Казаки Гречкины. Село Александрия. 1790-1926 гг

Владимир Пузиков
КАЗАКИ ГРЕЧКИНЫ

СЕЛО АЛЕКСАНДРИЯ

В Новогригорьевском (с 1900 года – Благодарненском) уезде Ставропольской губернии фамилия «Пузиковы» была широко распространена в селе Александрийском (Александрии). Село Александрия имеет давнюю историю. Основано оно в 1790 году выходцами из одноименного села Александрии (с 1831 года – станица Александрийская), что в 12 верстах на север-запад от города Георгиевска. Первоначально поселенцы образовали хутор в 30 дворов.

При дальнейшем заселении Северного Кавказа в Александрию заехала группа переселенцев под этой фамилией из Воронежской, Харьковской, Курской или Тамбовской губерний. В дальнейшем наследники Пузиковых переместились в другие села и хутора уезда, в том числе: Красные Ключи, Шишкино, Каменная Балка, Благодарное.

Село Александрия мне дорого, так как оно является родиной моего прадеда, деда и отца. Прадед – Пузиков Петр Игнатович, 1854 года рождения, и его жена – Мария Ивановна проживали в этом селе, вели крестьянское хозяйство, имели свой хутор, воспитали шестерых детей. Похоронены они на центральном кладбище села.

Мой дед – Пузиков Иван Петрович (1893-1981 гг.) окончил в церковно-приходской школе села Александрии 3 класса, здесь он женился, в конце 20-х годах перебрался с семьей в хутор Копани.

Мой отец – Пузиков Илья Иванович (1924-2004 гг.) в селе Александрии родился, окончил 5 классов. Я же родился в 1949 году уже в хуторе Копани, где проживало многочисленное семейство Пузиковых, но крестили меня в возрасте 9-ти месяцев в Александрии, в храме святого Дмитрия Солунского и Алексия, человека Божия.

***

Первое описание села Александрии, обрядов и обычаев его жителей составлено членом Ставропольского губернского статистического комитета, местным священником Григорием Нигреевым и опубликовано в 1868 году.

Священник отец Г. Нигреев сообщал, что «…село Александровка (Александрия) расположено в низменности, по обеим сторонам реки Буйволы. С востока, юга и запада тянется гористый кряж, составляющий ветвь гор, идущих от местности реки Калауса.

По преданиям старожилов местность, на коей основалось село, в прежнее время обитаемо было кавказскими горцами, которые, занимаясь скотоводством, имели здесь у себя много буйволов, потому и речка, служившая для них водоемом, получила оттого у русских поселенцев название Буйволы. Урочищ к северу от селения в степях трухмянских много, но все они имеют названия татарские и населены трухмянами, почему для объяснения названий их трудно отыскать какие либо сведения в преданиях этого народа.

Церковь в селении одна, деревянная, во имя великомученика Дмитрия Муроточца. Из акта, при церкви имеющегося, видно, что церковь построена в 1841 году тщанием прихожан, а по преданию известно, что прежде церкви существовала здесь часовня. Первоначальные жители Александровки были почти все молокане, но они выселены впоследствии по распоряжению правительства в за Кавказский край.

Жители села Александровки говорят по большей части наречием великорусским, но сохраняется еще и малороссийский говор. Достойно замечания то, что у велико-россиян здешних буква «а» в разговоре почти всегда заменяется при произношении имен собственных буквою «я», например Ванька – Ванькя, Танька – Танькя, вместо слова «еще» говорят «ишо»…

Григорий Нигреев подробно описал быт крестьян, как они одевались, что употребляли в пищу: «…Мужской пол в будничные дни обыкновенно носит овчинную шубу, суконный зипун, овчинную шапку, холщевые рубахи, а из обуви поршни из сыромятной кожи. Женщины употребляют для одежды также овечью шубу и холщевые, а иногда и ситцевые рубашки, юбки, поршни, сапоги, а иногда и башмаки.

В праздники мужчины одеваются в суконные поддевки-бекешки, носят на голове картузы; женщины – нанковые халаты и сарафаны. На девушках в недавнее время стали появляться городские кофты и пальто; в косы обыкновенно вплетают множество разноцветных лент.

Жители употребляют в пищу в зимнее и осеннее время хлеб пшеничный, щи с капустой и с бараньей или говяжьей солониной, кашу с молоком или с бараньим жиром, сметану. Вареная курица или петух составляют лакомые кушанья. В весеннее и летнее время вся пища крестьянина состоит из квасу, галушек из теста, сваренных в воде, арбузов, дынь, огурцов и луку. Капуста и картофель на зимнее время привозятся из ближайших городов». [31]

***

В округе села Александрии леса произрастало мало, потому «…жилища поселян, за исключением немногих деревянных домов, равно заборов около дворов, все почти слеплены из обломков дикого камня с примесью глины, или же построены из сырцового кирпича.

Амбары же, где хранится хлеб, исключительно строятся деревянные, кровли домов и разных служб соломенные. В окрестностях села произрастает рощами вербовый и тополевый лес, который крестьяне употребляют на разные домашние поделки. Для топлива же обыкновенно приготавливают кизяк, или употребляют солому и степной бурьян.
 
