Зарубежные воспоминания -часть 5

Владимир Токов
      -Николай Владимирович, что - то мы отвлеклись от наших планов. Вы в Италии были?
- Был, несколько раз.
- Расскажите.
   Один раз я там был дней двадцать. По поручению правительства покупал  комплект оборудования для производства столярных изделий для Армении после Спитакского землетрясения.  Изъездил ее вдоль и поперек. Я думаю, что не многие, кто бывал в Италии, могут похвастать, что их обворовали в Риме, рядом с Колизеем. А меня обворовали. Было это так.  Сопровождал нашу делегацию руководитель крупной итальянской корпорации по выпуску деревообрабатывающего оборудования. Заводы их разбросаны по всей Италии, в том числе два в Риме. Начали осмотр их предприятий в Милане, Турине, Генуе, Флоренции. По пути в Неаполь остановились в Риме. Посмотрели оба завода. Руководитель корпорации предложил посетить Колизей и Ватикан.  После осмотра Колизея  он послал помощника заказать столик в кафе на площади перед Колизеем, рядом с раскопками старинного района города. Направляясь к  кафе, он предложил: «Хотите я вам покажу, как  у нас в самом центре Рима воруют цыгане?». Вы все со временем забудете  об этой поездке, а это будете вспоминать всегда. Мы согласились. Он попросил все ценные вещи вытащить из боковых наружных карманов, оставив не много мелочи. По дороге к кафе нам надо было пересечь площадь. Пройти метров четыреста – пятьсот. На площади  многолюдно.

   Много экскурсионных групп стояло кружочком  вокруг своих экскурсоводов. И несколько  разрозненных пар иностранцев, вокруг которых сновали группы детей, пять – семь человек в возрасте десяти-двенадцати лет. Как только мы приблизились к средине площади, к нам подбежала одна из групп детей. Это были цыгане. Меня окружило четыре мальчика и три девочки. В руках одной из девочек был кусок картонки размером сорок на пятьдесят сантиметров. Она быстро приблизилась, прислонила картонку к моей груди, держа ее в одной руке, а вторая рука стала шарить по карманам.
 Мои глаза видели только картонку, а что происходит ниже, на уровне карманов,  не было  видно. Остальные дети устроили хоровод вокруг меня, взявшись за руки, стремительно вращались сначала три круга в одну сторону потом три круга в другую, напевая какую то песенку. И затем быстро удалились, утекли ручейком, продолжая напевать песню. Девочка с картонкой присоединилась к хороводу. Все это со стороны выглядело игрой. Вместе с тем я недосчитался нескольких лир, оставленных в кармане. Пока мы обменивались впечатлениями, цыгане уже хороводили вокруг  следующего иностранца. Прошло много лет после этого события, а я всегда его вспоминаю, когда разговор заходит об Италии. А вообще Италия  удивительная страна. Многовековая  ее история, никого не может оставить равнодушным. Могущественная Римская империя, эпоха возрождения - оставили огромное количество свидетельств былого величия и культурного наследия этого райского уголка планеты. Географическое положение страны уникально. Пять теплых, ласковых морей омывает полуостров. Мне особенно нравится Адриатическое море. Может быть потому, что я в нем много раз купался и однажды из Югославии на быстроходном катере за три часа переплывал до Италии. Наверное, такая экскурсия есть и сейчас - из бухты Херцегнови в Черногории до города Пескичи в Италии. Расстояние двести километров. С купанием у берегов Италии, без выхода на берег. В литре воды Адриатического моря  тридцать три грамма соли, в нем невозможно утонуть. Вода выталкивает тебя на поверхность, всегда теплая и очень прозрачная. В очках  лежа на поверхности можно прочитать текст газеты, лежащей на глубине двадцать метров. Вода увеличивает буквы, хорошо видно дно, растительный  и животный мир моря. Сейчас вероятно дайверам там раздолье.

