Про Париж

Дина Мильнер
Последний раз в Париже я была в 2003. Наскоком, на один день, в рамках своего самого первого европейского турне. С тех пор я много где побывала, но Париж всё время откладывала, приговаривая «большой город, каменный мешок, набил оскомину, все трындят «О! Париж, Париж», а вот не поеду, из-за принципа». И чего я на него так ополчилась? Сейчас, после возвращения оттуда, уже не понимаю…

Во второй раз, 9 лет спустя в Париж я отправилась «по делам». Командировка получилась насыщенная. Очень. Даже слишком. Это когда ты мало спишь, у тебя совсем нет времени, чтобы побыть с городом наедине хотя бы чуть-чуть, не говоря о том, чтобы пройтись по магазинам неспешно, посидеть в кафе и т.д. Но поскольку само мероприятие представляло собой семинар с посещениями разных мест и экскурсионной программой, то в его рамках увидеть город всё-таки удалось.

Перед поездкой про Париж я ничего не читала. Но, даже не заглядывая в путеводитель, так или иначе, ты, как правило, напичкан большим количеством книг, фильмов, музыки и в голове мелькает масса ассоциаций, картин и штампов, так или иначе связанных с этим городом. Однако на все места я стараюсь смотреть по возможности непредвзято. По своей «авторской» методе – просто находишься там и думаешь – твой или не твой город.
И… я влюбилась в него. Банально, я понимаю. Есть люди, которые не влюбляются в Париж? Наверное, есть. Но я лично их не знаю.

Сам Париж довольно компактен и однороден. Для меня – это главное в городе. Не люблю, когда при выходе с центральной площади ты натыкаешься на какое-нибудь здание из стекла и бетона или на стену дома, разрисованную граффити. На мой взгляд, это стирает впечатления. Париж прекрасен, романтичен и всячески располагает к тому, чтобы в нём остаться подольше и гулять, гулять, гулять…
Экскурсионная программа предполагала ряд мест. Пройдёмся по ним вместе со мной?

Нотр-Дам. Красавец. Уютный красавец. Часто, в очень-очень популярных туристических местах теряется интимность атмосферы, но там, внутри, было очень хорошо. Мне так почувствовалось.

Эйфелева башня. У меня была возможность посмотреть на неё ночью - как со стороны, так и непосредственно постоять под ней. Ночь, мерцающие белые огни, а потом быстрые переливы золотого – красота! Просто открыточный вариант. А ведь когда-то были скандалы  - уберите, мол, это чудовище, весь вид портит… Об архитектурной утонченности умолчу. Но ведь символ – яркий и нерушимый. Забраться на неё  не удалось в силу обстоятельств, но народу понравилось.

Елисейские поля. Дело было перед рождеством, поэтому была включена иллюминация, деревья увиты гирляндами,  а вдоль улицы была развёрнута рождественская ярмарка с глинтвейном, блинами, вафлями и сувенирами. Прогуляться по Елисейским полям мне не удалось физически – не было времени, поэтому предрождество я вдыхала из окна автобуса.

Лувр. По доброй воле, то есть если бы поехала в Париж самостоятельно, я бы туда вряд ли пошла. О своём отношении к музеям уже писала, но повторюсь: я еду смотреть место, людей, дышать атмосферой, видеть город, жизнь в городе, повседневность, все пылинки и трещинки, если хотите, а не созерцать шедевры какого-то века до нашей эры – они вряд ли много расскажут про текущее положение дел. Но тут нашу «группу товарищей» повели в музей, и я с радостью воспользовалась возможностью «поставить галочку».
 Конечно, Лувр  - грандиозный красавец. Разумеется, там можно пожить эдак месяц, чтобы всё обойти. И тех двух часов, что у нас там были, хватило на то, чтобы проскочить несколько залов и посмотреть на пару шедевров из серии «нельзя пропустить» - Венеру Милосскую  и Мону Лизу. Что вам сказать? Не впечатлило. Начинайте кидать в меня помидорами, фанаты и поклонники…  Венера как Венера. Мона Лиза вообще разочаровала. Маленькая картина, без энергетики, вокруг которой плотная благоговеющая толпа народа, через которую не пробьёшься. Там ещё темная история была с этой картиной, помните? Её благополучно спёрли, был скандал, потом нашли и якобы вернули. Но, по слухам, неизвестно, вернули ли, и оригинал там в итоге висит или копия…
 Меня порадовал любимый Боттичелли и грандиозная Коронация Наполеона Давида. Периодически встречались художники, сидящие рядом с шедеврами, срисовывая их. Около одной девушки азиатской наружности стоял громкий знак «не фотографировать». Ходят тут всякие толпами, отвлекают от работы…

Сакре-Кёр. Знаковое место. Возьми любой фильм – увидишь там панораму с холма Сакре Кёр. На улице было противно промозгло, но светило солнце. Лёгкая дымка над городом на фоне голубого неба, и ты на последней ступеньке лестницы стоишь над городом. Один из тех, особенных моментов…

