Ночь в мужской компании

Елена Корджева
Купе поезда – именно то место, где случайным образом собираются люди, путешествующие в одном направлении. И, на короткое время, эти люди становятся группой, объединенной общей целью. Группой со своей иерархией, правилами и обычаями. Кто ездил, тот знает.
Регулярно, по нескольку раз в год катаясь между Ригой и Петербургом, в разных компаниях я бывала. Но вот одно путешествие особо запомнилось.

Оказалась я в купе с моряками. Ехали они в Ригу на корабль большой командой – несколько купе подряд были ими заняты. Команда очень молодая, едва ли не дети - не уверена, что всем там и по двадцать лет исполнилось. И был у них «главный», не помню уж, то ли старший помощник, то ли старший механик, но он был единственным «взрослым», опытным, ответственным и авторитетным для всей своей молодежи. Так случилось, что он-то и оказался вместе со мной в купе. Ну а молодежь, заходившая с каким-либо вопросом, так и оставалась здесь «посидеть». Так что аж до самого отбоя юноши составляли нам компанию, набившись в купе до отказа. Меня ситуация забавляла, «дети» смущались, но общаться хотели, так что время летело быстро. Но вот настала пора укладываться спать, двое молодых людей забрались, естественно, наверх, а мы с «главным», как и положено – поделили нижние полки.

Есть в ночных путешествиях пренеприятнейший момент. Называется он – таможня. Едва успеваешь заснуть, как в твое пространство вторгаются бравые молодцы в форме и требуют документы. Конечно, понятно – граница есть граница. Но как же не хочется просыпаться!
Но, порядок есть порядок. Вручаю паспорт таможеннику, и с удивлением узнаю, что, оказывается, я – нарушитель! И не просто нарушитель, а – злостный. Путешествуя этим же маршрутом достаточно регулярно, пропустила я момент, когда в действие новое правило введено было – «обязательная регистрация по месту нахождения иностранца». О как!
Раньше такого правила вроде и не было, никто никогда не спрашивал, вот я и не регистрировалась...
И что теперь? Ну, теперь!
 Человек в форме был, что называется «на коне». Власть иногда не лучшим образом на человека влияет. Поэтому от меня в два часа ночи потребовася штраф. Требование абсурдное по сути своей. Во-первых, у него нет и не может быть никакого документа, подтверждающего поступление средств, во-вторых, у меня нет денег. Уезжая из страны, очевидно, российские рубли я с собой не везу, у меня их нет. Да и другой валюты – тоже не густо, зачем с собой наличку везти, когда есть карточка. Ну и в-третьих, нет инструмента воздействия. Максимум, что может сделать человек в форме, это – ссадить меня с поезда. Но при том количестве бумаг, которые ему же придется заполнить, дело представляется, мягко говоря, нерентабельным.

Я все это понимаю. Поэтому, выйдя в проход, чтобы не тревожить остальных попутчиков, мягко объясняю таможеннику, почему ему не надо тратить на меня свое время. Да, нарушение – есть. Да, есть мое обязательство в следующий приезд – непременно зарегистрироваться. Но есть и простая порядочность служащего. И совсем необязательно делать из моего незнания средство личной наживы. Все это я пытаюсь донести до человека в форме.

Однако, есть некоторая помеха – мои попутчики. Каким образом эта молодежь узнала о событии, когда успели «скинуться» - неизвестно. Но этот самый «главный», высунувшись из купе, старательно дергает меня за халатик и пытается вручить деньги!
О, Боги! Какой соблазн для чиновника!
 С трудом запихиваю «главного» обратно в купе и, придерживая дверь, заканчиваю улаживание ситуации. Голос разума все-таки берет верх над жадностью. И страж порядка удаляется, взяв с меня твердое обещание в дальнейшем регистрироваться. Больше препятствий на пути, казалось бы, нет.

Но, как оказалось, есть препятствия для сна. Часть молодежи и их «главный» оказались так взбудоражены происшедшим, что спать не могли. «Дети», правда, улеглись быстро. Как только стало понятно, что проблемы больше нет, молодые организмы тут же потребовали сна.
Но вот «главный» уснуть не мог. Причем взбудоражила его не сама ситуация, а то, что обошлась я без его помощи! Он хотел помочь! Он, мужчина, «главный», ответственный, готов был взять на себя решение и в этой ситуации, а – не случилось...

Но моя благодарность ему была искренной. За – саму попытку помочь, за желание и готовность подставить плечо. Пусть даже малознакомому человеку, но оказавшемуся в непростой ситуации.
Потому что это и есть главное и естественное состояние души  каждого хорошего человека – готовность придти на помощь!