Karaim

Хачхарджи Константин
                «Так глубока, древна, неповторима
           История народа караимов»

    Древне-ассирийская наскальная надпись.
    
        С годами время прививает нам одну очень интересную привычку – привычку думать, сопоставлять, отделять примитив от фактора важного. Если у тебя за плечами N-ое количество  прожитых лет, то хочешь  того, или нет, ты должен достать из своего «вещевого» мешка такие валентные данные, которые позволили бы, интегрируя их, выйти на плоскость дня. И это далеко не прихоть, потому что  рождается желание понять и оценить  время своё, не выходя за пределы разумной логики. Это,впрямь,  счастье, какое-то, если есть возможность в нужный час  сказать себе «архимедову фразу»: «Эврика»!  Нужен лишь толчок со стороны….

        Моя двоюродная сестра Аза Дмитриевна (Новокуйбышевск), в своём письме, которое получил недавно, напомнила мне один характерный штрих из моей, теперь уже бывшей, сельской, жизни, в частности о том, что, дескать, у меня  была кличка: - «чуфут», что с татарского – еврей. Но в этом слове больше от истории, чем от этимологии, что и привело  меня к параллельным воспоминаниям. Как ни говори, мои предки в Крыму бок о бок жили с татарами без малого 400 лет, что, естественно, не могло не отразиться  на языке румеев.  Пару слов, иначе будет путаница.

        Время царствования Византии для греков Крыма было «золотым веком», именно тогда они гордо называли себя «ромейос», то есть – гражданин Рима. После разгрома Византийской Империи османами (Турцией) в 1453-ем году, крымских греков, сохранивших родной язык, стали называть румеями, а перешедших на татарский – урумами: чисто тюркская огласовка – «рус-урус».  Потому совершенно неудивительно, что  язык румеев,  считающих себя, с этой точки зрения,  вроде, как чистокровными, на самом деле, есть некий суржик, в котором наличествует  множество слов и интонаций, имеющих чисто татарский мотив. Думаю, для преамбулы это вполне достаточно.

        Так вот, отталкиваясь от слова «чуфут», я вспомнил, что в селе у меня был школьный друг со странной, как мне тогда казалось, фамилией Кале. Соединяя их,  получим – «Чуфут-Кале» - священное,  молитвенное, место в Крыму для любого караима.

         Чуфут-Кале, что с татарского – «Еврейская крепость», с тюркского – «сорок замков», или – «сорок братьев» - это город-крепость, который сегодня, хотя и постарел изрядно, но всё равно, гордо смотрит  на междуречье  Альмы и Качи с высоты 558  метров над уровнем моря. Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По некоторым сведениям, в эту эпоху город носил название Фуллы, и что жили в нём преимущественно аланы, но пока никто из историков не смог точно указать его географию в ряду ныне известных городищ.  Что ж, тогда, не мешкая, пропустим вперёд караимов.

          Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом, и происходит не из византийских или итальянских колоний Крыма, а из Солхата (Старый Крым): первой татарской столицы полуострова.  Тогда – поехали в Солхат (от итальянского solcata — «борозда, ров»).
 
          Татары, а вслед за ними и греки, как уже отмечено было  выше, еврея называли – «чуфут», вроде, так, да не совсем.  Дело в том, что  караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной», а на языке караимов «двойня», или «пара» - это «джуфут», поэтому городище  сменило своё название на  Джуфут-Кале (Двойная крепость). Вместе с тем, поскольку караимы были иудеями, то  на слуху пошло и другое определение, в частности, как «иудейская крепость».  Таким образом, караимское слово «джуфут», произносимое татарином на свой манер, как «чуфут», стал оригинальным синоним, под которым татары впоследствии стали подразумевать любого  еврея: как в математике, взял корень – изменил число…

           Чувствую, надо ещё разок напомнить, что письмо  Азы  послужило мне роль печки, от которой пустился я в пляс в ритмах сиртаки, видать, от  радости, потому что, как говорится, - «чем дальше в лес, тем больше дров». Истину, как я понял, придётся  искать, совмещая своё прошлое с тем декором, который открылся мне в  «обетованные» годы» мои.
 
          В  Крымском «котле», в котором долгие годы варился «этнический сбитень», должны были остаться интеграционные следы, что и стало предметом моих бдений. Нам известно, что один из старейших в Крыму, Свято-Успенский пещерный православный  монастырь, который предположительно был основан в конце VIII - начале IX веков в последние годы был частично реставрирован. Перед широкой лестницей, вырубленной в скале, которая ведёт в церковь, расположен дом настоятеля монастыря.  Лестница из 84 ступенек простирается до плато, где в прошлом были монастырские угодья, откуда  открывается живописный вид на средневековый пещерный город Чуфут-Кале.  Итак, соседство православных святынь с двумя сохранившимися кенасами (синагоги), к вящей моей радости, свидетельствует о  духовной близости греков и караимов.
 