Монмартр. Парижский «Арбат». Выглядит немного лубочным, потому что «работает» практически исключительно на туристов . Но мне кажется, если чуть свернуть в сторону и в какой-нибудь переулок с проторенной тропы, то удастся почувствовать настоящую атмосферу места. Кстати,  местные говорят, что рестораны на Монмартре лучше обходить стороной – дорого и невкусно. Полагаю, что по той же «туристической» причине: будучи в эйфории обязательно зайдут и так всё сметут…

Галери Лафайет. Парижский ЦУМ. Как и любой ЦУМ-ГУМ – достопримечателен сам по себе, без совершения покупок – красивое здание, центр города, атмосфера. Достопримечательно и то, как я до него добиралась.  Решила хотя бы на пару часов оставить командировочный статус, прихвативши с собой двух участников группы для компании, вызвала такси, и мы поехали туда уже вечером, часов в семь, наглухо застряв в парижской пробке. Можно и постоять, конечно, но счётчик тикает. От волнения не успеть, расспрашиваю водителя попеременно то на английском, то на французском, когда закончится это безобразие… Кто ж знает?.. В итоге прошу нас высадить, и мы несемся туда пешком. Минут двадцать, спрашивая по пути нескольких прохожих, в том ли направлении мы движемся…
Наверное, это был единственный момент за всю командировку, когда я «гуляла» по городу. И Бог бы уже с ней, с Галери Лафайет. Просто красиво вокруг. Кафешки, кафешки, ещё кафешки.. Столы стоят на тротуаре, несмотря на то, что зима. Над ними – навес и газовые горелки, чтобы не замёрзнуть, трапезничая. И люди сидят и ужинают под пледами… Арка. Крупным планом. Обалденная! Вот уже Гранд ОперА подсвеченная виднеется. Боже, как красиво!
Наконец добрались до Лафайет, за 30 минут до закрытия. Нырнула туда. Примерила несколько пар туфель. Ничего не подошло. Но так хорошо там внутри – аромат духов из парфюмерного, светло, тепло, дорого, Диоры с Шанелями мелькают. Но времени чертовски мало. Возвращаемся в отель, на ужин. По дороге назад, таксист попытался нас повезти длинной дорогой и даже вдруг внезапно перестал понимать и  по-английски, и по-французски. Э, нет, нас, русских людей,  не проведёшь. Пришлось включить строгий тон.
 
Мулен Руж. Шоу в этом кабаре предполагалось как финально-развлекательный аккорд программы. Сама по себе я вряд ли туда дошла бы, поэтому рада, что засветилась там, пользуясь «служебным» положением. Длинная очередь на вход. Строгий фейс-контроль. Фотографировать нельзя. Охранники ломано говорящие на разных языках. Строгие и деловитые гардеробщицы. Тарелки для чаевых рядом с ними с горой купюр и монет.. Толпы испанцев, англичан, китайцев, немцев…
 Антураж соответствовал моим ожиданиям: зал, обитый красным бархатом;  афиши Тулуз Лотрека; официанты в смокингах; шампанское в ведёрках со льдом. Как к месту я одела платье в пол!
 Шоу предшествовал ужин, во время которого на сцене пели двое. И вот свет погас. Начальные аккорды – и началась феерия всех цветов радуги: разноцветные перья и стразы, танцовщицы, как на подбор, с обнаженной грудью и символичной полоской ткани на попе. Массовые номера сменялись акробатическими интермеццо и сольниками: вот сцена раздвинулась, и обнаженную красавицу погрузили в бассейн с водой и огромным питоном, который обвил ей шею. Танцы разных национальностей и эпох. Мелькнул и русский танец. Праздник света и цвета, во время которого мне пришлось тянуть шею, чтобы всё это лучше обозреть.
 Видимо, заметив это, ко мне подошёл распорядитель в смокинге, говоря «Пойдёмте, там Ваши друзья». Он взял меня под локоток и повёл куда-то. Ничего не понимая, я доверчиво последовала за ним. Мы поднялись в амфитеатр, я увидела всю сцену как на ладони и несколько высоких барных стульев, на одном из которых уже сидела одна из наших участниц. А, понятно, про каких «друзей» шла речь. Джентльмен принёс мне наверх и мой бокал с шампанским и пожелал хорошего просмотра. Мне была так приятна эта его забота, что я даже выдавила из себя по-французски “Это великолепно. Спасибо большое. Вы очень добры”.
 Шоу закончилось. Зрителей оперативно начали продвигать к выходу, потому что в кабаре был еще один ночной сеанс. Мне очень хотелось вложить купюрку на чай в ладонь моего седовласого опекуна, но он мелькнул где-то в толпе  - и пропал. Мы ехали по ночному городу в отель. Я впитывала каждую улицу и дом. Париж, какой же ты красавец! Так хочется побыть наедине – только я и ты, только ты и я…

Помимо центрального, парадно-туристического Парижа, мне удалось посмотреть и Париж жилой, точнее два его района – престижный и не очень. Вообще, формально они считаются уже другими городками, но по масштабам это  - районы Парижа.
 
