Петров Владимир. История развития ТРИЗ

Владимир Петров Триз
Созданием Теории решения изобретательских задач, ее автор Генрих Альтшуллер начал в 1946 г. Альтшуллер со своим другом Рафилом Шапиро исследовали всю имеющуюся литературу по изобретательству, в которой пытались раскрыть "секреты творчества". Исследование литературы показало, что изобретатели используют неэффективный методом проб и ошибок. Параллельные исследования истории развития техники привело к мысли, что техника развивается закономерно, эти закономерности можно познать и использовать при решении изобретательских задач. В связи с этим Альтшуллер и Шапиро пришли к выводу, что необходимо разрабатывать принципиально иную "методику изобретательства", основанную на использовании объективных законов развития технических систем. Выявить эти законы можно систематическим  анализом больших массивов патентной информации.
За два года друзья проанализировали несколько тысяч изобретений. Они поняли, что для решения изобретательской задачи необходимо выявить и разрешить техническое противоречие. Была разработана и опробована первая методика изобретательства. Результаты оказались на столько прекрасными, что друзья решили написать письмо Сталину о состоянии изобретательства в СССР и как улучшить этот процесс. Ответом был их арест  летом 1950 года с вынесением "врагам народа" приговора 25 лет лагерного режима.
Освободили друзей только после смерти Сталина в конце 1954 года.
В 1956 году вышла первая статья по ТРИЗ . В ней раскрывались основы методики изобретательства, ее фундаментальные понятия и пути ее развития. Были изложены и этапы решения изобретательских задач. Параллельно Альтшуллер начал проводить первые семинары по обучению методики.
В 1959 году была опубликована вторая статья , в которой рассматривается пошаговый путь решения задачи (цепочка операций), в том числе определение ИКР. Сформулированы первые приемы разрешения противоречий. Количество семинаров увеличивается.
К этому времени появилась убежденность, что необходимо разрабатывать науку изобретать. Стали разрабатываться первые законы развития технических систем.
В 1961 году вышла в свет первая книга , в которой содержалась улучшенная методика изобретательства, откорректированная в связи с опытом проведения семинаров.
В 1963 вышла в свет книга  в которой автор описывает теорию, разработанную ГАльтшуллером, В книге изложена теория Г.Альтшуллера, методика занятий и поурочная программа семинара. Дается определения "идеальной машины" и пути стремления к ней. Изложены некоторые законы развития техники и возможность прогнозирования (предсказывания) будущих машин. Представлен пошаговый алгоритм решения изобретательских задач, который содержит 4 стадии с 17 шагами. Изложены 31 прием разрешения технических противоречий, их определения и примеры. Кроме того, помещена таблица использования этих приемов. Таблица содержала 16 универсальных показателей.
В 1964 годах выходят две книги по ТРИЗ. Первая была сдана в печать в 1962 г. . В ней расширяются понятия, изложенные в первой книге. В "Основах изобретательства"  основное внимание уделяется разбору задач по АРИЗ. В этой книге впервые дается название «Теория изобретательства» (с.3, 9). В АРИЗ-64 введена новая часть - "проверка и уточнение условий задачи". Эта часть нацелена на развитие АРИЗ как инструмента для решения трудных задач. Приемы разбиваются на подгруппы, и приводится таблица, использующая эти подгруппы.
В 1965 году впервые появилось слово алгоритм 
В 1968 году создана секция Методического совета ЦС ВОИР (Центральный Совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов), которая занимается разработкой и пропагандой методики изобретательства.
В 1969 году опубликовано первое издание книги "Алгоритм изобретения" . Начала разработки указателя физических эффектов (под руководствам Г.Альтшуллера работу вел В.Гутник - Баку). Начала разработки указателя физических эффектов (под руководствам Г.Альтшуллера работу вел В.Гутник - Баку).
 Проведен первый большой семинар по методике изобретательства в Дзинтари (около Риги), организованный ЦС ВОИР. После этого события были открыты первые школы ТРИЗ (в то время они назывались АРИЗ) в Дубна (рук. В.Богоч), Петрозаводске (рук. А.Селюцкий) и Каунасе (рук. Ю.Чяпяле).
В 1970 г. Организована Общественная Лаборатория Методики Изобретательства (ОЛМИ). Выпущена работа Г.Альтшуллера "Об изобретательских способностях" .
