В этой главе «Манифеста гуманной педагогики» авторы продолжают разговор об основных различиях авторитарной и гуманной педагогики.
Авторитарная педагогика и гуманная педагогика: черты различий
Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.
Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.
Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.
Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.
Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.
Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.
Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.
Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.
Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.
Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.
Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.
Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…
Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.
Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…
Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…
Авторитарная педагогика консервативна.
Гуманная педагогика инновационна.
Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.
10.03.2013
Продолжение темы гуманной педагогики следует.
Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":
1. «Путь в будущее»: http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
2. «Педагогика для детей Света»: http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
3. «Педагогическое созвездие слов»: http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
4. «Победить себя»: http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
5. «Нам только кажется, что силы, с которыми мы сталкиваемся, непреодолимы»: http://www.proza.ru/2012/11/25/1266
6. «Инерционный авторитаризм образования»:http://www.proza.ru/2013/02/24/1871
7. «Духовность, гуманность и гуманная педагогика»:http://www.proza.ru/2013/02/27/1873
8. «Между гуманной и авторитарной педагогиками нет золотой середины»: http://www.proza.ru/2013/03/04/781