Соседи

Анна Боднарук
                С О С Е Д И

Выбирай не дом, выбирай соседа.
Собрался строить дом, выбирай не место, а соседей.
Ближние соседи лучше, чем дальние родственники.
Легко полюбить всё человечество, трудно полюбить своего соседа.
Вино получает окраску от винограда, человек перенимает мудрость соседа.
Понадеешься на соседа – останешься без обеда.
Ненависть проходит, а соседские чувства остаются.
Смех и грех живут по соседству.
Если забор высокий, то и соседи хорошие.
Доброго соседа прежде солнца следует замечать. (Грузинская п.)
Хороший сосед – сокровище.
Говорил бы много, да сосед у порога.
С соседом жить в миру – всё к добру.
В горе соседи первые помощники.
Два соседа, как два глаза. (Иранская п.)
Ненависть проходит, а соседские чувства остаются.
Не живи с сусеками, а живи с соседями.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Знала б соседка, узнает и наседка.
Соседским теплом не согреешься.



«Когда поселяется рядом негодный сосед,
Уехать придётся, иначе спасения нет».
          «Тысяча и одна ночь»

Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки!..
Мы проснулись сегодня с зарёй,
Я кивнул ей слегка головой.

Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решёткой окно…
         М.Ю. Лермонтов  «Соседка»   1840 г.

…Славные люди – соседи мои,
Славные люди! Радушье их честно,
Лесть им противна,
А спесь неизвестна…
              Н.А. Некрасов «Саша»

     Вздохнул старик и говорит:
     - По всему ты, Иван, по вольному свету ходишь и ездишь, а я на печи который год лежу, ты и думаешь, что ты всё видишь, а я ничего не вижу. Нет, милый, тебе ничего не видно; тебе злоба глаза замстила. Чужие-то грехи перед собой, а свои за спиной. Что сказал: он худо делает! Кабы он один худо делал, зла бы не было. Разве зло промеж людьми от одного заводится? Зло промеж двоих. Его плохоту тебе видно, а свою не видать. Кабы он один был зол, а ты бы хорош, зла бы не было. Бороду-то ему кто выдрал? Копну-то испольную кто поднял? По судам-то кто его волочил? А всё на него воротишь. Сам плохо живёшь, оттого и худо. Не так я, брат, жил и не тому вас учил. Мы с стариком, с отцом его, разве так жили? Мы жили как? – по-соседски. У него мука дошла, придёт баба: дядя Фрол, муки надо! – Иди, мол, молодка, в амбар, насыпай, сколько надо, - У него некого с лошадьми послать: ступай, Ванятка, сведи его лошадей. – А у меня чего нехватка, иду к нему. – Дядя Гордей, того-то, того-то надо. – Бери, дядя Фрол! – так у нас и шло. И вам житьё легко было. А теперь что? Вот намедни солдат про Плевну сказывал. Что ж, у вас теперь война хуже Плевны этой. Разве это житьё? А грех-то! Ты мужик, ты хозяин в дому. С тебя спросится. Ты чему своих баб да ребят учишь? Собачиться? Намеднись Тараска – и тот, сопляк, тётку Арину костит по матери, а мать на него смеётся. Разве это добро? Ведь с тебя спросится! Ты об душе-то подумай. Разве так надо? Ты мне слово – я два, ты мне плюху – я тебе два. Нет, малый, Христос по земле ходил, не тому нас, дураков, учил. Тебе слово, а ты смолчи, - его самого совесть обличит. Вот так Он нас, Батюшка, учил. Тебе плюху, а ты под другую подвернись: на, мол, бей, коли я того стою. А его совесть и зазрит. Он и смирится, и тебя послухает. Так-то…
                Л. Толстой «Упустишь огонь – не потушишь»