   За Италией я наблюдаю лет сорок, может чуть больше. Бог не дал ей полезных ископаемых. Практически все энергоресурсы привозные. Лес для целлюлозно- бумажной промышленности и производства европоддонов выращивают на плантациях. Сажают, ухаживают, удобряют.  Через пятнадцать лет срезают и вновь сажают. Получаемая древесина  имеет низкие физико-механические свойства, но для выпуска целлюлозы пригодна. Она не годится для производства столярных и погонажных изделий в строительстве. Для этих целей древесину они покупают в России. Мы поставляли им примерно шестьсот пятьдесят тысяч кубометров пиломатериалов в год из Новороссийского лесного порта. Три арендованных судна круглый год перевозили доски в порты Италии. Двенадцать фирм их получали и продавали сотням маленьким фирм, которые их перерабатывали в вагонку для продажи в магазинах.  Чего в Италии много - это камня. Камнеобрабатывающая промышленность здесь всегда была лучшей в мире. Вино и туризм традиционно были основными источниками бюджета. Все остальное было развито плохо. А за семидесятые, восьмидесятые годы прошлого столетия произошел резкий скачок в развитии новейших технологий. Прошло то время, когда итальянцев называли «макаронниками». Сегодня деревообрабатывающее, например, оборудование, выпускающее итальянскими фирмами, ничуть не уступают немецким станкам. А в чем - то даже превосходят их. Мы купили тогда комплект оборудования по выпуску оконных и дверных блоков для восстановления Армении после Спитакского землетрясения.


   Установили его там, оно начало работать. Сделано это было потому, что поставляемые столярные изделия для российских строителей, ведущих восстановительное строительство жилых объектов,  до них не доходили. Вагоны при въезде в республику останавливались, все деревянное из них разворовывалось, вместо бортов оставались одни металлические стойки  и они уходили в Россию как скелеты.
 
    В Италии мне понравились католические соборы. Например, собор святого Петра в Риме. Удивительное сооружение, построено по чертежам самого Микеланджело Буонарроти в пятнадцатом веке. Огромных размеров собор, внутри которого установлено много великолепных скульптурных групп.

         В том числе мраморная «Мадонна» Микеланджело. Я до сих пор убежден, что лучше его из белого мрамора  скульптуру женщины, за пять прошедших  веков, сделать не удалось никому. Думаю, еще много веков никому и не удастся. Пролетело много лет, а она  стоит у меня перед глазами до сих пор. Уму не постижимо, как можно было из мрамора высечь одежду Мадонны, накидку на голову и платье с огромным количеством складок, тончайших складок и изумительное по красоте лицо Мадонны.
Об Италии я могу рассказывать очень долго, потому что память о ней неизгладима. Например, Ватикан, - карликовое, на первый взгляд, государство внутри  Рима, с населением 800 человек. А как велико  его влияние на католический мир. Или юг Италии все, что южнее Неаполя.

    Это совершенно иная страна, аграрная, ее не сравнишь с промышленным севером. А главное там живут совершенно другие люди. Они не заряжены на труд. Сегодня пошел немного поработал, а завтра  посидел в кафе, что бы истратить заработанное. Если ничего не заработал, пошел позагорать на море.

   Быть в Италии и не посетить Сицилию, значит не получить полного представления об этой стране. Посмотреть места, где свирепствовала мафия, описанная Марио Пьюзо в книге «Крестный отец», о сицилийской мафиозной семье Карлеоне, мне казалось было необходимо. На самолете из Рима до Палермо. Здесь на берегу уже Тирренского моря, такого же теплого, как и Адриатическое, стоят огромные сосны. Я в то время собирал сосновые шишки из мест куда, меня забрасывала судьба. Они и сегодня  все живы. Так вот самая крупная из них с острова Сицилия.
Население Италии в два с половиной раза меньше России, однако, ВВП  она вырабатывает в три раза больше России, а  выработка ВВП на душу населения  в семь раз выше нашей.
 Ну, хватит об Италии.