          Тут немного отступлю: уж больно хочется мне посоветовать любознательному туристу  осмотреть интересный подземный колодец Тик-Кую. Он расположен в начале подъема по крутой горе к южным воротам Чуфут-Кале. Колодец Тик-Кую, открытый спелеологами в 1998 году, является древним гидротехническим сооружением. В течение трех лет энтузиасты занимались расчисткой входа от завалов камней и глины, но труд был не напрасным. Открывшаяся наклонная 120-метровая галерея, уходящая вглубь скалы, заканчивается 30-метровой шахтой с винтовой лестницей. Глубина колодца от поверхности земли составляет 45 метров. На стенах имеются многочисленные надписи на латыни и на караимском наречии. На дне колодца Тик-Кую несколько каменных купелей с водой. От основной шахты ведут боковые ответвления, заканчивающиеся тупиками. Но специалисты полагают, что эти штреки идут далее и образуют сложную систему подземных ходов под городом Чуфут-Кале, которые, возможно, были прорыты в целях обороны от нападений внешних врагов. Интересно и то, что во время раскопок был найден кувшин с кладом с 4000 золотых и серебряных монет, многие из которых до сих пор не могут идентифицировать даже специалисты-нумизматы.  Словом, здесь любопытному, как нетрудно заметить,  есть на что посмотреть, но желательно, чтобы сборы были недолгими, так как вход в колодец уже полностью оборудован и ждёт своих посетителей.
   
           Само название колодца «Тик-Кую» рождает во мне другие, милые сердцу, воспоминания.  Тюркские, равно, как и татарские слова, которые за многовековое соседство вошли в общий языковый реестр,  румеи  придают им свою родную тональность. Мои земляки колодец также называют тем же словом, что и  татары, но произносят его  с лёгкой интонацией, то есть букву «К» озвучивают мягче, как «Х», что нередко приводило к забавным курьёзам.  На окраине родной деревеньки Бугас проходит автотрасса Киев-Донецк-Мариуполь. Бывает, и не так уж редко, когда бледнолицые останавливаются, чтобы отведать что-либо из румейской кухни, или положить глаз на молодую черноокую, что тоже неплохо, если с умом.  Всё бы ничего, да вот, - можете представить себе, - утречком, изнеженная за ночь красавица, слегка подтягиваясь, говорит своему заезжему корнету:
   
-Ты, давай, бери ведро и пошёл к хую!

«Ничего себе, обращеньице,- успокаивает себя  прохиндей,- почёсывая темечко!»
 
           Есть ещё одно историческое место, свидетельствующее о тесном содружестве греков и караимов – это Мангуп, что в  переводе с иранского – Материнская гора.  Да и, вправду, она по-матерински ласковая и нежная гора, с шелковистой травой и бесконечными зелеными лугами, с живительными источниками на самом верху горы, а само плато, площадью около 90 гектаров, возвышающееся на 583 метра над уровнем моря с суровыми отвесными обрывами,  даёт ощущение несгибаемой земной силы. Неслучайно поэтому, в средние века Мангуп  провозглашается  столицей княжества Феодоро, что в переводе с греческого, буквально, - «подарок Бога».  Умно,  потому что выбранное место, в самом деле, вполне соответствует столь высокому определению. Территория княжества  была защищена стенами и башнями, кроме того, вертикальные  обрывы скал исключали возможность применения при штурме крепости стенобитных и метательных орудий, подвижных башен. В то же время господствующая высота, на которой располагался город, позволяла из обычного лука простреливать все подступы к нему. В княжестве Феодоро, разумеется, в подавляющем большинстве жили греки.  Но, увы,  судьба-индейка:  османам всё-таки удалось хитростью завоевать крепость, после чего её стали именовать на тюркский лад, как «Мангуп-Кале», то есть – «Мангуп-Крепость».  В итоге, в прошлом потрясающе красивое,  и зажиточное княжество, всё то, что было сделано греками за века, - всё рухнуло. В 1774 году турецкий гарнизон уходит восвояси, спустя 4 года императрица  всея Руси Екатерина Великая всех греков, как румеев, так и урумов, вывела из Крыма в Приазовье, в дикие, необжитые, степи «Войска Донскаго», а в 1790-ом году последними  Мангуп-Кале покинули караимы.  Сегодня в овраге  «Табана-Дере» сохранились  лишь остатки караимского кладбища.
 
          Общие черты у этих двух народов я вижу в том, что как греки, так и караимы быстро перенимали язык той земли, где приходилось волею судьбы жить не одно столетие. Но, чтобы остаться в рамках, выбранной темы, особо отметим здесь, что караимы,  несмотря на смену земных панорам,  нашли в себе силы сохранить свою самобытность, хотя понятно, сколь это трудно, ибо,  как говорят: - «С кем поведёшься, у того и наберёшься». За многовековое странствие по чужим землям много чего изменилось в   караимском, равно, как и в греческом,  языках. Тут такая пестрота пошла, что иной раз слышится, вроде, что-то знакомое, однако, чтобы понять, надо подбросить немного   «бисеру», о чём обещаю поведать там, к чему уста мои коснутся. Подлинный караимский язык - язык караимов Восточной Европы исходит из первых письменных памятников  XVIII века.  Дальше  пришлось им менять свои тона в зависимости от того, где и с кем надо было общаться, чтобы остаться, как говорится, в своей шкуре, хотя бы вот это:

-Караимо-арабский – язык караимов Египта и Эрец-Исраэль.
 
