Член команды

Елена Корджева
 Довелось мне недавно с чиновником одним встретиться. Да не просто встретиться, а – играть в его игру, да еще и на его поле. Пробовали мои молодые коллеги этот вопрос решить – не получилось. Были они со всей балтийской сдержанностью «посланы» вдаль. Так что «на позиции» пришлось выступить мне, к тому же в режиме острой нехватки времени для решения моего вопроса – ушло почти все время на пререкания пустые.
Ну, каково играть с чиновниками в их чиновничьи игры, думаю, объяснять долго не надо – люди опытные и так знают. Латвийские чиновники, в общем-то ничем особо от этой группы людей не отличаются. Ну, разве что, природной балтийской сдержанностью в эмоциях. А так, все обычно, раз ты пришел, ты уже «должен».
И состоялся у нас замечательный диалог:
- Вы не все бумаги принесли, вы не разобрались, у вас тут все неправильно.
- Хорошо, как это можно исправить?
- Вы сами должны разбираться, это для вас нужно. Никто не обязан вам объяснять, Вам самой надо ходить и узнавать, как все правильно сделать...
в общем, обычная «Песнь о долге», типа – «ты сама должна».

Спорить с этим тезисом бесполезно. Да и зачем, если можно зайти «с другой стороны»?
С этой самой стороны я и захожу:
- Да, по-видимому, Вы правы. И  это действительно нужно мне. Просто, видите, какое дело, я – очень избалована. Всю мою жизнь, а она не такая уже и короткая, окружали меня только хорошие люди. Так всегда складывалось, что люди мне помогали. Так же как и я на своей работе людям помогаю.
И я про вас думала, что Вы тоже – хороший человек. Потому, собственно, и спрашиваю.

Да... какую бы должность не занимал человек, есть эта внутренняя потребность – быть хорошим. Тем более, что, в сущности, ни о чем я его не прошу, так себе «за жизнь» рассуждаю. Рассказываю, кому и чем я помогала. Кто и чем – мне помог.
И ясно вижу, что какие-то «шарики» в голове у человека чуть ли не со скрипом, но проворачиваться начинают. Что-то там происходит в черепушке. Потому что он отрывает от монитора взгляд и четко формулирует, что же именно, как и в какие сроки предоставить надо. Выясняется, что сроки исчисляются не месяцами и неделями, и даже не днями, а ... часами. Срочно и немедленно должна у него образоваться правильная бумажка, решающая мой вопрос ясно и окончательно.

Есть данные – надо делать. Звоню своему коллеге и ставлю задачу: создать вот этот самый искомый документ. Очевидно, на его создание время необходимо. А времени-то как раз и нет. Поэтому я делаю следующий шаг:
- Я здесь подожду, пока Вы документ подвезете. Пока я здесь сижу, полдень не наступит.
И – обращаюсь за помощью к чиновнику: - «Правда же, пока мы здесь сидим и ждем документ, полдень не наступит? Вы согласны?»
Он таращится на меня, бедняга, во все глаза, поскольку, очевидно, никто и никогда не предлагал ему «раздвинуть» время. Но – выбора у него нет. Поскольку вот она я – сижу, улыбаюсь, как будто и не проблема вовсе, уверена в решении, а от него всего-то и ожидается, что содействие хорошему делу.

Так что пока мои коллеги «рвутся», создавая нужный документ, мы мило беседуем о жизни. И чем больше беседуем, тем больше он перестает быть чиновником, и становится – союзником. Потому что раз он ждет вместе со мной, он –в моей команде. И он, волей-неволей, начинает «болеть за команду». Тем более, что команда регулярно докладывает, что именно происходит, куда уже добрался курьер и сколько подписей на документе удалось собрать. Действие происходит, и собеседник мой начинает сопереживать, давать советы, словом – участвует в гонке на победу.
И что вы думаете? Правильно, совместное действие вызывает симпатию. Так что через двадцать минут он сам выступает с инициативой, фактически с просьбой «забить решающий гол». Звучит это так:
- Вы не ждите, я все понял, как только документ хотя бы по факсу пришлют, я сам все сделаю и закончу, чтобы у вас все получилось. Я вам сам позвоню!
И что же? Конечно, позвонил! И  сделал! И  - по почте выслал.

Естественно, как только получила я нужные бумаги, позвонила ему, поблагодарила за участие. И  знаете что? – Он был счастлив! Он был страшно рад, принять участие в хорошей деятельности, почувствовать себя членом команды, и ему эта «игра на выживание» понравилась!

Тем более, что команда-то не простая, команда – «Хорошие люди». И  это честь и гордость – быть членом такой команды!