В 1971 г. ЦС ВОИР финансирует создание первого в СССР общественного института изобретательского творчества - Азербайджанского Общественного Института Изобретательского Творчества (АзОИИТ) и ОЛМИ, руководимых Г.Альтшуллером.. Разработан АРИЗ-71, содержащий 6 частей (36 шагов), 40 приемов устранения технических противоречий и таблицу их использования с 39 универсальными параметрами. В этом виде приемы используются и сегодня. Они описаны во втором издании "Алгоритм изобретения" . Позже были добавлены еще 10 (дополнительных) приемов. В.Гутник проанализировал свыше 5000 изобретений "с физическим уклоном" и отобрал из них примерно 500 наиболее интересных - эта информация положила начало картотеке по физэффектам. Появились первые наброски указателя, но работа прервалась.
В 1972 г. разработан курс развития творческого воображения (авторы Г.Альтов и П.Амнуэль) . Перевод книги Алгоритм изобретения (1969) на польский . (первая публикация о ТРИЗ за пределами СССР). Создание Школ ТРИЗ в городах Горьком (рук. Ю.Шеломок и Б.Голдовский) и Днепропетровске.
В 1973 г. Разработаны: первый вариант вепольного анализа . Ю.Горин подготовил первый указатель. В него были включены свыше 100 эффектов и явлений и примеры их изобретательского применения. Полный текст указателя в 1973 г. был передан в ЦС ВОИР, но не был издан. Подготовлен сокращенный текст указателя и. Выпущены поурочные планы и конспект лекций (27 занятий по 3 часа)   прекрасный методический материал для преподавателей. Это первый шаг к массовому обучению, парные приемы (прием – антиприем) , переносе технических решений на основе функционального подхода . общие принципах построения алгоритмов творчества . Основные идеи и направления цепочки дробления . Вышел перевод книги "Алгоритм изобретения" (1969) на немецкий . Проведена первая конференция преподавателей в Днепропетровске с аттестацией преподавателей ЦС ВОИР. Открыта Ленинградская Школа ТРИЗ (рук. В.Митрофанов, помогал В.Петров) – самая мощная школа в истории ТРИЗ. Серия статей "Школа изобретателя" в Вильнуской газете "Комъяунимо теса" (Комсомольская правда).
В 1974 г. появилась рубрики для детей "Изобретать это сложно, изобретать, это просто" в газете "Пионерская Правда". Вторая конференция преподавателей ТРИЗ в Горьком (вторая и последняя аттестация преподавателей ЦС ВОИР). Снят документальный фильм "Алгоритм изобретения". Усовершенствованный вариант книги по развитию творческого воображения . Разработаны: методические материалы ;.основополагающие работы по узловому компоненту, противоречиям и оператору отрицания, введено понятие главной полезной функции системы (ГПФ) ; принцип отзывчивости . Гонение на ТРИЗ – выгон Альтшуллера из АзОИИТ, прекращение финансирование ЦС ВОИР ОЛМИ, закрытие Ленинградской школы и школ в некоторых других городах. В Ленинграде работает только школа во ВНИИ «Гидроприбор» (руководитель В.Петров). 
В 1975 г. создан АРИЗ-75. В нем более четкая и жесткая, по сравнению с АРИЗ-71, формулировка. Введено понятие физического противоречия. Имеются шаги по использованию вепольного анализа и  указателем физических эффектов. Разработано методическое пособие для преподавателей и слушателей . Разработаны первые стандарты. Другие работы: энергетический анализ технических систем , алгоритм решения схемных задач . Повторное издание перевода книги "Алгоритм изобретения" (1969) на польский . В Ленинграде открыт университет молодого рационализатора и изобретателя (руководитель В.Митрофанов, помощник В.Петров).
1976 г. открытие специализированных курсов ТРИЗ в системе повышения квалификации – Институт повышения квалификации (ИПК) Судостроительной промышленности (рук. В.Петров). Кроме ТРИЗ ведутся курсы системного анализа и теории принятия решений. На занятиях решаются производственные задачи . Позже были открыты школы в ИПК других министерств. Выполнены разработки: курс развития творческого воображения , использование системного анализа для развития технических систем , начало разработки методики прогнозирования с использованием ТРИЗ , продолжается совершенствование методики преподавания ТРИЗ, в частности разработана методика применения деловых игр и конкретных ситуаций для преподавания ТРИЗ . Первая серия статей по ТРИЗ в СМИ Ленинграда (газета "Смена" – авторы: Б.Злотин, В.Канер, В.Митрофанов, В.Петров).
В 1977 г. разработан АРИЗ-77 . Революционный шаг в АРИЗ содержащий полную цепочку противоречий (административное, техническое и физическое) и логику, присущую всем последующим АРИЗ. Первая работа по системе законов развития технических систем . Выход в свет книги А.Селюцкого и Г.Слугина "Вдохновение по заказу" . Организация первого Ленинградского научно-практического семинара, ставшего традиционным в последующие годы для ТРИЗовцев СССР. Открытие Ленинградской городской школы молодого рационализатора при ЛДНТП. Начало профессионального использования ТРИЗ в системе ФСА (Б.Злотин). Перевод альбома 40 основных приемов на Болгарский язык .
В 1978 г. выполнены разработки: анализ процессов , соединимость , система законов развития ТС , теория применимости , решение схемных задач .
В 1979 г. выход книги "Творчество как точная наука" . Начало публикаций по изобретательству в журнале "Техника и Наука". Под руководством Б.Голдовсгого, на основе ТРИЗ создан "Комплексный метод"   (в нем разработаны схемы применения имеющихся и вновь введенных новые инструментов, введены понятие операторов). Другие разработки: сравнительный анализ законов развития биологии и техники , учебно-методические материалы , подготовлен учебник для системы профтехобразования , введено понятие "математический эффект" .
В 1980 г проведен первый съезд разработчиков ТРИЗ в Петрозаводске (в дальнейшем традиционный). Материалы, разработанные на заседаниях, легли в основу дальнейших разработок. Вышли в свет книги "Крылья для Икара" , "Теория и практика решения изобретательских задач"  и учебные пособия . Минвуз УССР ввело в учебный план для всех технических ВУЗов республики дисциплину "Основы технического творчества", основу которого составляет ТРИЗ. Выполнены разработки: алгоритм открытий ,  выбор перспективных направлений , основы закона согласования ., основы методики и организации поиска технических решений .
В 1981 г. разработана новая система законов развития техники, введены и определены законы избыточности и толерантности . Выпущено учебное пособие "Основы научных исследований" .
В 1982 г. разработан АРИЗ-82 . Разработаны "Фантазии"  и Шкала "Фантазии-2" . Создание Кишиневской школы ТРИЗ. Петров В. Прогноз развития сварочного оборудования на основе ЗРТС и анализа более 80000 патентов , разработаны механизмы закона увеличения степени идеальности . Полностью сформированная система законов была доложена на семинаре преподавателей и разработчиков ТРИЗ (Петрозаводск-82), а опубликована в 1983  и 1984 году . В 1981-82 гг. В.Петров выпустил методические материалы по ТРИЗ . Создание кружка "Юный конструктор-рационализатор" (рук. И.Викентьев). Учебное пособие "Теория решения инженерных задач" .
1983 г. – Перевод книг: "Творчество как точная наука" на польский язык , "Алгоритм изобретения" (1973) на вьетнамский язык , Крылья для Икара на немецкий язык . А.Ю Лихочев - разработка банка медицинских и биологических эффектов . В.Петров совершенствует методику системного анализа и прогнозирования , разработал принцип "гипервеполей" , методика использования задач-аналогов . Законы развития технических систем изложены в работах Б.Голдовского  и Э.Кагана . Аппарат разрешения противоречий – Б.Голдовский . В.Михайлов – разработка химических эффектов . Методические указания "Планирование эксперимента" . Указатель физических эффектов . Методы активизации мышления .
1984 г. Выход первой книги по ТРИЗ для детей . Перевод книги "Творчество как точная наука" на английский язык . Сборник материалов по ТРИЗ напечатан в Болгарии (АРИЗ-82, 40 основных приемов, таблицы физэффектов, вепольный анализ, система 54 стандартов, статьи по физэффектам из "Науки и техники", Шкала "Фантазии-2", разбор задач по АРИЗ)  . Научный семинар в Новосибирске внес серьезный вклад в развитие ТРИЗ . Злотин Б., Зусман А. Начало разработки методики применения «диверсионного анализа» для решения научных проблем. Саламатов Ю.П., Кондраков И.М. Идеализация технических систем . Верткин И. Механизмы свертывания технических систем . Резервы изобретательства .
