Статейка про машины и дороги

Александр Иноземцев
Написано давно... года поди уж два как. Но люди как гибли от того о чем я тут, так и дальше гибнут. Че делать не знаю. Попробую еще раз в "За рулем" постучаться. Пока сюда.               
Наша организация ООО "Газпром трансгаз Сургут" относится по виду деятельности к транспорту газа. Казалось бы, при анализе несчастных случаев на производстве, наибольшее их количество должно быть как-то связано с основным видом деятельности. Тем не менее, на практике это предположение не подтверждается – ДТП – вот что наносит самый большой вред.
                Долг специалиста обязывает изучать негативные явления и искать методы по их устранению. Анализируя ДТП, их можно ранжировать по тому критерию, насколько возможно было бы избежать той или иной аварии. Опыт показывает, что среди аварий, происходящих в результате пересечения траекторий движения транспортных средств, выездов на встречную полосу, неожиданных маневров и т.д., выделяются своей глупостью столкновения со стоящими транспортными средствами.
                Для севера Тюменской области эта проблема особенно актуальна, так как обочин на большинстве дорог нет, а в зимнее время темное время суток значительно увеличивается. Это, в сочетании с гололедом, не оставляет никаких шансов водителю, если следующий впереди него автомобиль остановился и не включил аварийную сигнализацию.
                Как правило, вынужденная остановка связана с какими-то проблемами. Или это проколотое колесо, или неполадки с двигателем и т.д. То есть, водитель чем-то озадачен и может не вспомнить про аварийную сигнализацию. В светлое время суток другие водители видят, что автомобиль не движется относительно окружающих предметов и выбирают соответствующий скоростной режим, что бы объехать стоящий автомобиль, не столкнувшись со встречным транспортом. В темное время суток опасность ситуации на порядок выше. Водитель видит, в лучшем случае, габаритные огни, но оценить по ним скорость сближения с впереди движущимся или стоящим транспортным средством невозможно. Есть варианты оценки расстояния до автомобиля по видимому расстоянию между его габаритными огнями, но это требует времени и опыта и, к тому же, не дает стопроцентной гарантии.
                Единственным спасением в такой ситуации является включение аварийной сигнализации на стоящем автомобиле. Но, как показывает практика, водители во время остановки отвлечены какими-то проблемами, и включать «аварийку» забывают. А включать ее надо еще до остановки. Водитель снижает скорость, останавливается. При этом у него нет чувства опасности, т.к. нет скорости. Он не осознает, что остановившись, он практически летит навстречу тем, кто его догоняет. Еще не остановившись, а двигаясь со скоростью 10-20 км/ч., он рискует получить удар на скорости 100 км/ч от тех, кто движется сзади со скоростью 110-120 км/ч. Вот этих-то аварий быть не должно. Именно этих аварий можно избежать. Есть «аварийка» у стоящей машины, есть тормоза у машины её настигающей. Есть все условия, чтобы не было таких аварий.
                Но, видимо, не хватает чего-то, раз такие аварии все-таки происходят. За последние лет 50 скорости значительно возросли, а вот обочин как не было на множестве дорог, так и нет. А если и есть обочина, то большинство водителей предпочитают на нее полностью не съезжать, особенно зимой, т.к. боятся застрять или свалиться в кювет.
                По техническому оснащению автомобилей в плане безопасности прогресс так же невелик. Может пора дополнить габаритные огни экраном, который бы своим цветом или формой позволял понять, с какой скоростью движется впереди идущий автомобиль, разгоняется он или тормозит? Если скорость автомобиля снизилась до 30км/ч, то может надо автоматически включать аварийную сигнализацию, т.к. такой автомобиль прямая угроза для тех, кто его догоняет? Тем же, кто его догоняет тоже пора технически продвинуться. Можно поставить устройство наподобие тех, чем измеряют скорость ГИБДД, а если оснастить какими либо датчиками задние части автомобилей, то такое устройство будет на них автоматически наводиться. Таким же путем можно решить проблему «слепой зоны» - это когда водитель не видит ни в зеркало, ни прямым зрением, рядом идущий автомобиль.
                Если проанализировать, сколько аварий происходит из-за стоящего на проезжей части транспорта, то возникает удивление, почему до сих пор на транспорте, движущемся со скоростью менее 30 км/ч, не включается автоматически аварийная сигнализация?
                Конечно, здесь все не так просто. Если это движение днем в условиях города, то «аварийку» включать не нужно, а если это на трассе, да еще ночью, то включать нужно принудительно. Возможно, придется дороги оборудовать датчиками, которые будут связываться с системой безопасности автомобиля и настраивать ее на тот или иной режим работы.
                Создание такой умной системы – это дело техники, так же как и оснащение автомобилей радарами, экранами и всем прочим. Другое дело – это изменение нашего сознания. У нас тысячи километров дорог, на каждом метре которых можно избежать аварий, если их расширить и оборудовать разделительной полосой, обочинами, местами для стоянки. Все множество машин необходимо совершенствовать не только в плане увеличения мощности и скорости, но и в плане безопасности как для тех, кто в них едет, так и для тех с кем они сближаются.
