Загубленное счастье

Светлана Дроздова
 …Последний отблеск заката медленно догорал за деревенской околицей. В домах одно за другим гасли окна – немногочисленное местное население укладывалось на покой.
  В наступивших сумерках Ольга торопливо развесила на веревку только что постиранное белье - опять не хватило времени управиться со всеми делами засветло. Подхватив тазик, женщина заспешила в дом,  но на пороге остановилась и  вдохнула полной грудью прохладный весенний воздух. Возвращаться в душный дом не хотелось, и она осторожно, чтобы не наделать шума,   присела на краешек порога. Темное небо уже сплошь покрылось россыпью звезд. Когда-то, давным-давно, будучи  мечтательной девчонкой, она любила подолгу зачарованно смотреть на звездное небо и грезить о далеких мирах, о похожей на сказку жизни, о большой и красивой любви. Ей казалось тогда, что все мечты обязательно сбудутся….
    Оля была поздним ребенком. С двумя старшими сестрами ее разделяла разница  в десять с лишним лет. По общепринятым меркам их семья считалась благополучной, в ней всегда царили  мир и покой. Родители были для детей бесспорным авторитетом и примером для подражания. Мама работала от зари до зари на ферме, но всегда находила время на проведение задушевных и воспитательных бесед с дочерьми, на обучение их премудростям домашнего хозяйства. Папа, чувствуя ответственность за своих любимых девчонок, всю жизнь исправно трудился и обеспечивал им достойную жизнь.
    С детства Оля очень любила читать, знала  множество стихов наизусть и делала  попытки писать свои.  После окончания школы перед ней не стоял вопрос, кем быть. Девушка была твердо уверена, что станет учительницей литературы. После успешной сдачи вступительных экзаменов в институт она чувствовала себя почти студенткой. Но судьба распорядилась иначе. Именно в этот момент ей пришлось пережить первое и одно из самых больших потрясений в жизни- внезапную, от сердечного приступа,  смерть отца. Дни похорон прошли как в тумане. На маму тогда было больно смотреть. О том, чтобы оставить ее одну, не могло быть и речи. Старшим сестрам между тем подошло время возвращаться к своим  делам и заботам в город. Поэтому на семейном совете было решено, что Ольге пока придется отложить учебу до лучших времен. И она обреченно взвалила на свои хрупкие плечи груз проблем, надеясь , что обязательно осуществит свои планы, но чуть позже.
   Но мечта о высшем образовании отодвинулась на второй план, как только в ее сердце постучала любовь. Парень из соседней деревни, бесшабашный весельчак и балагур, показался ей  принцем на белом коне, о котором  она, начитавшись любовных романов, грезила по ночам.  Уже довольно искушенный в амурных делах, Геннадий быстро вскружил голову наивной девчонке. Тарахтение его старого мотоцикла стало для нее самым желанным звуком, от которого сладко замирало сердечко. Через год молодые люди сыграли свадьбу. Бережно, словно хрустальную вазу, новоявленный супруг вынес молодую жену из ЗАГСа, а все присутствующие любовались их красивой парой. Семейная жизнь покатилась, словно снежный ком с горки, обрастая в пути все новыми проблемами и разочарованиями. Генке быстро наскучило играть в любящего и заботливого мужа. Все холоднее становились его объятия и все короче – задушевные разговоры, пока и вовсе не сошли на нет. Скользнув по жене равнодушным взглядом, он вскакивал на мотоцикл и уезжал общаться с друзьями. Надежды на то, что рождение ребенка сплотит их семью, заставит мужа стать серьезнее и ответственнее, рухнули сразу после появления на свет дочери. Едва взглянув на крохотное существо, он заявил, что вообще-то всегда мечтал о сыне. День и ночь Оля металась между ребенком, больной мамой и домашними делами. Генка помогал редко и неохотно, раздражался, когда дочка плакала по ночам, и при первой возможности спешил из дома в компании, где можно  легко и весело провести время. Мольба, слезы и упреки жены на него не действовали. По селу поползли разговоры, что он не пропускает ни одной юбки.
    Иногда к Ольге забегала закадычная подруга Нина. По характеру они представляли полную противоположность друг другу, но это не мешало им дружить на протяжении многих лет . В школе Нинка никогда не напрягалась с учебой, считая, что главное в жизни – хорошо пристроиться. Сразу после выпускного вечера она укатила из села и быстро вышла замуж за парня с квартирой, чтобы «зацепиться» в городе. Но семейная жизнь отчего-то не заладилась и , промаявшись года три, Нинка вернулась с маленьким сыном назад. Немного осмотревшись, она выбрала себе в мужья застенчивого и добродушного  паренька, которого ласково называла «мой Юрец». Чтобы Юрец не заскучал и не потянулся от безделья к запретным плодам, она развила бурную деятельность по расширению личного подсобного хозяйства, купила мужу в соседнем селе старую «копейку» и считала себя вполне успешной женщиной. Изредка Юрец позволял себе вольности в виде посиделок с друзьями за бутылкой ядреной самогонки. Нинка каким-то образом всегда вычисляла местонахождение мужа. За  шиворот затолкав свое тщедушное сокровище в машину , она  везла его домой, где устраивала шумную «профилактику». После этого у Юрца надолго пропадало желание приложиться к стакану, а в душе у женщины  снова воцарялись покой и удовлетворение.
 Нескладная семейная жизнь подруги была постоянной головной болью Нинки. Всякий раз, прослышав про очередные пьяные выкрутасы Геннадия, она прибегала к Ольге и высказывала свое мнение о ее непутевом муже, вставляя через раз в свою речь крепкие словечки, которыми в совершенстве овладела за много лет работы на ферме.  Иногда под ее горячую руку попадала и Ольга, «безвольная нюня, до безобразия распустившая своего мужика». «Вот их, козлов, где держать надо» - гневно трясла Нинка внушительным кулаком.
 Часто за чашкой горячего чая подруги анализировали сложившуюся ситуацию и строили планы по возвращению в семью блудного мужа .  Этим планам, правда, никогда не суждено было осуществиться, ведь Генка ничего менять  в своей жизни не собирался.
   Были в их семейной жизни и периоды относительного спокойствия. Как-то, во время очередного пьяного дебоша, устроенного в соседнем селе, Гена нарвался на компанию таких же подвыпивших героев. После той встречи он надолго загремел в больницу, а после выписки ходил по дому присмиревший и мрачный. Дочка не отходила от папы ни на шаг. А  он  соорудил для нее качели, отремонтировал старенький велосипед и , к  огромному восторгу ребенка, брал ее с собой на рыбалку. Оля с замиранием сердца смотрела на мужа, боясь сглазить наступившее в семье перемирие. Неужели Геннадий наконец-то остепенился и у нее появится простое женское счастье, в котором будут надежное мужское плечо , дружная семья, общие интересы, планы, мечты … Дочери исполнилось шесть лет, когда в семье появился второй ребенок. Оля представляла, как счастлив теперь будет всегда мечтавший о сыне муж. В день выписки к роддому подъехала верная подруга Нина, а на заднем сиденье ее машины сидел опухший и очумевший от недельного запоя муж. Вместо цветов и шампанского женщину ожидали нетопленый дом и горы окурков, пустых бутылок и грязной посуды.  Жизнь вернулась в привычное русло.
      Теперь и вспомнить страшно, как тяжело было растить детей. Ольга бралась за любую работу, но денег постоянно не хватало. Из последних сил тянула подсобное хозяйство, которое приносило хоть какой- то доход и помогало попросту не умереть с голоду. Не надеясь уже на мужа, она научилась косить, штукатурить, ремонтировать кровлю. Сын и дочь подрастали и  взваливали на свои детские плечи часть ее забот. Вместе с ней они заготавливали топливо, скирдовали сено, кормили скотину. До сих пор ее сердце щемило от чувства вины при воспоминаниях о мозолях на детских руках, о буханке хлеба, которую приходилось растягивать на неделю, о ношенной годами одежде. Как любая любящая и заботливая мать, Ольга мечтала о том, чтобы у ее детей было самое счастливое детство. Но оказалось, что только ее желания  мало. К этому должны стремиться оба родителя. 
    В жизни Геннадия ничего не менялось, кроме внешности: из красивого жизнерадостного парня он постепенно превратился в опустившееся, неопрятное существо с поредевшими зубами и немытой растительностью на голове. Во время нечастых появлений в доме муж отлеживался на диване, философствовал, учил «непутевую» жену жизни, раздражался на  «лентяев и нахлебников» детей и при этом  лихорадочно соображал, где взять спиртное. Бывали случаи, когда он попросту крал у жены скромные сбережения или отнимал силой, пуская в ход кулаки. Деньги, собранные по крупицам, быстро пропивались в компании таких же деревенских забулдыг.  За каждым из этих жалких мужичков  Ольга  видела пропитое счастье его близких: убитую горем мать, состарившуюся раньше времени жену, заплаканных испуганных ребятишек.
   Были среди представителей сильного пола и положительные герои. Кто знает, как сложилась бы судьба женщины, свяжи она свою жизнь с одним из них.
   Как-то Ольга  случайно встретила у магазина интересного мужчину. Она не сразу узнала в нем застенчивого  мальчика из далекого прошлого. В том прошлом  он был робко и безнадежно в нее влюблен. Когда же молодой человек уехал из родного села, она не сразу заметила его отсутствие. И вот теперь, после многолетней разлуки, они стояли и внимательно разглядывали друг друга. В его взгляде читались удивление и жалость. Ольга словно увидела себя со стороны: огрубевшие от работы руки, выцветшая  футболка, стянутые резинкой волосы и традиционная летняя обувь- резиновые шлепанцы…. Разговор не клеился. Наконец, обменявшись дежурными фразами, они расстались. Его машина, сверкнув черным боком, уже скрылась за углом, а Оля все стояла на дороге и никак не могла унять охватившее ее волнение. Дома женщина дала волю слезам. Ей было нестерпимо  жаль  своей загубленной молодости,  несбывшихся надежд и  мечтаний. Такие минуты слабости были редкостью в ее жизни. Оля  не любила себя жалеть. Это отвратительное чувство- жалость к себе- накрывало тягучим унынием, подкатывало комом к горлу, противно щекотало в носу и проливалось в конце концов потоком горячих слез.  Поэтому, когда в ее душе начинали сгущаться сумерки, она использовала проверенную годами тактику: загружала себя работой, переключалась на решение чужих проблем или брала в руки томик любимых стихов. При этом напоминала себе, что у каждого человека свой  крест и нести его надо достойно. Больше всего она боялась превратиться в угрюмую, злую на весь свет тетку с затаившейся  в глазах  завистью к более успешным подругам.
   Последние годы Оля успешно трудилась социальным работником. Подопечные старушки стали частью ее семьи. Она  помогала им по хозяйству, выслушивала многочисленные жалобы на жизнь, утешала, сочувствовала, советовала. Среди этих умудренных опытом женщин были и удивительно интересные собеседники. Она любила слушать их размышления о смысле жизни, о Боге, о человеческих слабостях  и грехах и о том, зачем мы приходим на эту Землю. За обсуждением подобных вопросов время проходило незаметно. Ольга не спешила возвращаться домой.  Там ее никто не ждал  Давно выросли и упорхнули из родного села дети. Домой приезжали редко и ненадолго, предпочитая отдыхать на модных курортах. Генка проживал где-то с очередной пассией и дома почти не появлялся. Ольга научилась жить одна и даже полюбила свое одиночество. Во время долгих зимних вечеров  она уютно устраивалась в любимом кресле с книгой  или вязанием в руках, с удовольствием наверстывая то, до чего раньше не доходили руки.   
   В один из таких вечеров к ней примчалась подруга и прямо  от порога начала взволнованно рассказывать последние деревенские  новости. Слушая ее, Ольга  поняла, что полуживого, недвижимого  Геннадия доставили  в больницу – то ли удар его стукнул, то ли избил кто. «Допрыгался твой герой… Отольются наконец ему твои слезки… Пусть полежит бревном да повспоминает, как издевался над тобой…Отправят его теперь в приют. Туда ему и дорога!»
    С того дня прошло более пяти лет, а Ольга до сих пор помнила, в какое смятение ее привело это неожиданное известие, какую бурю противоречивых чувств вызвало в душе. Она не разделяла злорадного торжества подруги. Ее сердце сжалось при мысли, до какого печального финала дошел ее муж . Перед глазами всплыло его молодое смеющееся лицо с лукавыми искорками в глазах и копной  русых волос. Ей вспомнился поздний летний вечер, далекий луг за околицей, стрекот кузнечиков в траве и сплошь покрытое звездами темное небо…            
   Из дома донесся надрывный кашель. Спохватившись, женщина вспомнила про незаконченные дела и заспешила к парализованному мужу. А с неба грустно смотрели ей вслед холодные звезды.