К старцу

Людмила Либерцева
Девушки ехали к старцу из Москвы вдвоём: одна была старше другой по возрасту и духовно более приготовленной. Другая же совсем плохо понимала, что значит «ехать к старцу». Ему надо задавать вопросы, предупредили её, и она приготовила два вопроса. Первый: «Почему у меня появилась аллергия к чтению?» Тогда, конце 60-х годов по рукам ходило великое множество запрещенной властями литературы: от Пастернака, Солженицына и Блаватской – до русских религиозных философов, и всё это жадно читалось.

Второй вопрос был такой: «Вот к тебе направляется человек, который тебе неприятен. Как к нему относиться, если хочется спрятаться в первую же подворотню?»

Батюшка оказался невысокого роста, в стареньком сером подряснике, длинные седые волосы были скреплены обычными булавками, его большие глаза сияли девушкам навстречу.

Он благословил. Младшая потом не могла забыть этого благословения, словно в этот момент с ней что-то случилось. Батюшка ушел беседовать с её старшей подругой, а ей пока предложил книгу.

По обыкновению она раскрыла книгу наугад и стала читать главу «О трёх способах ведения» (обычно девушка читала книги по диагонали, легко схватывая смысл). Здесь же споткнулась уже о первую строку. В течение трёх часов, пока шла беседа в другой комнате, удалось прочесть чуть более полутора страниц…

Это были «Слова» св. Исаака Сирина. Пища была ей совсем не по зубам, но от  этого родника невозможно было оторваться, какая-то ненасытная жажда овладела душою…

Объясняя разницу между тем чтением и этим, батюшка улыбнулся: "Кто же будет есть лебеду, когда рядом настоящий хлеб! И от человека, идущего навстречу, нельзя убегать в первую же подворотню, потому что каждого человека посылает навстречу Господь, и ты должен встретить его лучшим, что есть в тебе".

***
Протоиерей Александр Ильин (фото)

 Проповедниками нашей веры православной были многочисленные пастыри, о которых мы очень мало знаем. Одним из таких пастырей, тружеников на Христовой ниве был протоиерей Александр Иванович Ильин.

Родился отец Александр в Тверской губернии в 1895 году, окончил семинарию в Петербурге. Участвовал в войне 1914 года с Германией, четыре года воевал на фронтах гражданской войны.
В 1922 году рукоположен в диаконы, а через несколько месяцев в священники.
С 1936 по 1943 год провёл в сталинских лагерях, как многие духовные лица.
Служил после войны в городе Луге Ленинградской епархии и в Новгороде. В 1958 году он заочно окончил Духовную Академию, защитив диссертацию «Причащение святых Тайн в жизни православного христианина».

На многие годы она стала бесценным пособием для других пастырей, ведь книг святых отцов найти в то время было невозможно.

В 1966 году отец Александр по состоянию здоровья ушёл за штат и уехал к дочери и зятю, священнику Тихвинской церкви о. Евгению Ефимову, который служил в посёлке Сиверская Ленинградской области, а затем в Красном Селе под Ленинградом. В нем пребывал дух старчества, издалека приезжали к нему люди за советом и духовной помощью.
"Жить надо так, чтобы ничем не выделяться из других людей, кроме внутреннего - это покров для сохранения тайны.
Скрыть свой духовный мир насколько возможно.
Открытое сокровище крадомо бывает".
Из его "Поучений и наставлений духовным детям"
Был он духовным отцом протоиерея Иоанна Миронова, к которому сегодня так же идут люди и монашествующие окормляются духовно.

 Отец Александр ушёл в вечность 14 января 1971 года. Последние слова его были: «Знаю, знаю…» Свои дары батюшка тщательно скрывал.