                Если сравнить по той технической части, которая обеспечивает мощность и скорость, автомобиль 1950-х годов и современный, то это небо и земля. А в плане безопасности добавились только лишь подушки безопасности, ремни безопасности, а в последнее время сигнализация применения ремней. Такую же сигнализацию, на первом этапе, можно сделать и для применения аварийной сигнализации. А в перспективе необходимо создать умную систему безопасности, анализирующую скорость, освещенность, показания радаров, режим движения и помогающую водителю через голосовые сообщения, показания экрана, а, возможно и непосредственно управляя двигателем, тормозами, вмешиваясь в рулевое управление, избежать аварий на дороге. На данном этапе некоторые вышеперечисленные вещи кажутся утопией, но автомобильной промышленности необходимо развиваться в первую очередь в плане повышения безопасности.
                Мы как будто бы привыкли, что у нас постоянно происходят ДТП. А давайте представим себе то время, когда аварий на дорогах не будет! Что для этого нужно сделать? Возможно, что-то из вышеперечисленного, возможно, появятся идеи получше. На сегодняшний день много разговоров о двигателях, дизайне, комфорте и т.д., а необходим прорыв именно в системах безопасности.
Небольшое послесловие:
Начну с наиболее впечатлившей ситуации, когда водитель жестоко ошибся, и мы чудом остались живы.
Дело было зимой 2000г. где-то. Мы ехали на ВАЗ 2199 около 100км/ч по зимней трассе. Я был на переднем пассажирском сидении. Замечаю, что выехавший раньше нас КамАЗ или медленно едет, или стоит… в общем, быстро мы к нему приближаемся. Я говорю нашему водиле, что что-то он там затеял!!! Но тот не тормозит, а начинает объезд КамАЗа. А тот начинает поворачивать налево! Водила было тормозить, да какой там – скользко! Я ору, что бы он дал по газам! Он газует, и мы еле проскочили между бетонной чушкой, на которой стояла какая-то стелла типа «Колхоз неурожайный» и этим КамАЗом. Левое колесо таки зарезало в снег, и мы полетели в кювет. В воздухе машина сделала сальто, да так удачно, что даже картошка в багажнике не выпала из ящиков. А сзади сидели жена водилы, двое его детей и пацанчик с гитарой. И тоже все как сидели, так и приземлились в Сугроб. Машине ничего не сделалось. КамАЗ нас вытащил, и мы поперли дальше.
Казалось бы совсем не пешеходная история. Но это яркий пример того, что если кто-то из участников тормозит, то надо насторожиться! Из-за стоящего авто может выбежать ребенок или еще кто.
Не надо переть округля глаза, надо прогнозировать ситуацию. Ехать по двору более 10км/ч – это неумно. Наставлено машин и люди рассчитывая, что никакой дурак по двору гонять не будет.
Как-то еду я по двору и попутно мне идет бабушка. Я её обгонять, а она повернула мне под колеса! Ехал бы 15-30 км/ч, сбил бы непременно.
Не надо тонировать боковые стекла. Я как-то взял такую машину и при попытке свернуть во двор обалдел. Ночью в боковое стекло ничего я не увидел. А мне надо было пересекать тротуар, где ходят люди!
Каюсь сам, что по молодости не раз давил пешеходов. Слава Богу, не задавил. Я не про случаи, когда эти пешеходы выскакивали из кузова впереди идущей машины. Я про то, как мы веселой компанией, врубив музон, мчали по кольцу, что на ул. Ленина где агентство и рванули с кольца в сторону Оптики. А там по пешеходнику пешеходы идут! Они же не думали, что если лихачить, то можно боком да юзом в управляемом заносе гнать по кольцу 60км/ч как не больше и потом так ловко с него слететь на Майскую. Каким-то чудом я этих людей обрулил!
Другой случай был не такой лоховской. Вижу, авария на дороге, темновато, мигают аварийки, ГАИшники ходят. Я подъехал, давай тормозить, а гололед такой, что вообще нет никаких тормозов! Надо было мне рулить на обочину в сугроб и об него тормозить. Но я что-то не сообразил и еле-еле  между этими ГАИшниками и машинами проехал. Хотя может ГАИшники были не дураки и попрятались за машины, т.к. надо понимать, что если ты по льду еле ходишь, то вставать на пути лавирующего между разбитыми машинами джипа опасно. Если бы они вышли мерять дорогу, была бы беда.
А это случай из разряда тупизма. Менял на НИВЕ колодки. Шланги не откручивал, думал, что тормоза есть. Поехал, кругом люди, машины – дело было возле автосервиса. Я тормозить, а тормозов нет вообще! Тоже чудом никого не сбил. А могла тупо за ночь жидкость вытечь и тот же эффект. Поэтому ехать, не проверив тормоза, поворотные сигналы и т.п. – это тупость.
На этом лимит везения наверно исчерпан и я больше не гоняю на Байкал или в Питер. Даже в Тюмень езжу поездом. А по городу вообще не гоню, если хоть что-то закрывает дальний обзор.