Не смейте забывать учителей...

Светлана Дроздова
В один из весенних христианских праздников мне довелось посетить сельский погост деревни Кордюки. Солнце нежно ласкало пробудившуюся  от долгой зимы землю, а легкий ветерок лениво играл тонкими прядями молодых берез. Я неспешно бродила среди знакомых могил, перебирая  в памяти имена и лица отошедших в мир иной односельчан, и размышляла  о бренности нашего бытия. Две безымянные могилки в старой поржавевшей оградке заставили меня остановиться. После того, как выяснила, кто же погребен здесь под старой засохшей березой, я решила взяться за написание материала. Для этого потребовалось перенестись  в конец двадцатых годов прошлого века.
Середина августа… Лето еще не кончилось, а во всем уже чувствовалось приближение осени: стали длиннее ночи и холоднее зори; перелетные птицы, вырастив птенцов, собирались в многоголосые стаи, готовясь в дорогу;  среди зеленых крон деревьев нет-нет да промелькнет кое-где пожелтевший листок. Нарушив привычный распорядок дня, по Кордюкам пронеслась новость, которая взбудоражила все местное население, – в  деревню прибыли учителя. Это были молодые супруги Сергей Андриянович и Надежда Ивановна Бубенцовы, направленные сюда учительствовать из города Чаплыгина. Ребятишки интуитивно почувствовали, что это событие каким-то образом изменит их привычный жизненный уклад и уже  сгорали от робости и нетерпеливого любопытства. Деревенские бабы рассматривали незнакомых людей издали, прикрывшись ладошкой от слепящего полуденного солнца. На вид учителям было не больше двадцати лет. Симпатичный рослый паренек с копной коротко остриженных русых волос сутулился и смущенно улыбался от повышенного к себе внимания, явно чувствуя себя не в своей тарелке. Его попутчица - статная девушка с роскошной , до пояса, косой цвета спелой пшеницы - держалась уверенно и невозмутимо.
Они оставили свои скромные пожитки у дверей недавно построенной бревенчатой школы, где для проживания им была выделена небольшая комната, и принялись осматривать окрестности. Думаю, что картина, представшая перед их взором, пришлась им по душе- школа располагалась в самом живописном месте деревни. Рядом находился пруд. На противоположном  берегу в его зеркальную гладь зачарованно смотрелись склоненные над водой деревья. Дальше простирался барский сад, уже опустевший, но еще хранивший следы прежнего заботливого ухода.  Чуть ниже по лощине переливалась на солнце поверхность еще одного пруда. Его вода была настолько прозрачной, что использовалась жителями для приготовления пищи - из-за глубокого расположения грунтовых вод колодцев в деревне не было. Рядом со школой на пригорке возвышалась ветряная мельница. А через дорогу подбоченились, выстроившись в ряд, крытые соломой крестьянские избы. Их стены, обмазанные глиной, белили в то время известью, за которой  специально ездили в Урусово.
  На обустройство своего жилья у супругов Бубенцовых времени не было, ведь впереди  ожидало ответственное и хлопотное дело - открытие школы. Они ходили по домам и знакомились с местным населением, проводили разъяснительные беседы, составляли список детей, достигших школьного возраста.  Наконец в  новой школе, еще хранившей запах свежеспиленной древесины, наступил тот незабываемый первый урок - и для  деревни Кордюки с   ее маленькими жителями,  и для молоденьких учителей, которые навряд ли  предполагали тогда, сколько таких уроков они еще проведут здесь за свою полувековую педагогическую деятельность.
 В то время школа представляла собой одну большую комнату с печкой-галанкой на почетном месте. Каждый класс занимал отведенный ему ряд.  Занятия проводились для всех четырех классов одновременно: 1 и 3 вела Надежда Ивановна; 2 и 4 - Сергей Андриянович. Тогдашние  ученики разительно отличались от современных школьников. У них не было красочных ранцев и пеналов с разнообразными  школьными принадлежностями, а писали зачастую на старых бумажных обрывках, макая перышки в чернила. О приличной одежде и обуви оставалось только мечтать, а  многие из них и вовсе стыдливо прятали на уроке под лавки босые, покрытые цыпками ноги.  А сразу после занятий , наскоро перекусив, приступали к хлопотам по хозяйству - у каждого с малых лет были свои обязанности. Вскоре после открытия школы Бубенцовы стали проводить здесь занятия ликбеза. Их посещали по вечерам взрослые кордюковцы, желающие обучиться грамоте.
Шло время. Молодые супруги освоились на новом месте, и Сергей Андриянович перевез в Кордюки свою престарелую маму, которая жила с ними много лет до своей смерти.  Вокруг школы благодаря их стараниям был разбит прекрасный сад, поразивший местное население не только фруктовыми деревьями, но и невиданными до сей поры кустами    смородины, крыжовника, малины. А учебно-опытный участок удивлял ухоженностью и разнообразием овощных культур.  Посещавшие Кордюковскую школу комиссии единогласно признавали пришкольный участок образцовым.
Вскоре  появился и "живой уголок", состоящий из кроликов. Ученики по очереди осуществляли уход за этой прожорливой оравой.
Постепенно школа стала культурным центром деревни. Здесь проводились сходы граждан, собрания, а также приуроченные к праздничным датам детские утренники. Старожилы вспоминают , что с наибольшим нетерпением все  ожидали Новый год, заранее начинали разучивать с учителями стихи и  песни, вырезать из бумаги флажки для украшения елки. Но  самым большим и долгожданным  счастьем для детворы был вожделенный новогодний подарок - газетный кулек с конфетами-"подушечками", вкуснее и душистее которых они  не ели ничего в своей жизни. Позднее, после закрытия в Кордюках клуба, в школе демонстрировали фильмы. Для этого на доску вешали полотно, служившее экраном. На просмотры набивалось людей до отказа, многие сидели на полу, кто-то приносил из дома табуретку.
В одежде учителя были скромны и неприхотливы. В холодное время года ходили в телогрейках и валенках. Надежда Ивановна никогда не появлялась с непокрытой головой, а зимой  поверх неизменного белого платка надевала пуховую шаль. 
Ежегодно в мае они водили детей в поход в расположенный неподалеку гагинский лес . Ближе к старости Сергей Андриянович из-за болезни ног уже не мог преодолеть такое расстояние. И Надежда Ивановна  возглавляла ватагу детей одна.
А в праздник, посвященный очередной годовщине Октября, кордюковские ученики шествовали с флагом и песнями по деревне на праздничную линейку в загрядчинскую восьмилетнюю школу.
Весной и осенью школьники трудились на приусадебном участке, а во время летних каникул помогали взрослым на колхозных полях.
В зимнее время учителя обучали детей работать лобзиком, шить и вышивать . Надежда Ивановна была большой мастерицей по вышиванию гладью. В их доме повсюду: на занавесках, наволочках, скатертях, покрывалах - красовались яркие, затейливые композиции из ягод и цветов.   
Постаревшие бывшие ученики кордюковской школы вспоминают, что Бубенцовы были частыми посетителями в домах своих воспитанников, беседовали с родителями, рассказывали об успеваемости детей, особо одаренным из них настойчиво рекомендовали продолжать образование. Все люди относились к ним с чувством благоговейного почтения, уважительно кланяясь при встрече. Когда учителя, по примеру деревенских жителей, развели большое  подсобное хозяйство - корову, овец, свиней, разнообразную птицу,- каждый стремился прийти им на помощь, когда надо было распахать огород, привезти сено или посадить картошку.
К большому сожалению, у Сергея Андрияновича и Надежды Ивановны не было  своих детей. Поэтому в довоенные годы, когда им было уже за тридцать, они привезли из детского дома девочку лет пяти. Односельчане вспоминают, что они относились к ней с родительской нежностью и заботой. После окончания школы она продолжила образование в Москве, где и осталась впоследствии на постоянное место жительства.      
Когда в деревню пришла страшная весть о начале войны. С.а. было уже за сорок. На фронт его не взяли из-за болезни ног.
В послевоенное время младшая сестра Надежды Ивановны Александра за какую-то провинность получила приличный срок - обычное в те времена явление. Супруги Бубенцовы забрали к себе ее малолетнего сына. По истечении определенного времени  она приехала в Кордюки и стала жить с ними в их маленькой комнатке. Александра Ивановна, навсегда ставшая для  деревенских просто Шурочкой, тоже работала в школе – уборщицей, истопником. Бывшие ученики вспоминают, как она подавала  детям сигнал о начале или окончании урока, трезвоня маленьким колокольчиком, разводила в большой бутылке чернила и разливала их по стеклянным чернильницам-непроливайкам, заваривала для детей на большой перемене   ведро душистого чая в брикетах. Кто-то пил этот чай с принесенным из дома ломтем хлеба, а кто-то пустой. Старожилы до сих пор восторгаются кулинарными способностями Александры Ивановны. С ее появлением в доме Бубенцовых стали часто устраиваться посиделки с румяными пирогами и кулебяками, на которые приглашались все желающие. Очень хорошо шила. Многим новорожденным кордюковцам подарила на память сшитые своими руками и украшенные вышивкой распашонки, платьица.
Больше сорока лет семья Бубенцовых ютилась в маленькой пришкольной комнате. И лишь в начале семидесятых годов, когда начали возводить новую кирпичную школу, они занялись строительством своего дома, облюбовав для этого место через дорогу. Его строили всей деревней. Дом получился добротный и просторный, на тот момент лучший в деревне. Он и сейчас стоит и печально смотрит заколоченными окнами на заросшее бурьяном место, где когда-то находилась школа.
Бубенцовы  прожили в нашей деревеньке более полувека, став  неотъемлемой частью  кордюковской летописи. Но  долгие годы  никому не рассказывали о своем прошлом, никого не пуская в личную жизнь. Лишь приехавший к ним в гости брат , неосторожно проговорившись,  немного приподнял завесу над этой тайной. Стало известно, что Надежда Ивановна родилась в августе 1899 года в селе Буково-Горки Луковицкого района Московской области в добропорядочной  семье священнослужителей, давших детям соответствующее образование и воспитание. Остается только догадываться, каким гонениям могла подвергнуться их семья в тяжелые для православия времена. Но эти подробности они тщательно скрывали, видимо, опасаясь новых притеснений.  Сергей Андриянович появился на свет в бедной крестьянской семье в Чаплыгинском районе спустя месяц после  рождения будущей супруги.  По непроверенным данным. он не только не получил педагогического образования, а  до встречи с Надеждой Ивановной и вовсе  был безграмотным. Молодая жена так основательно взялась за его обучение, что спустя время он сам мог под ее руководством учить детей.
Свою педагогическую деятельность Бубенцовы закончили, когда им было почти по семьдесят лет. А через пять лет перестала существовать кордюковская начальная школа.
Они умерли в 1978 году. 1 сентября, когда заливистый школьный звонок возвестил о начале нового учебного года, перестало биться сердце Надежды Ивановны. Всего на два месяца пережил жену Сергей Андриянович.
Давно нет в живых не только  учителей Бубенцовых, но и многих из их учеников. Они ушли в другой мир тихо и незаметно, не потревожив и не нарушив нашего привычного течения жизни. А я подумала о том, что ушли не просто наши заслуженные старики, вместе с ними навсегда ушла целая эпоха - со щедрым теплом русской печки и  чаепитием за пузатым медным самоваром, с  удалой пляской под голосистую гармонь и терпким запахом ядреной самокрутки. И мы запоздало понимаем, что о многом уже не  спросить, а спросив, не дождаться ответа...
Все, что мы можем сделать сегодня - это  не дать сравняться с землей их могилам, и потеряться во времени их именам.
Отрадно, что идею придать безымянным  могилам  надлежащий вид с радостью и пониманием поддержали многие люди.  Дьяконов С. оказал ощутимую спонсорскую помощь, изготовив мемориальную плиту.
Директор ООО"Нектар" Сибирских В. выделил средства на краску и кисти, предложив любую другую, необходимую для этого нужного дела, помощь.
Ученики Топовской средней школы во главе с учителем истории и краеведения Плаховой Н. в один из солнечных майских дней устроили субботник: они удалили лишнюю растительность, убрали мусор,  покрасили крест и ограду и укрепили в положенном месте мемориальную плиту.  Теперь каждый пришедший на погост почтить память усопших сможет без труда найти могилы заслуженных учителей и поклониться их праху.