Шахматы длиною в жизнь

Елена Корджева
Стоит сейчас в центре Риги новая прекрасная торговая галерея.
Все там есть – и фонтан, и магазины, и кафе с ресторанами, и, даже каток – на самом верхнем, седьмом этаже. И занимает эта галерея – почти целый квартал.
Очень хорошо мне место это знакомо. Почему?
Да очень просто – в свое время получили мы от заказчиков – нынешних владельцев галереи – заказ: помочь им с реализацией их «звездного» проекта. Помощь наша им требовалась, и немалая. Задумка-то большая, места много требуется, да не какого-нибудь, а «козырного».
Вот и выбрали они это самое «козырное» место.
Да только занято оно уже было, и давно - домиками и домишками, служившими пристанищем большому количеству народа разновсякого... Так что получалось что именно мы-то и должны были все это народонаселение переселить из аварийных, и не очень, коммуналок в другие, более современные квартиры. И освободить место для более современной застройки - для галереи.
Эдакий «естественный отбор».
Много народу там жило. Историй с ним всяческих хватало…
Но запомнился очень старичок один.
Нет, не старичок, а, пожалуй, Дед. Уважительно так – «Дед!».
Очень этот Дед колоритен был – высокий, седая пышная «грива», седая тоже борода, серебряная, и пронзительно голубые глаза. Делом всей его жизни были ... шахматы.
Он был не просто любителем.
В свое время, видимо, высоко в шахматной «табели о рангах» поднимался. И с Михаилом Талем играл, и по всему Союзу ездил. Многое повидал. А вот на старости лет никому не нужен оказался. И жена, и дети отказались с ним вместе жить. То есть, переезжать-то на новую квартиру они совсем даже и не против были, но…   без Деда только. Дескать, ему, кроме шахмат никто не нужен.
Да Дед и не возражал.
Похоже было, ему все равно, где жить.
Позволили бы только с собой этажерку с книгами шахматными да доску с фигурами взять.
Ну, что делать...
Поскольку расселять все равно надо, пришлось для Деда отдельное пристанище изобретать. Было у нас несколько таких «дежурных» квартирушек-крохотушек по 12 метров общей площади, так в одну из них Деда-то и поселили.
И этажерка с книгами – с ним.
Договорились мы с Дедом, живет он в этой квартирушке, сам квартплату платит и квитанции – приносит, чтобы порядок был. Так что регулярно мы с ним виделись.
Но – не только по этому поводу.
Много в прекрасной Риге парков.
И есть один – Верманский парк – издавна облюбованный шахматистами нашими. Ежедневно там шахматные баталии разворачиваются, и летом, и зимой. Видно так игра захватывает, что и погода не указ. Там-то я Деда регулярно и видела, мимо пробегая. В любое время года его грива издали видна была.
Несколько лет так прошло.
И что-то пропал Дед, уж и домоуправление мне звонит, дескать – по платежам задержки, а ни Деда, ни квитанций все нет и нет. Да и в парке не видно его.
Ну что ж, если Дед не идет «к Магомету», то «Магомет»  к Деду обязательно дойдёт…
Надо ли говорить, что за Магомета тут была я?
Приезжаю, смотрю, не весело у Деда дела.
Со здоровьем проблема, ноги ходить не желают. Так-то бы все – ничего, но ноги... И понятно, что это – не насморк, само не «рассосется», один он с жизнью уж не справляется и надо с этим что-то делать. Ни жена бывшая, ни сыновья даже слышать о нем не желают. И что же остается? Сели мы с Дедом, да и поговорили по душам. Решили – пансионат. Там и уход будет, и компания.
Вот только одно условие Дед поставил: чтобы разрешили ему с собой в пансионат его этажерку с книгами шахматными взять, да доску с фигурами.
Ну да несложное это дело было.
Главврач как про шахматы услышал, сам предложил, чтобы Дед все свое «богатство» с собой взял. Даже место под «шахматный уголок» выделил.
Перевезли мы Деда со всем его добром. Приняли его там замечательно – сразу кресло на колесиках выделили и отправили новое место жительства осваивать, да гигиену наводить.
А то самому ему уж сложновато было...
Через времечко решила я Деда навестить. 
Мы, все же,  несколько лет с ним «дружили».
И как же я обрадовалась тому, что увидела: сидит мой Дед в шахматном уголке в коляске, под пледом. Весь ухоженный, грива белая-белая аж до плеч, а вокруг него целый «цветник» из бабулек и бабуленочек.
Сидят и любуются, как он очередную баталию шахматную у другого пенсионера выигрывает.
А он-то, даром что уж и не молод совсем, отлично понимает, что он тут – «гвоздь программы». И красуется, и гривой встряхивает. А бабки – млеют... И давай взапуски мне рассказывать, как он у всех в шахматы выигрывает, даже главврача как-то обыграл!
Короче, поняла я, что счастлив мой Дед.
Много раз жизнь ему шах ставила... Ох, много…
Но здесь-то он точно выиграл.
Шах, верно...
Но не мат!