Ностальгия по не пережитому. Хрущёвские времена

Тимур Тамирхан
  Пожалуй, самым показательным в плане позитивных достижений Советской Власти периодом в истории СССР было время правления Хрущёва. И хотя по факту Хрущев пост главы государства занял в 1953-м, собственно "хрущевские времена" настали в 1956-ом - громогласно заявив о себе с трибуны легендарного 20-го съезда.
   Хрущевские времена... В определенном смысле их можно считать апогеем советизма, в них частично сбылась мечта теоретиков и практиков большевизма, ранних и поздних: создававшееся ими ценой нечеловеческих усилий поколений и кровью миллионов общество наконец было создано. Это общество, после четырех страшных и мучительных десятилетий подъёма по крутым горным склонам эпохи, добралось-таки до относительно ровной горной долины и зажило там своей долинной, без особого экстрима, размеренной жизнью.
   Вот уже несколько лет как - за практической, видно, ненадобностью- прекратилась главная тирания советизма - тирания Сталина. Далее народ продолжал исповедовать советизм, как образ жизни, уже в расслабленном своём состоянии: к тому времени люди  жить так привыкли, им нравилось так жить. К тому же никакой другой жизни то поколение людей просто не знало.
   По-своему это были счастливые люди: они ощущали себя народом правильно построенной, несокрушимой, справедливой страны. К концу 50-х все самое необходимое для жизни в стране было создано, жизнь была налажена. И мощный психологический фундамент имелся также: недавняя победа в Великой Войне. Народ жил уверенный в себе, в своих согражданах и в своём правительстве. Жил уверенный в незыблемости окружающего его мира. И, как мог, наслаждался жизнью.
   Мне в те времена хоть и жить не пришлось, но я подробно и много слышал о них от живых свидетелей - старших, в основном от родственников. И делал свои выводы. Я думал: а ведь это был, по сути дела, рай для среднего, без особых духовных потребностей человека. Эти определения я без всякого уничижительного смысла говорю: все в этом мире, знаете, относительно, и вопрос соцчеловека, "совка" - он очень сложный и тонкий. Крайне неоднозначный и глубоко философский. Требующий глубокого, тщательного, и, главное, всестороннего осмысления.

   Мои бабушка с дедушкой, что по отцовской, что по материнской линии, я уверен, никогда не слышали имён Цветаевой и Пастернака. Возможно, они не знали также, что есть такой материк Австралия, не знали, что едят на завтрак в Париже и какие автомобили выпускает фирма "Форд". Но их жизнь была наполнена смыслом и не была лишена настоящих человеческих радостей. Они в самом хорошем смысле слова умели жить. Вот умели как-то. Они были, если можно так сказать, БЛИЖЕ К ЖИЗНИ,  ближе к человеческому естеству.
  Лично я помню... О, я застал еще ребёнком дух и обычаи тех лет! Помню, какие шумные, дружные, по 30-40 человек, компании собирали мои дедушки и бабушки! Помню горящие глаза этих людей, как радушно, как просто и весело они часами беседовали за столом, как душевно пели хором песни - по жизни грузчики и разнорабочие... и их верные жены домохозяйки. Да, социально и психологически эти люди были, что называется, плебеями, но они точно не были жлобами, не были, в известном смысле, быдлом. Например, я не помню, чтобы кто-то из них кому-то задал какой-нибудь жлобский, бестактный вопрос. Никаких шуток с подколками, с издёвками там в помине не было - там всегда пошутят с тобой так, что тебе будет только приятно. Тактичность у людей была инстинктивной что ли. А между тем жизнь и быт их были вовсе непростыми и нелегкими... Чистые, светлые, без всякого психологического хлама люди. От этого с ними было хорошо и тепло.
   И таких столов на той горной исторической долине стояло, по-видимому, множество. А меж столами  - будничный труд и незатейливый быт.
   "Так они же были несвободными, рабами были, лохами, олухами. А счастливы были потому, что им ничё не нада была" - знаю, в голос завопят современные умники. На что отвечу, что человек он, во-первых, по природе своей не свободен - всё дело лишь в мере и в форме его рабства. А во-вторых, в мире существует закон компенсации: в данном  случае большевисткая мировоззренческая догматика действительно стесала с человека много ценного, но вместе с тем заданный большевиками ход истории и созданный ими в отдельно взятой стране уклад жизни внёс в человека что-то очень важное и природно (!) естественное. И, возможно, главное.

  Но всё это, правду сказать, мои сантименты и мои философствования, здесь я, под воздействием ностальгии, как бы временно "встал на сторону той жизни" - реально же в Советский Союз я бы вернуться не хотел.