Первый  - пригород Венсен, в семи километрах от Парижа. Тихий, нарядный район. С красивыми домами, венсенским лесом и очень красивым венсенским замком, который когда-то был королевской резиденцией. Ничего себе «спальничек»!

В этом месте у нас был бизнес визит, а потом обед в местной брассери. «Брассери» значит пивоварня, но, по сути, – это кафе где можно отобедать и не обязательно с пивом. В прошлом веке они были излюбленным местом поэтов, художников, музыкантов и, зачастую, сохранили внешний вид  и меню до наших дней. Меню, кстати, часто пишется на грифельных досках, что, на мой взгляд, придаёт заведению  дополнительный шарм.
 Брассери в Венсене было абсолютно очаровательным и волшебным местом. Оно было полно французов, заскочивших туда на бизнес ланч. Интерьер со старой мебелью, традиционная сервировка, когда половина стола уставлена бокалами – для шампанского, для вина, для другого вина, вкусная еда, неповторимая камерная атмосфера, солнце в большом окне, милая сытая сонливость, разглядывание людей…

Другой визит был в относительно «бедный район», который находился как бы  в промзоне – гипермаркеты, еще какие-то похожие постройки.. Что сказать? Мне кажется, наши безликие серые спальники едва ли лучше французских. Обычный район.
 
Еще в перерыве между визитами мы заезжали в аббатство Сан-Дени, усыпальницу французских королей, где, в частности, похоронена Мария Антуанетта.  Там было монументально, но чертовски холодно… Греться мы опять пошли в рядом стоящую брассери…Кажется пришла пора поговорить о французской еде.
 
Еда во Франции прекрасная. Хронологически, до этого, я была в Штатах. А потом отправилась  в Париж. Это  - небо и земля, скажу я вам друзья! Каждый день я наслаждалась французской едой. Полагаю, дело в качестве ингредиентов и просто в кулинарных традициях.
 Там изумительный хлеб. Он очень, очень вкусный. У нас нет такого. Он был серый, белый и чёрный, багеты и булки, круасаны  и слоёнки с шоколадом. На каждый ужин в отеле перед нами клали серую булку, с толстой хрустящей коркой и пористым мякишем. Клянусь, я смогла бы отужинать только одной этой булкой. За каждым завтраком я, конечно же, поглощала круасан и… ещё один круасан, с кусочками шоколада. Он называется там “pain au chocolat” – шоколадный хлеб. Причём, что удивительно, от французских круасанов чудесным образом не поправляешься, было замечено уже не раз. Полагаю, дело в качестве продуктов.
 Самое простое вино, стоявшее в графинах вместе с водой, было тоже необыкновенно хорошо. Что говорить о  более дорогих вариантах? А какие там десерты! Просто десерты моей мечты – лёгкие муссы, яблочные крамблы, шоколадное суфле, крем-брюле… Помню крем-брюле в американском модном ресторане. Это явно была жалкая подделка! Кстати, во Франции принято сначала есть десерт и только потом пить кофе или чай. Отдельно. Для нашего брата это было мучение. А для французов – недоумение: что это они всё время просят чай вместе с десертом?
 Отдельной саги заслуживают французские сыры, и мясо (для тех, кто любит), и морепродукты… По еду можно говорить долго, но лучше один раз попробовать. А сейчас – о людях.

Предполагаю, что район и область имеет значение. Я о том, что до этого  была на юге Франции, и мне показалось, что местные жители не были особо приветливы. Более того, неоднократно я встречала стереотипные подтверждения французского высокомерия и сильно ненавязчивого обслуживания, о которых много сказано в различных трудах про национальный характер французов. С этой «картинкой» в голове  я и поехала в Париж, ожидая того же, но  только в большей степени, в силу «столичности».
 Однако, мои ожидания не подтвердились: парижане приветливы, дружелюбны, общительны и любопытны. Они с удовольствием покажут дорогу; они с улыбкой смотрели на большую группу дам, обедающих в ресторане, и начинали интересоваться, откуда мы в таком большом количестве; они знакомятся в метро и на улицах, - с парижанами очень хорошо.

В завершение – несколько мелочей. Жильё в Париже  дорогое. Однако, гостиниц много и поэтому можно выбрать что-то на свой кошелёк, но номера, как правило, по-парижски маленькие и на завтрак не ожидайте получить что-то  плотное и горячее, часто -  это просто круасан, кофе и джем. Не старайтесь поселиться очень близко к Эйфелевой башне – район пустоват, магазинов и кафе мало. Париж очень компактен и его формальная «окраина» находится в паре остановок метро от самого центра. Мы жили в районе площади Бастилия – прекрасное место.  Если вы хотите обозреть панораму города, не обязательно выстаивать очередь на Эйфелеву башню. Башня Монпарнас – прекрасный вариант. И вид такой же красивый, и толкотни меньше.

Уже на второй день в мозгу накрепко засела фраза «Paris, je t’aime», с которой я не могла расстаться до конца поездки. Кажется, теперь я лучше понимаю своих друзей, которые ездят туда по шестому разу.  Париж, я обязательно вернусь!



Фотографии Парижа можно посмотреть здесь: