Малоизвестные татарские разности - 6

Альтаф Гюльахмедов
***

Компиляция



''Путин о Куликовской битве''

http://www.youtube.com/watch?v=MAdKv5Vg_mU




С кем дрался Пересвет?

*** 

"...«стоп-кадр», созданный Васнецовым, у действительного исследователя той эпохи вызывает множество недоуменных вопросов. Например, о какой «традиции поединков» перед битвой может идти речь, если в ордынских войсках они запрещались? Как мог принимать непосредственное участие в сражении монах, тем самым отринув данные им при постриге обеты?...

...«Задонщина» не знает ни о каком поединке Пересвета с «печенежином» или «татарином», а в ее древнейшем списке, несущем на себе отпечаток сокращений монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, ни Пересвет, ни его брат Ослебя не имеют никаких признаков «иночества». Больше того, вместе с ними на поле боя оказывается еще и сын Ослеби, Яков, племянник Пересвета, который в поздней версии ошибочно назван сыном самого Пересвета. Все трое представлены здесь воинами, облаченными не в «манатьи» и «куколи», а в щеголеватый ратный доспех, которым Пересвет, не скрывая, гордится. Следы такого первоначально рыцарского образа сохранились и в позднем списке Ундольского, несущем уже отпечаток легенды о «чернечестве» братьев, но усваивающем - и это стоит особенно выделить - Пересвету вместе с рыцарским обликом чин «брянского боярина», заимствованный, по-видимому, из Пространной летописной повести. ...

Впервые из «Сказания...» мы узнаем и о его противнике, называемом то просто «печенежином», то «Темир-мурзой» <Ск., 64 (Киприановская редакция)>, то «Таврулом» <Ск., 406>, то «Челубеем» <Редакция «Синопсиса» и лубочных изданий>, что, конечно же, не способствует доверию к тексту, заставляя предполагать здесь контаминацию разных историко-литературных версий и просто редакторский произвол в изложении сюжета и обрамляющих его реалий. ...

...В Распространенной редакции, Основной, Летописной и др. против Пересвета выступает «печенег, подобный древнему Голиаду»..."

А.Л.Никитин
ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Мифологемы и факты




А дрался ли Персвет с Челубеем?

***

Автор: Alexandre Rodrigues
Дата:   05-ноя-05 21:00

‘’Пересвет Александр

Пересвет Александр
(ум. 1380)-герой Куликовской битвы 1380.
Брат Осляби.
Брянский боярин, знавший военное дело.
Вместе с братом стал монахом основанного Сергием Радонежским Троицкого монастыря. Когда под знаменем Москвы собралось общерус. ополчение, Пересвет и его брат стали воинами Дмитрия Ивановича Донского. В Никоновской летописи (XVI в.) и "Сказании о Мамаевом побоище" дано выразительное описание поединка Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), носящее характер былинного эпоса. Погибший во время битвы Пересвет олицетворял рядовых рус. ратников, завоевавших великую победу’’…

***

‘’ПЕРЕСВЕТ Александр
(ск. 8.09.1380), герой Куликовской битвы.
Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как “великий ратник”, “богатырь крепкий”, “весьма смысленный к воинскому делу и наряду”, умеющий “уставлять полки”…

***

‘’В 1380 Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в московском Симоновом монастыре’’.

***

О.М. Рапов
‘’И так у меня вопрос .Насколько была характерна битва двоих перед битвой ВСЕХ на РУСИ.То есть мы видим на лицо рыцарский Турнир. Пересвета и Челибея. Было такое до и после кто знает’’?

Святич
Дата:   05-ноя-05 23:31
‘’Да и там не было. По тексту "Задонщины" Пересвет жив ещё в разгар битвы. Так что поединок - поздняя легенда.
Вообще-же такой поединок был не ПЕРЕД битвой, а ВМЕСТО битвы. Как поединок Яна Усмовича с печенегом при Владимире Святом. Ян победил - печенеги ушли. Без битвы’’.





И Челубей - жив остался?

***

С Консилиума
Дата: 06-ноя-05

"Род Арсеньевых в России берет свое начало в 1389, когда к Великому князю владимирскому и московскому Дмитрию Донскому из Золотой Орды перешел на службу Аслан Мурза Челебей (наряду с др. представителями татарской знати). Челебей принял православную христианскую веру и получил имя Прокопий. По родословной легенде «сам Великий князь был его восприемником и выдал за него дочь своего ближнего человека Житова — Марию» (см. В. С. Арсеньев, с. 4). У Прокопия было три сына — Арсений, Яков и Лев. Старший сын Арсений (Юсуп) является родоначальником Арсеньевых. Из рода Арсеньевых вышли крупные государств. и военные деятели России.

Аслан Мурза Челебей - предок по материнской линии М.Лермонтова"

***



Ослан Мурза Прокопий Челебей
http://ru.rodovid.org/wk/:272556

***

Ослан Мурза Прокопий Челебей
Запись:272556
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Челебеи
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Ослан Мурза Прокопий Челебей
Смена имени Аслан-Мурза Челеби
События

рождение ребёнка: …# Павел Прокофьевич Павлов [Павловы]
рождение ребёнка: …# Лев Прокопиевич Широкий Рот Ртище Челебей [Челебеи]
рождение ребёнка: …# Яков Прокофьевич Кременецкий [Кременецкие]
рождение ребёнка: …# Фёдор Прокофьевич Сомов [Сомовы]
брак: …# Мария Зотовна Житова [Житовы]
рождение ребёнка: …# Арсений Прокофьевич Арсеньев [Арсеньевы]
1389 взрослое крещение:

Заметки

Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий.
Предок Курских дворян Ждановых Ослан Мурза выехал из Золотой Орды на службу к Великому Князю Димитрию Иоанновичу. В крещении он был наречен Прокопием и был пожалован поместьями. У Ослана были сыновья: Арсений, Федор, Лев по прозванию Широкий рот, Павел и Яков Кременецкий. От них пошли: от Арсения – Арсеньевы от Федора – Сомовы, от Льва-Широкого Рта – Ртищевы, от Павла – Павловы, от Якова – Кременецкие. Праправнук Якова – Димитрий, был прозван Ждан, от него и произошел род дворян Ждановых.
По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берет свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещенного московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя серпуховского и боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал села Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Достоевские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба.
http://diderix.petergen.com/plz-t2.htm
От Павла — сына Ослана (Арслана), мурзы из Золотой Орды, вышедшего на службу к Дмитрию Донскому (ОГДР, V, с.28; БК, II, с. 101). В родстве с Арсеньевыми, Ждановыми, Ртищевыми, Сомовыми (см.). В XVI веке из среды Павловых казаки Федка и Трухан (ПСРЛ, 29, с. 230 — 250), в 1646 году в Казани отмечен Кузьма Павлов, татарских дел подьячий (ПКК, с. 116). Всё это свидетельства сохранения каких-то связей с тюркским миром.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/lastnames/16397
[править]Источники

‡- 'Князь Пётр Долгоруков Российская родословная книга. — С.-Петербург: Типография III Отделения Сов Е. И. В. Канцелярии, 1857. — Т. 4. — С. 244. — 482 с.

Ближайшие предки и потомки

 == 1 ==…# Мария Зотовна Житова
брак: …# Ослан Мурза Прокопий Челебей
…# Ослан Мурза Прокопий Челебей
брак: …# Мария Зотовна Житова
взрослое крещение: 1389
== 1 ==Дети…# Арсений Прокофьевич Арсеньев
…# Фёдор Прокофьевич Сомов
…# Яков Прокофьевич Кременецкий
…# Павел Прокофьевич Павлов
…# Лев Прокопиевич Широкий Рот Ртище Челебей
ДетиВнуки…Лев Арсеньевич Арсеньев
…Якович Кременецкий
…# Захарий Львович Ртищев
…Андрей Львович Сом Ртищев
Внуки
АрсеньевыЖитовыКременецкиеПавловыРтищевыСомовыЧелебеи