету, падения, унижения и соблазны мира, постепенно проступает человек невидимый, проступает его золотое свечение, проступает человек, испытанный жизнью и готовый для покаяния, для жизни иной.


Когда описывали в последний раз имущество Рембрандта, пристав, выйдя на улицу, увидел «Блудного сына». Она его остановитла и он произнес: «Эта картина – о счастье».


А на втором этаже дома, который ему уже не принадлежал, покоился на смертном одре ее автор, счастливый человек. Рембрандт вышел из испытания Свободой израненным, нищим и одиноким, но воскресшим для жизни иной, вернувшись к Вечному источнику Любви и Прощения – к Богу.Картина стала его исповедью, покаянием, итогом и завещанием.


А начиналась жизнь  Рембрандта очень удачно. Латинская школа, университет, не законченный, но давший ему возможность осознать свое призвание. Потом ученичество у посредственного художника, поставившего его руку. Приехав в Амстердам, он был вскоре замечен, у него появились многочисленные заказчики, деньги, женщины, связи и нужные люди.


В 25 лет он - известный художник, в 28 - женитьба на прекрасной и богатой дочери бургомистра г. Леувардена – Саскии ван Эйленбург. После смерти отца Саския получает хорошее наследство, они покупают дом, у него появилась своя мастерская и, кажется, что жизнь удалась.


В это время его современники отзываются о нем весьма нелестно: неуживчивый, гордый, занятый собой, постоянно писавший свои автопортреты, мстительный и высокомерный. Но вскоре начинается череда несчастий. Умирает первенец, потом  второй и третий ребенок. От четвертых родов умирает его любимая Саския, умирает его мать и тетя Саскии. Тогда его начинает волновать притча о блудном сыне.


Он называет известную картину с Саскией на коленях «Блудный сын в таверне» и делает несколько рисунков на сюжет притчи. Но рисунки полны экспрессии, движения, эмоций, что разительно отличает их от «Возвращения блудного сына» -  глубокой, полной покоя и примирения.


После смерти первой жены, все ее наследство досталось их сыну Титусу, а ему, по завещанию жены, выделялись только средства на жизнь, которых он лишался в случае второго брака, и предоставлялось право пользования имуществом жены. Его заказчики стали постепенно отходить от него, считая, что художник больше удовлетворяет собственные вкусы и цели, нежели их желания. Ученики его тоже разбежались.


В 50 лет он разорился, все  имущество было описано и пошло с молотка. Его любовь с няней сына Гиртье Диркс была трагической. Он вынужден был отделаться от сожительницы, заточив ее в психиатрическую больницу из-за ее желания стать женой Рембрандта. Она подала на него в суд за невыполнение обещания жениться на ней, но в этом случае Рембрандт лишался всего, что ему оставила по завещанию Саския. Его мстительность заставила повторить это снова, когда срок пребывания в больнице для Гиртье закончился. Там она и скончалась.


Потом была еще одна любовь, но и ее он переживет. Любимая Хендрикье  умрет в 40 лет. Потом от него уйдет сын, который женится на родственнице Саскии, но через шесть месяцев умирает и он, оставив жену беременной. Но вновь родившийся младенец проживет тоже недолго, как и его невестка. Единственное, что спасало Рембрандта – это живопись. Он не переставал работать до конца жизни, даже оставшись в полном одиночестве.


Последняя его картина "Возвращение блудного сына" полна Света: он исходит от отца, младшего сына, его нищей одежды и стоптанных башмаков. Две фигуры словно вылиты из одного куска золота, который заливает свет Любви и Счастья. Фигуры стоят не в центре картины, но на отдельном постаменте, возвышающим их над всеми.


Это удивительно добрая картина, но и трагическая одновременно, но  все-таки это - картина о счастье…


На картине есть еще четыре фигуры. Вокруг того, кто они, идут споры. Некоторые говорят, что справа стоит старший сын, который безучастен к тому, что происходит. Другие говорят, что это фарисей. Но разницы между фарисеем и старшим сыном нет.


Оба они не прошли тот искус испытаний, который выпал на долю младшего сына. Но в результате он обрел свою веру в опыте свободы, а вера фарисея и старшего сына – выросла из головы, не из их личного опыта, поэтому она безжизненная и злая.


Она не  плод изживания их собственных грехов, а плод готовых нравственных схем,  не знающая жалости и прощения, любви и покаяния. Таких называют - святой сатана. И это тоже цена, только цена несвободы.


Рядом со старшим сыном-фарисеем сидит мытарь, а в самом далеке, в неясных очертаниях,  словно в дымке, видна молодая женщина. Говорят, что это Саския, но кто теперь скажет, что  это она...


После смерти Рембрандта, его  забудут на два века. И только в XIX столетии  откроют заново, чтобы уже навсегда оставить  в пантеоне Великих.



Автор публикуется в блоге:
 http://sotvori-sebia-sam.ru/cena-svobody/