Всех крестьянских жилищ считается в селе Александровке 519. На берегу реки Буйволы у крестьян, обыкновенно в конце гумна, находится много бань, но они курные и построены из сырцового кирпича, и потому вообще чрезвычайно грязны. Сложенная вместо печи большая куча камней нагревается соломой». [31]

В 1866 году население села Александрии состояло из казенных крестьян. Численность населения достигла 3800 душ обоего пола. Жители занимались преимущественно хлебопашеством, скотоводством и овцеводством, разводили огороды и виноградники.
 
Из очерка Г. Нигреева: «…Из хлебов в достаточном количестве сеют озимую пшеницу, рожь, овес, ячмень, лен, коноплю, просо и в малом количестве горох, чечевицу и фасоль. Чумачеством и извозами не занимаются. Обрабатывают поля преимущественно рогатым скотом, волами.

У жителей села Александровки находится крупного рогатого скота примерно до 20000 голов, овец более 45000. Лошадей крестьяне держат по две и по три каждый домохозяин. Рогатый скот мало употребляется в пищу самими жителями, а более распродается на ярмарках. Весь скот содержится круглый год под открытым небом, летом на пастбищах; зимой на так называемых кочевьях, где от вьюг и непогод, а частью и от недостатка присмотра и ухода, гибнет много овец». [31]

***

В селе на низком уровне было медицинское обслуживание населения: «…В случаях болезни жители прибегают к помощи знахарей, а по большей части обращаются к повивальным бабкам, которые лечат разными нашептываниями. Фельдшер на всю волость, состоящую из 10 селений, один.

Ему и вообще медикам народ мало доверяет в болезнях и мало к ним обращается как потому, что без особенной платы фельдшер никогда не явится к больному, так и потому, что он обращается за справкою о больных только в сельскую управу, которая не может знать, кто болен и кто здоров.

Во время лета, от излишнего употребления жителями овощей, и от стоячей загнивающей в речке воды, из которой народ пьет воду, постоянными болезнями бывают лихорадки и тифозные горячки, из коих последняя известна у жителей под именем младенческой болезни или порчи».

Население села Александрии малограмотно: «…Сельских жителей вполне грамотных, т. е. умеющих порядочно читать и писать, нет, а есть малограмотные, число коих также не велико и не более 15, а женщин крестьянок, умеющих только читать, не более 5».

 Да и условий для обучения жителей села, даже детей, не было. Лишь в единственном казенном мужском приходском училище, в котором учителем состоял священник Григорий Нигреев, в год можно было обучать до 50 мальчиков. Священник обучал детей чтению, письму, первым 4-м действиям арифметики, счетоводству и Закону Божию. [31]

В 1883 году секретарь Ставропольского губернского статистического комитета И. В. Бентковский о селе Александрийском писал следующее: «…Село Александрийское расположено на реке Буйволе, на высоте 632 фута над уровнем Черного моря. Расстояние от уездного полицейского управления, уездного казначейства, камеры мирового судьи, судебного следователя и станового пристава 12,5 версты.

Село основано в 1790 году. В нем православная церковь двухэтажная, построена в 1841 году, деревянная, ветхая, крыша железная, во имя святого великомученика Димитрия с пределом во имя св. Алексея человека Божия. Расстояние церкви от консистории 105 верст, а от местного благочинного 12,5 версты.

В селе – одноклассное училище с годовым бюджетом 625 руб. и 86 учащихся, волостное правление, общественный магазин, сельская тюрьма. Дворов 722, домов 754. Жителей: 1833 ревизских душ, а наличных 2545 мужчин, 2547 женщин, не причисленных к сельскому обществу 194 мужчины, 196 женщин; всего 5482 души. Население православное, великорусского племени.

Торгово-промышленные заведения: лавок 8, водяных мельниц 16, маслобоен 5, кузниц 1 и 4 питейных дома. Земельный надел: по владенной записи: 33199,62 десятин; в том числе земли неудобной 2699,74 десятин, или 8 %. Душевой надел: на ревизскую душу по 18 десятин, а на наличную по 12,9 десятин. Скотоводство: 838 лошадей, 6 297 голов рогатого скота, 25 322 овцы, 360 коз, 1424 свиньи.

Пути сообщения: 1. До села Медведскаго 15,25 версты. На 5 версте лежит село Шишкино. Дорога к нему ровная, пролегает по-над рекою Буйволою, по глинисто-песчаной почве. От этого села до ручья Долгаго дорога идет тоже по ровной местности. Переезд через ручей по каменному мосту. За мостом, на расстоянии одной версты, дорога идет по мочежиннику, весьма неудобная для проездов, во время распутицы, а затем отлогий подъем и дорога до самого села Медведскаго удобная, пролегает по чернозему.

2. До села Сухой-Буйволы 18 верст дорога сначала, как и в предыдущее село, идет на село Шишкино, по ровной местности, а под конец с небольшим подъемом. Грунт черноземный, а местами глинистый и солонцеватый.

