21. Ваня

Александр Якунин
Лицо генерала Ерёменко становится предельно серьёзным. Он  всем телом подаётся вперёд.

- Слушаю, Иван Степанович.

- Я только что от папы. Если в ближайшую неделю не возьмём Ржев – нам хана. Папа обещал к стенке поставить. Что-то мне подсказывает, что на этот раз он своё обещание сдержит.
 
Ерёменко через нос, по-лошадиному, втягивает воздух:

- Они что там издеваются?! – говорит он звенящим голосом. - Ты товарищу Сталину обстановку доложил? Сказал, что у немцев пятикратный перевес в живой силе? Что укрепился он не знамо как, а перед нами сплошные болота и чистое поле со снегом по горло. Ты сказал ему, что за два месяца беспрерывных атак трижды  сменился состав полка? Людям приходится идти по трупам своих же товарищей. Разведка сообщает, что немцы сходят с ума от того, сколько они наших положили! Ты понимаешь, гады сидят в тепле, бьют нас, как в тире и сходят с ума! А у нас после последнего наступления в ротах по десять штыков осталось?

Командующий со всей силы бьёт кулаком по столу:

- Остынь, Андрей Иванович. Товарищ Сталин в курсе всего, но есть приказ – взять Ржев, и другого не будет.

- Это - конец, - обречённо шепчет Ерёменко.

- Погоди каркать. Мне удалось заполучить тридцать пятую танковую бригаду, а также стрелковый полк, плюс две батареи. Техника и люди уже разгрузились и направляются на твой участок.

- И что со всем этим я буду делать? Артиллерия ладно – сгодится. А утюги мне зачем? Они и ста метров не проедут - в снегу увязнут, а мины?

- Танки никому ещё не мешали. А пробиваться будем пехотой.

- Смеёшься? Немцы каждый метр перекрёстно простреливают. У них доты, дзоты, противопехотные мины через шаг. Хочешь ещё один полк здесь положить?

Командующий фронтом брезгливо морщится:

- На этот счёт есть решение.

- Чьё?

- Моё. Сюда доставлены три роты ополченцев: необученный молодняк, ружей не держали.

- Этого ещё не хватало: зачем?

- Используем их для разминирования коридора наступления. Следом пустим кадровые части, плюс мощная артподготовка - должны прорваться.

Генералы смотрят друг на друга. Первым отводит глаза Ерёменко. Командующий зло говорит:

- Другого пути нет. Слово даю: за всё отвечу я один, за собой никого не потяну. Веришь?- спросил командующий фронтом

- Верю, - ответил генерал армии Ерёменко.

- Но и ты, Андрей Иванович, меня не подведи. Как друга прошу.

- Сделаю, Иван Степанович, всё, что в моих силах, - тихо отвечает Ерёменко.

Обсудив детали будущей наступательной операции, командующий фронтом откланялся, отказавшись даже от чарки холодной водки и кислой капусты в качестве закуски, поданными сержантом Трушкиным на красивом подносе.


Продолжение - http://www.proza.ru/2013/03/11/599

или

Полный текст повести - http://www.proza.ru/2012/12/13/784