-Караимо-греческий – язык караимов Турции.
 
-Кыпчакский (ветвь тюркского языка) – язык караимов Крыма.
 
            Интересная картина рисуется,  о которой раньше - ни сном, ни духом. Греки, которых, как уже было сказано, Екатерина ll вывела из Крыма в пределы Приазовья, на самом деле, толком самих   себя  не разумеют, потому что одни говорят на засоренном древнегреческом,  другие  - на кыпчакском языке, из-за чего господа лингвисты  одних называют  – эллинофоны, а других – татарофоны, тогда как по  религии – все они  Православные.   В бывшем СССР в общем составе их в 5 графе записывали  мало кому понятным сочетанием, - греко-татарин.

 Чтобы удачно решить сей «этнический бином» (лат. bis — дважды, nomen — имя), придётся мне снова отступить для разгона мысли.

             Впервые реально я увидел караима, когда в апреле 2000 года перебрался в Израиль.  Поначалу обосновались на центральной улице, ниже которой метров на 200-300, находился (он и сейчас на том же месте)супермаркет  «Машбир», которым владели караимы, о чём узнал позже, заинтересовавшись столь интересным для меня названием. Оказалось, что Иосиф бен Йешуа,  прозванный «ха-Машбир», что с иврита, буквально,  - «кормилец», или «приносящий хлеб» (по аналогии с библейским Иосифом) – это автор нескольких, чтимых караимами,  литургических стихотворений («Йетер пелита….»), напечатанных в Вильно в 1890-ом году. Когда впервые увидел хозяина этого универмага,  я подумал: «Боже, так это же наш кыпчак родной».
 
              В самом деле,  все, кому, хоть сколь-нибудь  посчастливилось встретить на своём  пути караима, пишут, что они образуют устойчивый физический тип: преобладают среднего роста, коренастые, широколицые смуглые брюнеты. И вот тогда, я вспомнил, что среди моих земляков бытуют  фамилии, чисто караимского толка, такие как:  Кале, Балджи, Кумуржи, Колпакчи, Стамбулжи, Арабаджи, Мангуш и прочие и прочие. Выше я отмечал, что мои греки в тюркско-кыпчакских  словах букву «К» произносят, как «Х».  В эти дни, когда я пишу эти строки, в Крыму, к вящей радости моей, живёт 63-летний караим Баккал Евгений Георгиевич, - инициатор создания Севастопольской общины крымских караимов,  с названием «Фидан», что с караимского – лоза, ветка, росток.

            Так вот, в родном  селе, ещё, будучи юнцом, лично знавал грека с  фамилией Бахал, тоже – среднего роста, кряжистый, черноголовый («карабаш») с легка искривлёнными ногами, на которых он крепко стоял на земле, короче говоря, - настоящий коренной. А что ноги кривые, так это не беда: прямые ноги мужику, ежели он не танцор, - безо всякой надобности, тогда как кривые для «замка» - то, что надо! Мне ничего не остаётся, как предположить, что при выводе греко-татар из Крыма, отдельные караимы, вероятно, приняв православие,  слились в общий эллинистический поток. Думаю, это вполне достаточно, чтобы сказать, что нам, наконец-то,  удалось решить этот, как назвал выше, - «этнический бином», чему я рад неописуемо….

           В отношении религии у караимов особый (по древности) мотив, что не раз выручало их от беды.  Императрица Екатерина Великая, - после присоединения Крыма,  небольшому числу караимам, пожелавшим перебраться в Россию,  дала  все мыслимые на то время статусы и привилегии, ссылаясь  на выводы, созданной для этой цели специальной Высочайшей комиссии, которая особо отметила, что караимы имеют собственную религию, «почитая один Ветхий Завет, одинаково с ними почитаемый всеми христианами».

           Позднее (вспомним) такая же  авторитетная  комиссия, созданная при Адольфе Гитлере, вынесла тот же вердикт о непричастности караимов к еврейству, что в очередной раз, в данном конкретном случае, спасло их  от холокоста.
 
         Так в чём же тогда тонкость и где эта «караимская изюминка»?
 
        Этот «вулканизм» дышит тысячелетиями. Птице для полёта, для равновесия сил и динамики, надобно иметь два крыла, человеку тоже нужно иметь два крыла: правовые нормы, то есть Конституционные права, и этические нормы, то бишь, религию, чтобы не скатиться в болото невежества и разгильдяйства.  Из ничего может созидать один лишь Бог, тогда, как человеку, чтобы изобрести что-то новое, чтобы чуток добраться до какой-либо истины, следует, изучив опыт прошлых поколений, рвануть в бездну тайн. Известно, что этика – это плод творческого озарения «звёздных»  древней Эллады, одним из которых был «отец логики»  Аристотель (384-322 год до нашей эры).  Это он инициировал рождение нового направления в науке, названного им этикой.  Аристотель рассматривал свободное от материи мышление, как верховное начало в мире — божество. Хотя, как справедливо он полагал,  человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему, как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, то есть - на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой — этику, не лишенную идеала….