3. До села Благодарнаго 12,5 версты. Здесь два пути, один по правую, а другой по левую сторону р. Буйволы, на которой устроен каменный мост с деревянной настилкой. Оба пути одинаково удобны.

4. До села Елизаветинскаго 12 верст. Дорога пролегает по глинистой, а частью по черноземной почве, с незначительным подъемом и таким же спуском». [24]

По архивным сведениям за 1889 год в селе Александрии имелось 755 дворов, в которых насчитывалось 765 жилых домов. В них проживало 5796 человек, в том числе: мужского пола – 2839, женского – 2957 чел.

В селе имелось 2 церкви, одноклассное училище, волостное правление, хлебный магазин и квартира станового пристава 2-го стана. Из торгово-промышленных предприятий в селе действовали: 10 лавок, 2 кузницы, 1 бондарня, 3 маслобойни и 5 водяных мельниц. Питейных заведений насчитывалось 8 и 1 трактир.

Приведем список всех хуторов, входящих в состав Александрийской волости:
Хутор Серикова (ныне х. Гремучий) при Гремучем ключе, 7 верст от волости, 9 дворов;

Хутор Паленый при балке Паленой, 8 верст от волости, 2 двора;
Хутор Копанской при Копанской балке, Крутой, 8 верст от волости, 2 двора;
Хутор Алтухова при Нижнее-Копанской балке, 8 верст от волости, 6 дворов;
Хутор Макарова при урочище Селище (ныне х. Красный Ключ), 7 верст от волости, 7 дворов;

Хутор Пузикова при урочище Ясеневая балка, 10 верст от волости, 2 двора;
Хутор Дейнекина при Терновой балке, 10 верст от волости, 3 двора;
Хутор Верхне-Копанской 1-й (позднее х. Копани – автор) при балке Копанях, 10 верст от волости, 14 дворов;

Хутор Верхнее-Копанской 2-й (позднее х. Терновая балка – автор) при балке Терновой, 12 верст от волости, 3 двора;
При реке Буйволе: Хутор Милованова, 2 версты от волости, 5 дворов; Усадьба Затонских, 1 верста от волости, 4 двора; Усадьба Котлярова, 2 версты от волости, 1 двор; Хутор Затонских, 2,5 версты от волости, 13 дворов; Хутор Севостьянова, 3 версты от волости, 2 двора;

Далее: Хутор Шевченко при Длинной балке, 2 версты от волости, 20 дворов; Хутор Щеглова при речке Журавке, 6 верст от волости, 6 дворов; Хутор Щеголькова при урочище Грязной балки, 7 верст от волости, 2 двора.
Водяные мельницы действовали на усадьбах Затонского и Котлярова, на хуторах – Затонского, Севостьянова и Щеглова. [25]

***

В 1902 году волостное село Александрия относилось к 5-му участку земского начальника, находилось на расстоянии 15 км от уездного центра – села Благодарного. В селе проживало 7 999 жителей обоего пола. Волость имела надельной земли 30 301 десятину. 

В Памятной книжке Ставропольской губернии на 1904 год впервые упоминаются Александрийские хутора с указанием численности населения и расстоянием до волостного села Александрии:

«…Хутора Копанские – 161 чел., 8 км;
- Борякины – 99 чел., 7 км;
- Макаровы – 86 чел., 7 км, ныне х. Красный Ключ;

- Бузовы – 35 чел., 7 км;
- Пузиковы – 23 чел., 10 км;
- Дейнекины – 67 чел., 10 км, ныне х. Дейнекин;

- Алтуховы – 129 чел., 7 км, ныне х. Алтухов – административный центр муниципального образования «Красноключевский сельсовет»;
- Щегловы – 45 чел., 6 км;

- Варенниковы – 135 чел., 3 км;
- Миловановы – 35 чел., 4 км;
- Труфанова и Грибен. – 18 чел., 3 км».  [32]

***

В советское время, в 1926 году была проведена Всеобщая перепись населения. По Александрийскому сельскому совету переписано 23 населенных пунктов.

В том числе: село Александрия, в котором проживало 5127 человек; хутор Алтухов – 163, Будка железнодорожная (поселок Мокрая Буйвола) – 24, хутор Гремучий – 178, хутор Грязнуха – 38, хутор Динейкина – 62, пос. Журавка – 73, пос. Каменно-Балковский – 338, пос. Копани – 155, пос. Красная Балка – 82,

пос. Красный Городок – 53, пос. Красный Ключ – 182, хутор Кучменко – 57, хутор Милованов – 32, хутор Ново-Александрийский – 319, пос. Н. Грязнуха – 33, хутор Палена – 42, пос. Пресняков – 66, пос. Пузиков – 42,

хутор Сапрыкин – 6, хутор Сухая Падина – 101, артель «Труд Красноармейца» – 31, хутор Шатова Балка – 21.

При переписи определялась принадлежность жителей к казачеству. Причем, отметку «казак» в опросных листах ставил сам опрашиваемый. Так вот, в селе Александрии причислили себя к казакам только 3 женщины, и в хуторе Ново-Александрийском – один мужчина. [33]

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

11 марта 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков