А нам что останется?

Владимир Бахмутов
  Родился я в деревне, через которую проходил туристический маршрут. Турки, так мы звали людей с  огромными рюкзаками, часто останавливались на ночлег невдалеке от нашего села. Завидев их, мы, деревенские мальчишки, гурьбой мчались к ним на стоянку. Нам давали деньги и просили принести картошки, молока, огурцов, лука… До поздней ночи крутились мы возле этих непонятных для нас людей, которые вместо работы на сенокосе слоняются неизвестно где и зачем, поют весёлые песни, и угощают детей конфетами.

  Многое изменилось с тех пор и в нашей деревне, и в туризме. Желающих передвигаться пешим порядком стало значительно меньше, появились дороги и автомобили. И если единственным мусором, который оставляли прежние туристы, были консервные банки, которые они старались закопать в землю, то теперь, с появлением пластика и прочей не гниющей упаковки проблема приобрела катастрофический характер. Кроме этого, передвигаясь на автомобилях, «культурные» туристы прихватывают с собой столько горячительных напитков в стеклянных бутылках, что на каждой их стоянке  накопились горы битого стекла (современным туристам хочется оставлять бутылки именно в разбитом состоянии), и если консервная банка за несколько десятков лет исчезнет полностью, то стекло и пластик останутся на века.

  И отчего-то уже нет особого желания «бежать навстречу» туристам подобного рода, слишком много негативного оставляют после себя эти люди.
 
  Больше всего меня поразило отношение современных туристов к родникам, к святой для местного народа воде, которой на планете земля осталось не так уж и много. Мы перестали удивляться. Не чудо ли! Ведь прямо из земли вытекает огромный ручей изумрудной воды.  И сесть бы на берегу прозрачного источника, смотреть и смотреть, на торопливые фонтанчики, поднимающие на своих плечах блестящие песчинки. Потом уж где-нибудь внизу набрать полные ладони прохладной воды, да попробовать живительную влагу на вкус. Так и поступают жители Горного Алтая, добравшись до святого источника. А вот наши гости…

  Как-то в знойный летний день, проезжая мимо Черемшанского родника решил я испить чистой прохладной водицы. И надо же беде случиться… В это же время у родника остановился автобус с туристами из соседнего с нами региона. Несколько десятков перегревшихся людей, в основном женщин которые «ягодки опять», вывалились в открытые двери и кинулись к роднику. Меня просто оттолкнули в сторону, потому что шёл я нормальным человеческим шагом.

  А что началось у источника! Полуголые тела плескали на себя прозрачную родниковую воду зачерпывая её ладонями, кружками, стаканами. Потом в ход пошли пластиковые бутылки. Шум, гам, визг – всем хотелось пробиться к самому вытоку воды и обмыть в ней свое вспотевшее тело. Было понятно, что люди давно не видели настоящей чистой воды. Моё замечание повисло в воздухе. А, постояв ещё пару минут, я понял, что никогда уже не стану пить воду из родника, где на моих глазах несколько десятков человек смывали пот с разгорячённых тел и при этом заразительно ржали. Черемшанский родник для меня «помер». Муторно стало на душе и совестно за род человеческий, ведь даже стадо коров ведет себя у воды приличнее.

  К  сожалению «помер» для меня и еще один родник, не стану называть его имени, поскольку проточная вода способна смыть любую скверну и так не хочется, что бы замечательный источник «помер» и в глазах других людей. Мне же вряд ли удастся выскрести из памяти картину, как два абсолютно голых мужика, годами к пятидесяти, забрались в центр родника и неторопливо омывали свои белые и обвисшие телеса. Так хотелось взять их за загривки и стукнуть лбами…

  А может быть я слишком категоричен и брезглив? Пусть моются, мне что больше всех надо? Но думаю, брезгливость эта досталась нашему поколению  от потомков, издавна живущих на землях Горного Алтая. С тех ещё времён, когда неуважительное отношение к воде могло обернуться эпидемией заразной болезни и вымиранием целых деревень и стоянок. Сейчас мы защищены от подобных страхов, но это не значит, что можно позволить себе  надругательства над источниками воды.

  Мудро поступили жители Манжерока огородив родник в центре села металлическим забором. Над самим источником они поставили красивый деревянный домик, а двери закрыли на замок. Для желающих напиться просто вывели трубу с изливающейся родниковой водой. С точки зрения санитарии хорошо, но как-то все же становится грустно, что мы сами от себя прячем дарованную Богом красоту –  на металлическую трубу долго не налюбуешься.

  Но пока в нашем Горном Алтае процветает «дикий» туризм остается только радоваться, что основная масса родников у нас не у дорог, и что современный турист ленив, избалован и добраться до святых мест в тайге и горах ему просто не под силу.

  Я не берусь утверждать, что местное население сплошь изобилует культурой, но отношение к родникам, к тайге, вообще к природе преобладает почтительное. Пора бы и гостей наших приучать к бережному отношению к красоте и первозданности Горного Алтая. А то ведь действительно, что бы что-то сохранить, заборы придется ставить – по берегам рек, по границам лесных массивов, вокруг озер и водопадов.

  Соседи наши, китайцы, на озере Канас принимают ежегодно более миллиона туристов, но «касаться» озерной воды не разрешают – туристы любуются красотой со специальных смотровых площадок. Думаю, нашим гостям такой способ отдыха  будет слишком скучным, но и втаптывать природу в грязь тоже не годится.