Остаться в строю во что бы то ни стало

Анна Герасимова
В рядах органов внутренних дел Хабаровского края немало достойных мужчин, с честью исполняющих свой служебный долг. В мирное время и  «горячих точках» они несут службу, защищая граждан от преступных посягательств. Среди них и сотрудники спецподразделений УМВД России по Хабаровскому краю. Выезжая в служебные командировки в Северо-Кавказский регион, они бесстрашно
Капитан полиции Вячеслав Владимирович Дозморов прошёл 6 таких командировок. В одну из них он потерял лучшего друга, а в другую сам  получил серьёзное ранение. Но службы в отряде особого назначения УМВД России по Хабаровскому краю не оставил. 

Припаздываю сегодня, - подумала я, мельком взглянув на стрелки часов. – Обычно я равняюсь с бегущим на встречу мужчиной, когда до здания краевого управления МВД остаётся минут пять ходьбы. Сегодня же мне ещё идти и идти, а он только что пробежал мимо, приветственно качнув головой. Каждое утро в любую погоду он совершает пробежку по Уссурийскому бульвару как раз в то время, когда большинство жителей  нашего города спешат на работу. И каждое утро я невольно вглядываюсь вдаль, ожидая увидеть фигуру бегущего человека. Это стало своего рода утренней традицией. Об этом человеке я знаю только то, что он служит в отряде особого назначения УМВД России по Хабаровскому краю.
И вот теперь он сидит передо мной и рассказывает о себе. Вячеслав Владимирович Дозморов пришёл в отряд в 1994 году в возрасте 20 лет. Подразделение образовалось всего год назад, так что коллектив находился в стадии формирования. Здесь он познакомился и подружился со своими друзьями: Константином Курепиным, Николаем Несговоровым, Виталием Федорищевым.
- Виталия вспомнил сразу, - говорит Вячеслав, - мы учились с ним в средней школе № 43 города Хабаровска, правда он был постарше меня. К тому же мы жили на одной улице. Так что общий язык нашли быстро, вместе тренировались, вместе участвовали в милицейских операциях и в служебные командировки в Северо-Кавказский регион - тоже вместе. 
В августе 1995 года группа бойцов хабаровского ОМОН отправилась во вторую командировку в Чечню. Очутившись на чужой земле, ребята практически сразу попали в водоворот боевых действий. Стычки с боевиками следовали одна за другой.
- В такие моменты страха нет, - рассказывает Вячеслав Дозморов. – Просто делаешь то, чему тебя учили, к чему готовили. Осознание того, что в любую минуту тебя могли убить, приходит значительно позже, когда бой уже позади. Вот тогда становится действительно страшно, потому что понимаешь – могло быть и по-другому…
События тех дней навсегда впечатались в память тех, кто прошёл через огонь, смерть, боль и грязь Чеченской войны. Об этом трудно вспоминать и совсем не хочется говорить, ведь скупые фразы не могут отразить весь ужас пережитого. Именно тогда в августе 1995 года в чеченском городе Аргун, захваченном боевиками, на глазах Вячеслава погиб его друг Виталий Федорищев. Отряд попал в засаду, и штурмовые группы были вынуждены пробираться под шквальным огнём противника. Меткими выстрелами бойцы ОМОН заставили замолчать несколько огневых точек неприятеля, но и вражеские снайперы вели прицельный огонь. Несколько человек получили ранения, среди них - Виталий Федорищев. Под непрекращающимся огнём ему оказали первую медицинскую помощь, после чего эвакуировали в госпиталь. И Вячеслав, и другие бойцы отряда до последнего надеялись, что их товарищ выживет. Но чуда, увы, не произошло…
 Спустя несколько лет после этого случая у Вячеслава родился сын. Он назвал его Виталием - в честь погибшего друга.

В марте 2001 года прапорщик милиции Вячеслав Дозморов отправился в свою шестую служебную командировку. Их отряд дислоцировался в Курчалоевском районе Чеченской республики. Боевая колонна двигалась на блок-пост. Вячеслав находился в автомобиле «Урал», когда прогремел взрыв. Четверо бойцов получили ранения различной степени тяжести, остальных выбросило из автомобиля взрывной волной. Последнее, что услышал Вячеслав, перед тем как потерял сознание - команду «Вперёд!». Осколки стекла превратили левую часть его лица в кровавое месиво. 
- Я пришёл в себя уже на больничной койке, когда медсестра тормошила меня за руку, пытаясь выяснить группу крови, - вспоминает он. – IV+ - редкая группа, но донора всё-таки нашли. Врачи боялись, что в результате ранения мог быть задет мозг, но их опасения не подтвердились. Хирурги удалили большую часть осколков, наложили швы как смогли. Раненых было очень много, медики работали на износ: операции шли одна за другой, и цель была только одна - спасти жизни бойцов, залатать раны. Ни о какой эстетике речи не шло.
Позже Вячеслав перенёс ещё пять операций, ездил к московским специалистам, но шрамы остались как напоминание о тех страшных днях Чеченской войны. Всё это время рядом был самый дорогой и близкий человек – жена Надежда.
- Она приехала, как только меня перевели в московский госпиталь, вспоминает Вячеслав. – Я тогда даже ходить не мог. Так она 2 месяца за мной ухаживала, кормила, возила на тележке по специалистам, на процедуры, решала финансовые вопросы. В общем, стала добровольной сестрой-сиделкой, причём не только для меня, но и для других раненых ребят.
Та роковая командировка стала для Вячеслава Дозморова последней, врачи категорически запретили ему выезжать в Северо-Кавказский регион. А потом встал вопрос о его дальнейшей службе в ОМОН. Оставить коллектив казалось ему немыслимым, ведь с этими ребятами он прошёл не только войну. Вместе они участвовали в специальных операциях, обеспечивали охрану общественного порядка, прикрывали сотрудников оперативных служб при задержании опасных преступников. К счастью, за своих бойцов, получивших тогда ранения, вступился командир отряда Игорь Гуревич: добился того, чтобы ребят не списали «на гражданку». Те, кто мог и хотел работать, остались в команде, в том числе и Вячеслав, который перешёл в штабное подразделение ОМОН. Он не скрывает, что скучает по служебным командировкам, тренировкам, выездам на захват преступников, по всему тому, из чего складываются будни бойца отряда особого назначения. Но рук не опускает, выполняет возложенные на него обязанности добросовестно, как привык. И физическую форму поддерживает постоянно: тренажерный зал и утренняя пробежка стали неотъемлемой частью его жизни. 
Всё свободное от службы время Вячеслав Дозморов безраздельно посвящает дому, семье. Так получилось, что у них с женой разные графики работы, потому совместный выходной – большая редкость.
- В свободное от службы время мечтаю полежать дома перед телевизором, - смеётся он. – Но не получается, всегда находится занятие, требующее приложения мужских рук. В прошлый отпуск, например,  ремонтом занимался. Хорошо, помощник подрос – подсобить мне никогда не отказывается.
В силу специфики службы времени на воспитание сына у Вячеслава оставалось совсем мало, так что большую часть забот о мальчике взяла на себя жена. Тем не менее, слово отца для Виталия  - закон. До 5 лет он с восхищением в огромных глазёнках смотрел на своего отца в строгой милицейской форме и, конечно, мечтал пойти по его стопам. Теперь же 16-летний Виталий больше склоняется к профессии прграммиста. Но окончательного решения пока не принял. Сейчас он учится в 10-м классе, а в свободное время увлекается рэпом. Сам выучился играть на гитаре, освоил специальную компьютерную программу, с помощью которой можно создавать электронную музыку, вместе с ребятами постарше пишет песни и выступает в хабаровских клубах.
Вячеслав, как истинный отец, гордится успехами сына. Жизнь преподнесла ему немало горьких моментов, но не сломила. Ведь рядом всегда были верные товарищи, любимая семья и самая лучшая служба.


Анна Герасимова