Зарисовки с натуры

Елена Андреевна Рындина
11.03.2013.

       Потому - правда всё.  Как-то не удаётся унестись мне в область фантазий (а хотелось бы иногда!), оторваться от реальности, изобразив что-то типа «Джен Эйр» в осовремененном варианте. Хотя, чего уж скромничать, красивых историй у меня в коридорах судьбы много встречалось. Да и встречается. Таких, что порой кажется, что лишь в киношном варианте это возможно. 
       А оно вот – пожалуйста. Даже адрес конкретный имеется. « Резинотехника» Заволжского района нашего города. Центр социальной реабилитации с красивым названием «Милосердие».
       Наша студия «Здравствуйте», состоящая из членов ВОИ местного помола, давала очередной концерт. Мы пытались разогнать тоску (свою и зрителей) очередным выступлением, включающим в себя прочтение стихов, исполнение песен, каких-то миниатюрных зарисовок, иногда – импровизаций. Почти всегда получается. Нас хорошо встречают – не лгу. Мы же свои. И на «сцене» (то место, на котором мы помещаемся, очень условно может соответствовать данному термину), и в «зале» (ассоциации те же, что и со сценой) присутствуют люди практически одного поколения (те, кого воспитывали для «идеалов бесклассового общества») и материального достатка («от пенсии до пенсии»).   
       Поэтому обходимся без переводчика. Всем всё понятно. Взаимные улыбки без натяжек, обоюдные аплодисменты. Сидящие не жалеют ладоней своих  за нашу  исполнительскую искренность (а за её присутствие я ручаюсь своей седой головой), мы благодарны им  за радушный приём и понимание того, что нам хотелось сказать своим посещением. Не люблю этого слова, но консенсус  явно проглядывается в такие трогательные минуты.
       Тот день 2012 года напоминал все предыдущие. Рассказав всё словами и глазами друг другу, мы расстались со зрителями. Пошли «промочить горло» чаем, которым традиционно угощают нас милые устроители «гастролей» студии. Сидеть было уютно, но тесновато. Для того чтобы кто-то вышел из-за стола сосед его должен был встать и приподнять свой стул. Но это нас, конечно, не смущало. Настроение было приподнятое. Дарить людям часть себя (а в творчестве  только так и можно жить) – хорошая штука.
       И вдруг я заметила, что из коридора (тоже не стадионного масштаба) к нам направляется пожилая (даже по сравнению со мной) недавняя зрительница. Думая, что она хочет присоединиться к мини-трапезе нашей, я встала сама и попросила одну из студиек подняться и пропустить даму ко мне. Её глаза были прикованы к моим, и это давало право определить «адрес», которого она не без препятствий пыталась достичь. Мы очутились напротив друг друга. Но, когда я вознамерилась уступить ей своё место, она протянула ко мне руку. Воспитание без огляда на пол воспитуемого приучило нас к мысли, что рукопожатие – вполне приемлемый способ для приветствия двух женщин. Инстинктивно моя рука поплыла ей навстречу. Конечно, я не помню этой секунды, когда поняла, что цель годящейся мне в матери россиянки была далёкой от советской суровости дружеского общения. Её поцелуй обжёг мне руку, а слезящиеся глаза – сердце.  «Что вы?!» - вырвалось у меня. Не скрою: мужчины часто целовали мне руки. Ноги – тоже. Женщины оформляли комплименты моему творчеству  красиво. Но такого выражения симпатии я ещё не встречала. А на мой крик-вопрос  слух заворожили идущие как будто из динамиков слова в ореоле морского прибоя: «Это за страдания ваши. Сколько же вы пережили. Я всё поняла».
       Она ушла, в полном молчании выпущенная моими коллегами по творчеству из тесноты комнатушки в тесноту коридора. На прощание я успела поцеловать её по-русски – троекратно и поблагодарить за ту, поистине материнскую, глубину понимания моих рифмованных исповедей.
       Что же удивительного в том, что 11.12.2012 в 14.20. (кстати, абсолютно не «поэтическое» время – обычно мысли оформляются в строки ночью или рано-рано утром) меня засвербило. Кухонный «праздник» пришлось прервать.  Не помню, подгорела тогда сковорода или нет, но такая перспектива у неё была…
СО МОЮ НЕ БЫЛО ТАКОГО               
Через встречи прошла и разлуки.
Солнце грело и мучила мгла…
Но впервой целовала мне руки
Та, что матерью быть бы могла!
Я не плакала в детстве, ребята,
Других слёзы считая «нытьём».
Себя сильной считая когда-то,
Не хотела и счастья вдвоём.
Всё – одна! И уверенным взглядом
Прогоняла чужих и своих!
Встать никто не посмел со мной рядом,
И согнулась спина за двоих…
Подрастают беспечные внуки,
Становясь вдруг грустней на глазах…
Да, она целовала мне руки
За невиданной боли размах:
Той, которую гордость взрастила,
Что без веры цвела, как репей…
И теперь уже только могила
Вырвет душу мою из цепей
Слишком ранней усталости этой,
Вдруг затмившей красоты земли.
Правда, выход всё ж есть у поэта:
Мою исповедь, зритель, возьми.
Не меня, но кого-то другого,
Может быть, остановит она...
Ведь не зря даровали нам Слово,
И не зря ежегодно весна
Нас чарует Пасхальною песней,
Освятившей Грядущего путь...
Значит, всё-таки будем мы вместе!
Не сейчас. Но когда-то-нибудь...
Может, руку затем целовала
Эта чья-то прекрасная мать,
Чтобы я теперь тоже узнала,
Как счастливой легко можно стать!