          Сегодня мы говорим (и это - правда!), что  Ветхий Завет  является  наиболее  ранней этической Книгой. Приблизительно в третьем веке до нашей эры  существовало не менее трех текстов на иврите: текст, получивший название масоретского,  текст, использовавшийся, по крайней мере, частично, для перевода на греческий язык и  третий — Самарийское  Пятикнижие. Текст Библии был окончательно сформирован лишь спустя один век после Христа (Э. Жакоб).
 
          Моисей, как автор Пятикнижия, без всякого сомнения, был образованным человеком своего времени,  сумевшим сгруппировать, осмыслить и отредактировать то, что было написано другими авторами до него и, наверняка, знал «Этику» Аристотеля.  Чтобы завершить «во имя!» скажу от себя, почему я считаю Моисея самым гениальным, разумеется, после Бога, человеком. Считаю так потому, что Моисей сам, своей рукой, написал Тору, но потом сказал, что лично он, дескать,  к этому никакого отношения не имеет, и что Тору он получил от рук самого Бога. Если бы Моисей огласил своё авторство, то, как это бывает меж человеками, его давно бы искромсали, а так, кто бы осмелился выступить против Бога? Да, никто, ни в коем рази, и не в кои веки!

          Отсюда прямиком к караимам. Само слово  «караим» в прямом переводе с иврита означает - «читающие», то есть, читающие Тору.   Мозговитый грек Калеб Афендополо,  зять и ученик  учёного-караима  Элияху, завершил труд тестя, издав свою книгу по теологии, в которой   сформулированы все десять принципов вероучения караимов:
 
1.Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего;

2.Он — Творец, который Сам не был сотворен;

3.Он не имеет формы, ни с чем несравним, бестелесен и един абсолютно;
 
4.Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков);
 
5.Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом;
 
6. Каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш);
 
7.Бог раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея);

8.Бог воскресит мертвых в Судный день;
 
9.Бог воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире);
 
10.Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.

           В отличие от раббанитов, караимы не имеют фиксированного числа мицвот (перечень основных религиозных предписаний  в иудаизме), и караимская доктрина так же значительно уступает по степени разработанности доктрине раввинистического иудаизма. Календарь и законы о браке, предписания о ритуальной чистоте представляют собой наиболее разработанные области караимского учения. Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным: нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Йом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шавуот выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают пост Эсфири.  Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов сравнительно всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с богослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено. Особой строгостью отличаются караимские предписания о ритуальной чистоте, а также законы в отношении допускаемой степени родства среди людей, вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 веке, ввиду угрожавшего общине вымирания,  ограничения подверглись некоторому смягчению. Караимские правила о ритуальной нечистоте, связанные с менструацией, что носит название Нидда, строже соответствующих правил, принятых у раббанитов.
 
             Здесь  без уточнений не обойтись. Нидда, что с иврита, буквально, «отделение», или «удаление»,  по еврейскому религиозному закону — нечистота женщины в период менструации, а по аналогии — и в послеродовой период. Так называют и женщину в эти периоды. Согласно Библии,  женщина считается ниддой с начала менструации или с момента рождения ребенка до принесения очистительных жертвоприношений,  спустя определенное время (Лев. 12:2–8; 15:19–29 и др.).
 
            За вступление в половую связь в период нидды подлежат карету, как женщина, так и мужчина. Карет с иврита, буквально, «срез», в переносном смысле – «истребление», - это провозглашенная в Библии небесная кара за сознательное нарушение религиозных предписаний, перечисленных в текстах Пятикнижия (за исключением Второзакония), которые исследователи связывают с так называемым жреческим кодексом….

             Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Богослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф, что с иврита, буквально -  «дополнение», то бишь,  дополнительное жертвоприношение, или дополнительная молитва по субботам и праздникам,  и ряд других молитв.

             Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, но молитва Шмоне- эсре («Восемнадцать благословений» - основная еврейская молитва, её читают шёпотом, стоя), - караимам неизвестна.  Во время молитвы караимы носят цицит, сплетённые пучки нитей (часто шерстяных), которые носят мужчины с 13 лет (возраст Бар-мицва) с голубой нитью. Библейские предписания о мезузе и тфиллин трактуются у караимов, как чисто символические. Караимы отвергают некоторые из раввинистических предписаний относительно обрезания.
 
Человеку светскому караим, в этом смысле,  ближе:  в самом деле, зачем резать вживую там, где каждый миллиметр – на вес золота!

Ещё несколько характерных определений и понятий, вдобавок к сказанному:

 1)караимская синагога называется – кенасса, 2)равин -  хахам, 3)кантор -  хазан, 4) в кенассе караимы  снимают обувь, 5) женщины и мужчины в кенассе отделены перегородкой.
 
           И для аккорда:  на  дверях караимских домов  - две, особо подчёркиваю, ДВЕ (!!)  ручки: общая и отдельно для женщины в состоянии ритуальной её нечистоты.

          Насчёт ручек – это же чистейший шедевр, ребята! Пожалуй, я воспользуюсь им, чтобы, в этом ключе,  по-своему осветить религиозную канву. На мой взгляд, все религии, мировые в особенности, в своих «столбовых наставлениях»  имеют нечто такое, что их связывает воедино, и это «нечто» касается женщины. Все знают, как раздеть её, но, никак не сообразят, что напялить на неё, дабы скрыть прелестные её формы. Пророки всеми силами (я это покажу!) стараются избавиться от чар земных, но, - всё тщетно.
 
1.В Христианстве прелюбодеяние причисляется к семи смертным грехам. Именно женщина обвиняется в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества, из Библии: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». Заходить женщине в церковь, предварительно не прикрыв плечики и грудь свою соблазнительную,  - нельзя-с (!), потому как при виде сих греховных красот священнослужитель дрожит, как осиновый лист, начинает заикаться, путаться в мыслях, из-за чего проповедь его превращается в пустое бормотанье.

 Да вполне, ибо обнажённые плечики и прелестные руки искусительницы,  – это же особая, волнительная (читай сексуальная) аура,  тут уж держи «хвост» трубой!
 
2. В иудаизме тоже много всяких аналогичных запретов. Сегодня уже не удивляюсь, но на первых порах страшно недоумевал, когда в жаркое лето увидел, как женщина при полном параде пошла на волну.  Спрашивал, что, мол, сие значит?

«Да, она, видать, - сказал мне русскоязычный сосед по пляжу, - из ортодоксальной семьи, тут иной раз такое встретишь, что ни в тын, ни в ворота»

В Хайфе была у нас соседка, тоже из русскоязычных эмигрантов, которая работала уборщицей в «Доме свиданий».  Однажды, улучшив момент, я поинтересовался:

-Скажите, а как там наш брат ортодокс, бывает, аль обходит заведение стороной?

«Ещё и, как бывает, - ответила она с лёгкой улыбкой, - прямо, бегом, как молодой олень, но ночью, тайною тропою».
 
Правду сказать, а куда ему, бедному, страдальцу деваться? Вот, что об этом пишется в Ветхом Завете (читаем «Песни песней Соломона», гл. 7:

 -Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти (ст.8). 
Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы  вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков (ст.9).
 
                Ну, Соломон,- молоток!

3. Ислам. Самая молодая религия, которая явилась миру в начале VII века на западе Аравийского полуострова с лёгкой подачи Пророка Мохаммеда, - автора Корана (основополагающей книги Ислама). По отношению к женщине Коран предельно категоричен.  Приведу отдельные, выбранные мною, суры:
 
    - Тело женщины должно быть полностью закрыто, оставляя открытым лишь лицо (а иногда, только глаза), иначе женщина не застрахована от публичных оскорблений неприличными словами или действиями со стороны мусульманской общественности
 
    - Коран разрешает мусульманам, в дополнение к четырем жёнам, иметь неограниченное количество рабынь;

    - Коран позволяет мусульманам принуждать своих рабынь к проституции с целью обогащения. Аллах милосердно прощает принуждаемых рабынь, что касается мусульманина, принуждающего рабынь к проституции, то в глазах Аллаха он не виновен. (????) No comment!

            Но, как говорится, нет худа без добра.  Переживаемый нами  период челночного развития человечества, который я называю  не иначе, как «вперёд-назад»,  скоро-скоро (по космическим меркам) должен завершиться, чтобы уступить циклу «шестого Солнца», как мыслили об этом  народы  Майя.  Наше сознание, образованность, воспитанность, наш интеллект столь изменится в качественном отношении, что люди станут умнее, добрее, иными словами, грядёт эпоха новой цивилизации, в которой Миром, наконец, станет править организованный Разум, но отнюдь не низкие инстинкты, так что, - «не надо печалиться, вся жизнь впереди»

            Теперь представьте себе «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи в новой интерпретации. За круглым столом сидят Моисей, Христос, Мохаммед и Майя, перед каждым бокал элитного вина «Мутон Ротшильд».  Во главе круга – Моисей.
 
Моисей: С кого начнём?

Мохаммед: Ты заварил кашу, которую мы все сейчас расхлёбываем, так ты и начинай.
 
Моисей: В самом деле, я не предполагал, что путь человеческий окажется столь тернистым.  Много было пройдено дорог, немало было сделано ошибок, поэтому думаю, что наступил черёд выходить из этого омута.

Христос: Я проповедовал  добро, но, честно, признаюсь, не сумел, не смог, искоренить Зло на Земле.

Мохаммед: Я предложил жёсткий вариант, но по плодам вижу, что этот  путь,  тоже, ни коим образам нельзя считать праведным.
 
Майя: Мой народ ещё за 2500 лет до Вашего рождения (обратился лицом к Христу) думал, надеялся и предвидел, что придёт время «шестой расы», но теперь от имени предков моих по-дружески  прошу всех вас содействовать переменам, елико возможно, ибо без  вашего активного  участия толку не будет.
 
            Моисей, заметив, что сотрапезники кивнули в знак согласия, провозгласил тост:

-  Да будет так!!!

Вернёмся, однако, на круги своя:  два момента, и мы плавно покатим к финалу.

 In detail.  Этногенез караимов со всех сторон интересен. Археологи, антропологи, гробокопатели мыслимые и немыслимые, с киркой и циркулем, рыли, мерили, прикидывали, дабы добраться до этнических корней караимов.
    
В 1880 году Константин Мережковский сделал антропологические измерения 20 крымских караимов мужчин. Вслед за ним, вплоть до 1971 года, на протяжении почти 100 лет, исследовательские работы в этом направлении не прекращались.  И всё о том же, откуда, пришли и есть караимы. Иные выдвигали идею, что караимы, мол, те же хазары. Могу доказать, не затрагивая тень, ушедших в мир иной, убийственным, но вполне реальным, видимым невооружённым глазом, фактом.
 
Появление друидов как особого сословия кельтских жрецов и магов может быть отнесено ко второй половине 1 тысячелетия до нашей эры, и жили они в Галии около  500 лет,  доколе не напали на них римские легионеры, после чего они таинственным образом "растворились", "ушли", - как нынче говорят.  Религия друидов основывалась на поклонении Силам Природы.  В наши дни продвинутые, прозрев, склоняются к точке зрения древних учёных, в частности Плиния, что самоназвание друидов идёт от греческого слова - «drus», что значит – дуб: кстати, в Украине мне встречалась фамилия – Друзь…..

Друиды придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых им приходилось жить. Отсюда, очевидно, и проводимая ими связь человеческих характеров с деревьями. Они утверждали, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки, считали, - и это чрезвычайно умно, - что «все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом...».

 Здесь реально просматривается связь теизма друидов с язычеством вообще, которое, как известно из истории, трактуется, как священное  поклонение человека идолам и силам природы.
 
Караимы стали таковыми, разумеется, лишь  после принятия иудаизма, тогда как изначально родом они были из языческих (кочевых) племён, которые, познакомившись с опытом друидов, переняли их столь колоритный обряд  преклонения деревьям, в частности, дубу, правда, с некоторыми для них, - о чём речь  впереди, -  характерными полутонами.  Сия симпатичная традиция  корнями ушла в историю, в частности, в библейской книге Бытие говорится о том, как посреди Эдемского сада Бог посадил  Дерево  Добра и Зла с тем, чтобы привить человеку способность осознанно выбирать  между Добром и Злом. Во-вторых, люди свою генетическую модель называют не иначе, как «Древо жизни»….

В этой связи осталось  особо подчеркнуть  одну характерную этническую черту караимов, которая выгодно отличает их от раббанитов: приняв уставные положения, изложенные в Торе, они сумели сохранить, - и донести до наших дней, -  свою седую традицию поклонения Дубу.
 
В Крыму,  у  «пещерного города» Чуфут-Кале, на территории караимского родового кладбища, известного под названием “Иософатова долина”, так же, как во времена былинные, растет старая дубовая роща – национальная святыня караимского народа. От древности и до наших дней дошел культ «Священных Дубов» родового кладбища с названием  Балта Тиймэз, что в переводе – «Топор не коснется». По древней традиции готовят площадку, с которой видно открытое небо, вокруг дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами: личные посещения происходят по велению души в любое время, месяц или день недели. Паломники верят, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах, позволяет  выбрать правильное решение.  Дубы насчитывают примерно одинаковый возраст, самый большой по размерам (а значит и по возрасту) экземпляр дуба скального на караимском кладбище, расположенный по левому борту в верховьях балки Марьям-дере,  имеет окружность ствола 270 см при высоте,  примерно, до 12 метров. Около полтора десятка  дубов огорожены забором из сухих веток. Считается, что для исполнения сокровенного желания, нужно загадав его, положить ветку в изгородь священного дуба, тогда желание непременно сбудется: вроде, как знакомая для израильтянина стена плача, не находите?

Так вот,  хазарам до этого, как говорят украинцы, - «як до Кiева рачкi»  Любому школьнику известно, что Хазарский каганат был установлен в период с 650-тый по 969-тый год, то есть просуществовал ровно 319 лет, тогда как караимы по сравнению с ними – древнее древних. Дело другое, что после распада Каганата, хазары в Крыму вполне могли сойтись с тамошними караимами, ибо ни в области языка, ни по части характерного соблюдения канонов иудаизма с караимами они, как близнецы-братья. Только и всего!
 
Тогда за кадром остался один вопрос: где впервые засветились караимы?

 Неистовые исследователи данного, покрытого густым историческим туманом, вопроса, которые копали и перетаскивали камни с места на место, вчитываясь в то, что было на них нацарапано предком, убеждают, что в конце четвертого тысячелетия до нашей эры - на Иранском нагорье обитали тюрко-язычные племена.

 В этом контексте весьма примечательны изыскания главного гахама в общине караимов Каира Товия Симовича Леви-Бабович (1879-1956): он  был одним из трех, кому было поручено написать историю крымских караимов. Ему не раз в горячих спорах с египетскими караимами-евреями приходилось отстаивать свою точку зрения по поводу того, что   караимы являются потомками древних тюрков.

И всё же в этом вопросе пока больше тёмных, чем белых пятен. Так, по не совсем ясным до сих пор причинам, отчего вдруг эти племена начали движение на Восток и, достигнув среднего Междуречья, разделились: одна часть повернула на Юг, образовав в южном Междуречье Шумерское государство, в то время, как другая, повернув на Север под предводительством Черного Вождя (кара_имам,  или кара_им), создала в этих местах  ядро будущего караимского народа.  Раскол, по-видимому, произошел на религиозной почве:  известно, что  шумеры были язычниками, тогда как караимы на тот период уже были на полпути к вратам новой Веры.  Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что караимская часть народа, достигнув северного Междуречья, осела там,  на стыке нынешних государств, как Турция, Ирак и Сирия, - в окрестности города Харрана, который  не раз упоминается в Библии  (Быт.11:32).
 
  Кстати, многие  культурные и научные открытия, которые в прошлом приписывались  шумерам, нынче считаются  достижениями караимов, к примеру,   изыскания  в области,  астрономии и изобретение клинописи, оказывается, на самом деле, принадлежат караимам. Некоторые ученные предполагают,  что именно отсюда и произошло название караимов. «Караим» на языках, окружающих караимов семитских народов, означало - читающие, потому, как  караимы были в то время единственным грамотным народом….

Что касаемо меня, то свои симпатии я отношу к версии, что самоназвание караимов произошло  от имени их легендарного Черного Вождя: Kara Imam, то есть – karaim. 
И напоследок расскажу вам о своей виртуальной встрече с одним знаменитейшим караимом, которую сегодня с высоты Храмовой горы  я вижу  совсем-совсем в ином ракурсе. Дело вот в чём.

 После окончания института меня направили в город Катык, переименованный в 1953-ем году в город Шахтёрск.  Своё вхождение в профессию я начал с должности заместителя начальника добычного участка на шахте, о чём узнал позже, которую заложил здесь в дореволюционное время некто Катык.

 И снова скажу, что именно письмо Азы заставило меня вернуться к своим берегам, чтобы сейчас сказать, кем, на самом деле, был Катык, который незримо  стал на моём пути.  О, это был Человек со всех сторон интересный.

Катык Абрам Ильич родился в 1860 году в Евпатории, в совсем небогатой караимской семье. Образование Абрам получил не ахти,  какое, но дюже башковит был с рожденья. В будущем он сам, своим умом и силами достиг знатных высот, как производственник и как коммерсант.  Вот несколько шагов из его карьерной жизни.
 
В 60 километрах  от Донецка в окрестностях  слободы Алексеево-Орловка, где геологи открыли  большие запасы антрацита, в 1900-ом году была введена в работу шахта купца Абрама Катыка, вокруг которой  к 1905 году сформировался горняцкий посёлок, названный его именем -  Катык.

 Неугомонный Абрам Ильич, убедившись, что дело прибыльное, стал здесь  закладывать новые шахты и одновременно покупать уже работающие. Вскоре шахты Катыка становятся ведущими поставщиками  угля для Екатерининской железной дороги, а также для промышленных предприятий соседних городов Макеевки и Горловки.
 
Ко всему прочему, удачливый Катык въехал в Западную Европу на своих дрогах, как основатель табачного дела в России.  Табачная фабрика, которую он построил в 1891 году вместе со своим земляком Дуваном, равно, как и, выпускаемые фабрикой папиросы, имели марку «Дукат», что  от начала двух фамилий - Дуван и Катык.
 
Эти папиросы обожал мой отец, ну, а мне они хорошо запомнились, потому что, улучшив момент, обычно, когда он спал, я тихонечко, правда, в меру, без нахальства и  не всегда, осторожненько вытаскивал  с кармана одну-две штучки, чтобы тайком подымить с другом под соседним мостом.

После октябрьской социалистической революции Катык был принят на советскую службу,  и несколько лет состоял он коммерческим директором в Совпольторге в Москве. Два раза ездил по службе за границу, причем все задания Советского правительства выполнял, с присущей ему,  добросовестностью.
 
Но, увы, в бывшем СССР человека могли погладить по головке, и через время с тем, же усердием выбить стульчик из-под его ног.  Последние свои годы Абрам Ильич провёл в нужде, и с потухшим взором, так и ушёл  из жизни  в 1936-ом году в 76-летнем возрасте.
 
Что до меня, то я с небесного  благословения Абрама Ильича  в 1956-ом женился на чистокровной еврейке Раисе Константиновне, точнее сказать, Рахиль Касровне, - преподавателе русского языка и литературы, чем окончательно подтвердил свою кличку – чуфут.
 
И к – ассоциациям.

С древнейших времён, помимо всех прочих занятий, способности караимов особенно проявились  в скотоводстве, пчеловодстве и виноградарстве, потому-то и в национальной кухне много чего исходит от внутренней сути караимских фамилий. Кстати, фамилия Катык – это,  в прямом переводе, «кислое молоко», приготовление которого, знамо дело, - проще простого, потому,  мною движет желание угостить своего визави экзотическим кушаньем с традиционным названием, - кубитэ по-караимски.  Моя бабушка Катя (я это хорошо помню) готовила это блюдо чисто в татарском варианте, о чём мною написано в очерке «Вести из прошлого», но сегодня, когда душа моя ушла к караимам, я скорее почувствовал, чем понял, что пальму первенства, по этой части, надо отдать караимам. Мне нравится, как вдохновенно описывает рецепт  приготовления кубитэ  Андрей Бугайский (круто, однако!).  Недолго  мешкая, ниже приведу его рецепт, не меняя ни единого слова, ни единой интонации.  Итак, - Ваш ход маэстро:
 
«Давно хотел рассказать про один замечательный пирог, который научился готовить и даже показывал в ящике, а здесь ещё не писал.  Вот наконец сделал дома и рассказываю.
 
Пирог с бараниной неординарно называется «кубитЕ» и пришёл ко мне из караимской кухни через заботливые руки. Первоисточником рецепта является Эстер Моисеевна, в прошлом многолетний технолог Бахчисарайского винзавода и автор нескольких замечательных вин. Сами же караимы – немногочисленный, но крепко хранящий святоотеческие  традиции крымский народ (Крым – караимам!), со своей своеобразной кухней, преимущественно мясной, и прочими атрибутами древней культуры. Делается всё просто, а результат – восхитительный.

 В данном случае состав участников такой:
 
Баранина молодая постная – 600 гр
Жир бараний почечный или курдюк – 200 гр
Лук репчатый – 200 гр
Мука пшеничная – 3 стакана (около 300-350 гр)
Масло растительное – 70 мл
Вода – 200 мл
Сметана 20% - 2 коробочки по 180 гр
1 яйцо для смазывания и защипа
Соль – 1 +1 ч.л.
Чёрный перец, кориандр, кумин – 1 ст.л. всего, толчёные.

Почечный жир или курдюк (холодные) режем кубиками, муку просеиваем, добавляем соль и всё вместе загружаем в блендер (я грузил тремя порциями) и прокручиваем на импульсном режиме до образования «песка». В готовую смесь добавляем сметану и небрежно вымешиваем, вливаем растительное масло и вымешиваем ещё немного, но без фанатизма. В плёнку и в холодильник минут на 20. Мясо режем вдоль ломтиками, ещё раз вдоль тонкими лентами как на лапшу и поперёк маленькими кубиками, чуть крупнее, чем на фарш. Так же режем и рубим репчатый лук. Смешиваем в миске, слегка солим, добавляем толчёные пряности и вымешиваем. Тесто делим на две неравные части, затем большую часть  раскатываем на доске в круг  диаметром 30-35 см, наматываем на скалку, и переносим её  на противень, застеленный пекарской бумагой. Раскладываем на нём рубленое мясо с луком равномерно, оставляя по 3 см с краю на защип. После чего, раскатываем меньшую часть теста на крышку (круг диаметром 25-28 см.),  и тем же манером переносим её на противень поверх фарша. Смазываем весь верхний круг разболтанным яйцом, заворачиваем наверх края нижнего круга и защипываем, как умеем, но, чтобы -  без дырок и свищей. В центре вырезаем небольшое отверстие – 2 см диаметром.  Для понта,  ещё посыпаем  сверху кунжутом – удачно. Ставим пирог в духовку на 180С на 40 минут. В стакане воды растворяем одну чайную ложку  соли. Через 40 минут пирог должен подрумяниться и в центральном отверстии должен булькать бульон. В это отверстие небольшими порциями (удобнее из какого-нибудь носика) вливаем солёную воду. Кубитэ всасывает её с благодарностью, как утром с бодуна. За 7-8 приёмов вливаем весь стакан и возвращаем в духовку ещё минут на 10. Достаём из духовки и даём постоять под полотенцем минут 15, после чего режем порционно (можно и в одно жало) и раздаём.
Тесто хрустящее, слоистое, хорошо пропеклось, мясо душистое, сока море, сожрать можно (и нужно) очень много и сразу, обжигая пальцы и губы. В сопровождение была тонко нарезанная маргеланская редька с уксусом, маслом, солью и чёрным перцем – прекрасно подходит,  горячий зелёный чай и холодные «стописят» тоже в самый раз!»

И я, пожалуй, налью себе те же 150 московского разлива в память о Катыке.

Славный был человек Абрам Ильич, да пребудет имя его в Царстве вечности!!!

Simply the Best!