9 марта

Маргарита Школьниксон-Смишко
Тем, кто не понимает нашей  веры, хотят, чтобы мы взяли в руки оружие и убивали людей ради общего дела, мы можем ответить:"Ваши жрецы, приставленные к вашим идолам и вашим храмам, блюдут руки чистыми для того, чтобы жертвы, которые они приносят вашим богам, совершались бы руками чистыми, не осквернёнными кровью и убийством. Какая бы ни началась война, вы никогда не зачисляете их в войско. Если этот обычай разумен, то не гораздо ли ещё разумнее то, чтобы мы, христиане, соблюдали свои руки чистыми от всякого осквернения."
Когда мы нашими увещаниями поощряем народы к ненарушению союзов и условий мира, мы гораздо полезнее властителям, чем их воины. Мы истинно участвуем в трудах, имеющих целью общественное благо, когда к нашим увещаниям мы присоединяем ещё размышления и упражнения, поучающие людей освобождению от похотей. Да, мы более всех других воюем за благо императора. Правда, мы не служим под его знамёнами и не будем служить, если бы он и заставил нас, но мы сражаемся за него добрыми делами.
                Ориген (писатель первой половины 3-тьего века)

Вооружённый мир и война, если будут когда-либо уничтожены, то никак не царями, не сильными мира сего. Война слишком выгодна для них. Война прекратится только тогда, когда те, кто больше всего страдает от войны, поймут, что их судьба в их же руках, и для своего освобождения от бедствий войны употребят самое простое и естественное средство: перестанут повиноваться тем, кто вовлекает их в войну, делает их солдатами.
                По Хардюэну

Иллюстрация: картина Константина Савицкого "На войну"