1985 г – АРИЗ- 85 А, Б, В . И перевод этих материалов на Болгарский . Первая презентация Жизненной Стратегии Развития Творческой Личности. Книга "Профессия – поиск нового" . Книга Калеви Рантанена о ТРИЗ . Злотин Б. К общей теории развития  Ресурсы . Герасимов В., Литвин С. Механизмы повышения идеальности . Каплан Л.А. Прогнозирование развития измерительных систем . Афанасьев В.Е. История винтовки . Дубров В.Е. Свертывание конструкций технических систем . Рубин М. О неизбежности вытеснения природы техникой , техники и природа . Первая презентация методики решения исследовательских задач , начало разработок по теории развития коллективов (Б.Злотин, А.Зусман, Л.Каплан). Методика выбора перспективного направления НИОКР . Начало разработки проекта "Изобретающая Машина" - первая компьютерная программа по ТРИЗ. Разработана универсальная система построения учебных программ . Закономерности развития музыкальных форм . Технология использования ресурсов . ТРИЗ в радиоэлектронике . Тенденции развития АРИЗ . Учебное пособие "Основы технического творчества" . Учебное пособие "Вепольный анализ технических систем" . Как стать изобретателем?
1986 г. Перевод книги "Творчество как точная наука" на немецкий  язык . Перевод на болгарский язык 76 стандартов , указателя физэффектов  и обзор материалов по ТРИЗ .  (Начало создания частных компаний для применения ТРИЗ. Основан Кишиневский центр «Прогресс» и несколько позже ленинградский кооператив "Творчество" (рук. В.Петров). Каган Э. Построение модели идеального вещества . Интенсификация творческого труда инженера . Развитие ФСА . ТРИЗ в радиотехнике .
1987 г. Начало выпуска петрозаводской серии книг "Техника – молодежь – творчество". Выход книги по ТРИЗ для детей . Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы . Герасимов В. Литвин С. Дальнее прогнозирование развития технических систем  и применение закономерностей развития техники в ФСА . Злотина Э., Петров В. Разработка системы необходимых составляющих развития творческого мышления . Разработка деловых игр . ТРИЗ и ФСА сварочной техники . Структура информации при прогнозировании . Учебное пособие . Трамплин в будущее . Основы технического творчества .
1988 г. Научный семинар в Миассе (Челябинск) внес серьезный вклад в развитие ТРИЗ. Выход книги по ТРИЗ для детей . Первая презентация Теории развития коллективов. Законы развития систем . Теория прогнозирования . ЖСТЛ . Геометрические эффекты . Проект "Изобретающая машина" . Фей В. Хронокинематика технических систем . ТРИЗ в радиотехнике . Сборник "Методы поиска новых технических решений" .
1989 г. Создание Ассоциации ТРИЗ.  Книга "Поиск новых идей: от озарения к технологии" . Выход книги по ТРИЗ для детей . Теория и практика решения изобретательских задач . Законы и прогнозирование технических систем .Фей В. В поисках идеального вещества . Применения ТРИЗ в радиотехнике . Регистрация минского кооператива "Научно-исследовательская лаборатория изобретающих машин (НИЛИМ)". Выпуск книги "Интенсификация инженерного творчества" . Использование элементов ФСА и ТРИЗ для решения исследовательских задач . ФСА на этапе прогнозирования развития технических систем . ФСА наладочных работ . ТРИЗ в радиотехнике . Сборник "Грани творчества" . Ресурсы .
1990 г. Начало выпуска "Журнала ТРИЗ" Разработка теории автоматического формулирования проблем (компьютерной системы «Проблем Формулятор»). Выход книги по ТРИЗ для детей . Методы поиска изобретательских идей . Книга по ТРИЗ во Вьетнаме .
1991 Решение исследовательских задач . Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений . Начало разработки софтвэра «Инструментарий Изобретателя, теперь имеющего название Innovation WorkBench (IWB). Методическое пособие по ТРИЗ для преподавателей школ  .
1992   Выход книг по ТРИЗ для детей . Создание фирмы Ideation International Inc. Учебное пособие "Решение учебных задач по ТРИЗ" . Книга "Азбука изобретательства" .
1993  Выход книг по ТРИЗ для детей . Приемы рекламы .  Алгоритмы педагогического творчества . Начало продаж IWB DOS в США. Материалы для дошкольников .
1995 Начало разработок методики Directed Evolution. Книга "Рождение изобретения . От фантазии к изобретению . Выход книг по ТРИЗ для детей
1996 Разработка первых софтвэров для "Windows” ”Appetizer”, “Improver”, “Ideator”
1997 Начало продаж софтвэра для использования «Диверсионного подхода» в США имеющего название Anticipatory Failure Determination (AFD). Основы инженерного творчества .
1998 – Выпуск первого номера журнала "Технология творчества". От технологического брака до научного открытия . Решение творческих экологических задач . Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы . Материалы для воспитателей детских садов .
1999 – Учебное пособие к курсу " модели и методы инженерного творчества" . Материалы для младших школьников .