Авторитарная и гуманная педагогика черты различий

Вера Третьякова
В этой главе «Манифеста гуманной педагогики» авторы продолжают разговор об основных различиях  авторитарной и гуманной педагогики.


              Авторитарная педагогика и гуманная педагогика: черты различий

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.
Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.
Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.
Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.
Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…
Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна.
Гуманная педагогика инновационна.

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.

10.03.2013
 Продолжение темы гуманной педагогики следует.


   Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":

    1. «Путь в будущее»:  http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
    2. «Педагогика для детей Света»:  http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
    3. «Педагогическое созвездие слов»:  http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
    4. «Победить себя»:  http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
    5. «Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы»: http://www.proza.ru/2012/11/25/1266
    6. «Инерционный авторитаризм образования»:http://www.proza.ru/2013/02/24/1871
    7. «Духовность, гуманность и гуманная педагогика»:http://www.proza.ru/2013/02/27/1873
    8. «Между гуманной и авторитарной педагогиками нет золотой середины»: http://www.proza.ru/2013/03/04/781